Судебная практика

По делу № 2-1166/2010. Решение от 28 декабря 2010 года № 2-1166/2010. Ленинградская область.

Приозерский городской суд Ленинградской области

в составе: судьи Кустарниковой *.*.

при секретаре: Питалевой *.*.

с участием: помощника Приозерского городского прокурора Андреевой *.*., представителя ответчика – администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Васильевой *.*., представителя ответчика – МДОУ «Детский сад № 16» Тихомировой *.*., действующей на основании приказа о назначении № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица – территориального отдела государственного пожарного надзора Приозерского района ГУ МЧС России по Ленинградской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Илецкой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приозерский
муниципальный район Ленинградской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 16» об обязании обеспечить здание «Детского сада № 16» необходимыми средствами пожарной безопасности,

Установил:

Приозерский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области, МДОУ «Детский сад № 16» об обязании обеспечить здание «Детского сада № 16» необходимыми средствами пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленного требования указал, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности, проведенной территориальным отделом государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ленинградской области, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно здание Детского сада № 16 не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области – Васильева *.*., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что Постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений на ДД.ММ.ГГГГ годы». В соответствии с указанной целевой программой финансирование работ по установке системы автоматической пожарной сигнализации в МДОУ «Детский сад № 16» предусмотрено в течение ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, администрация муниципального образования Приозерский Муниципальный район Ленинградской области как исполнительно-распорядительный орган, входящий в структуру органов местного самоуправления муниципального района, на момент обращения Приозерского городского прокурора в судебные органы, выполнила все предусмотренные действующим законодательством России мероприятия, направленные на обеспечение МДОУ «Детский сад № 16» средствами пожарной безопасности, включая установку АПС.

Представитель ответчика - МДОУ «Детский сад № 16» Тихомирова *.*., действующая на основании приказа, в судебном заседании не
возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила, что детский сад должен быть оснащен средствами противопожарной безопасности. При выделении денежных средств все нарушения будут устранены.

Представитель третьего лица – территориального отдела государственного пожарного надзора МЧС России по Ленинградской области Илецкая *.*., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении, в частности, обеспечивать противопожарную безопасность. Неисполнение возложенной законом обязанности ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в общеобразовательном учреждении, в том числе детей, нарушая их право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям пожарной безопасности. Отсутствие автоматической противопожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре является недопустимым нарушением действующего законодательства.

Выслушав помощника Приозерского городского прокурора, представителя ответчика Васильеву *.*., представителя ответчика Тихомирову *.*., представителя третьего лица Илецкую *.*., изучив материалы дела в их совокупности и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.

Статья 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» предусматривает обязанность образовательных учреждений создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Одним из основных направлений государственной политики в области образования, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», является приоритет жизни и здоровья человека.

В этих целях органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении, в частности, обеспечивать противопожарную безопасность.

В ходе проведенных территориальным отделом государственного пожарного надзора Приозерского района ГУ МЧС России по Ленинградской
области проверок соблюдения требований пожарной безопасности, выявлены нарушения требования противопожарной безопасности, а именно здание детского сада № 16 не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, что подтверждается актом территориального отдела государственного пожарного надзора Приозерского района ГУ МЧС России по Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. 1.6., 1.7. Устава МДОУ «Детский сад № 13» является некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательной деятельности по реализации образовательных услуг населению, в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

На основании ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств.

Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Правилами пожарной безопасности, утвержденными Приказом МЧС России от 18 06.2003 года № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами.

Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности на всей территории Российской Федерации, являющиеся обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу п. 10 Правил пожарной безопасности
в Российской Федерации собственники имущества лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Пунктом 1.1.1. Приложения А СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утв. Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 года № 390, дошкольные образовательные учреждения отнесены к перечню общественных зданий.

В соответствии с п. 9 Таблицы 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 315 здания общественного назначения подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.

На основании п. 6 Таблицы 2 в 5 Разделе НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утв. Приказом МЧС России от 20.06.2003 года № 323, дошкольные учреждения подлежат оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В целях обеспечения противопожарной безопасности ст. 37 Закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, а также проводить иные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть,
пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно Уставу муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

На основании Устава МДОУ «Детский сад № 16» собственником указанного учреждения и собственником здания, в котором расположен детский сад, является муниципальное образование Приозерский муниципальный район Ленинградской области.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Статьей 210 ГК РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Учитывая, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность и вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных (ст.ст. 41, 43 Закона РФ «Об образовании»), Решение вопроса, направленного на охрану учреждения с целью предотвращения последствий противоправных действий в отношении объекта и имущества, охраны жизни и здоровья лиц, находящихся на территории объекта, в случае недостаточного выделения финансовых средств на эти цели учредителем, должно приниматься руководителем образовательного учреждения самостоятельно.

Отсутствие автоматической противопожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре является недопустимым нарушением действующего законодательства.

Статьей 150 ГК РФ предусмотрено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Доводы
представителя ответчика – администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о том, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку на момент предъявления иска выполнены все мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности, в связи с утверждением муниципальной целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений на ДД.ММ.ГГГГ г.г.», по которой финансирование предусмотрено в течение ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными, так как отсутствие надлежащего финансирования в настоящее время не освобождает ответчиков от исполнения обязанности по обеспечению здания детского сада необходимыми средствами пожарной безопасности.

Поскольку несоблюдение требований законодательства в сфере пожарной безопасности влечет за собой нарушение прав детей на жизнедеятельность, образование и воспитание в безопасных условиях во время нахождения в образовательном учреждении, суд полагает, что срок для исполнения решения суда, указанный прокурором в исковом заявлении, до ДД.ММ.ГГГГ является разумным и обоснованным.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области совместно с МДОУ «Детский сад № 16» обязаны обеспечить оснащение образовательного учреждения «Детский сад № 16» автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, муниципального дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 16» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16» обеспечить здание МДОУ «Детский сад № 16» необходимыми средствами пожарной безопасности путем установки системы автоматической пожарной сигнализации и
системы оповещения людей о пожаре в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На Решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и представление в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней через Приозерский городской суд.

Судья *.*. Кустарникова