Судебная практика

Решение от 10 мая 2011 года № А14-475/2010. По делу А14-475/2010. Воронежская область.

Решение

г. Воронеж Дело №А14-475-2010

« 10 » мая 2011г. 9/34

Резолютивная часть решения объявлена 3 мая 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10 мая 2011 года.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Кораблевой *.*.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Розен *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам

администрации городского округа город Воронеж, к закрытому акционерному обществу «В’ПАК Инвест», г.Воронеж,

к обществу с ограниченной ответственностью «Косаковский», г.Воронеж,

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, г.Воронеж,

Государственное предприятие «Военторг №769» Управления торговли Московского военного округа, г.Воронеж,

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, г.Воронеж,

Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Воронежская
квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, г.Воронеж,

общество с ограниченной ответственностью «Основа», г.Воронеж,

об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

о признании права собственности,

при участии в заседании:

от истца – Иноземцева *.*., главный специалист отдела правовой работы в сфере муниципальной собственности, по доверенности от 30.12.2010 №826,

от ЗАО «В’ПАК Инвест» – Попова *.*., представитель по доверенности от 19.01.2011,

от ООО «Косаковский» - Антонов, представитель по доверенности от 22.04.2011,

от ТУ Росимущества в Воронежской области – не явился, надлежаще извещен,

от ГП «Военторг №769» – не явился, надлежаще извещен,

от Управления Росреестра по Воронежской области – не явился, надлежаще извещен,

от ООО «Основа» - не явился, надлежаще извещен,

от ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района» Минобороны России – не явился, надлежаще извещен,

Установил:

администрация городского округа город Воронеж (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «В’ПАК Инвест» об истребовании из незаконного владения закрытого акционерного общества «В’ПАК Инвест» (далее – ответчик) нежилого встроенного помещения I в лит. А, А1 общей площадью 394,6 кв.м. (номера 1-26 на поэтажном плане), расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. Чапаева, д.126.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.05.2010 заявленные требования были удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 Решение суда от 25.05.2010 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.12.2010 Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.05.2009 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.

Администрация городского округа город Воронеж обратилась также в арбитражный суд с иском о признании права собственности за муниципальным образованием городской округ город Воронеж на указанное помещение
(дело №А14-328-2011).

Определением суда от 07.02.2011 названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен №А14-475-2010/9/34.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее – ТУ Росимущества в Воронежской области), Государственное предприятие «Военторг №769» Управления торговли Московского военного округа (далее – ГП «Военторг №769»), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее – Управление Росреестра по Воронежской области), общество с ограниченной ответственностью «Основа» (далее – ООО «Основа»), Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района» Минобороны России).

Определением суда от 26.04.2011 по ходатайству закрытого акционерного общества «В’ПАК Инвест» к участию в деле в качестве соответчика (по требованию об истребовании имущества из чужого незаконного владения) привлечено ООО «Косаковский».

В судебное заседание 26.04.2011 представители третьих лиц: ГП «Военторг №769», Управление Росреестра по Воронежской области, ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района» Минобороны России, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, ООО «Основа» не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проводилось в отсутствие указанных лиц.

В порядке статьи 159, 163 АПК РФ в судебном заседании 26.04.2011 объявлялся перерыв до 03.05.2011.

Представитель ЗАО «В’ПАК Инвест» возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорное помещение принадлежало Государственному предприятию «Военторг №769» Управления торговли Московского военного округа на праве хозяйственного ведения и приобретено ответчиком у данного предприятия по
договору купли-продажи от 17.06.2009, переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке. Кроме того, ЗАО «В’ПАК Инвест» ссылается на пропуск срока исковой давности.

Представитель ООО «Косаковский» поддержал заявленные требования в части признания права собственности на спорный объект за муниципальным образованием.

Из материалов дела следует, что 17.06.2009 по договору купли-продажи спорный объект недвижимости продан закрытому акционерному обществу «В’ПАК Инвест», составлен акт приема-передачи от 17.06.2009.

04.08.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области зарегистрировано право хозяйственного ведения за Государственным предприятием «Военторг №769» Управления торговли Московского военного округа на спорное помещение на основании Устава названного предприятия, утвержденного начальником главного управления торговли Министерства обороны РФ 19.08.1994, зарегистрированного 11.11.1994 администрацией города Воронежа.

Переход права собственности на данный объект к закрытому акционерному обществу «В’ПАК Инвест» по названному договору зарегистрирован 16.12.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, что подтверждается свидетельством серии 36-АВ №672924.

Полагая, что спорное помещение являлось муниципальной собственностью на момент заключения договора купли-продажи и отчуждено ответчику неправомерно, администрация обратилась в суд с настоящим иском.

В обоснование заявленных требований администрация ссылается на ничтожность сделки купли-продажи спорного помещения, поскольку Государственное предприятие «Военторг №769» не имело права распоряжаться данным имуществом. В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации данное помещение было передано в муниципальную собственность.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ, пунктом 2 раздела II
приложения №1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 1 указанного Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении №1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно выписке из реестра федерального имущества №6-780 от 26.04.2001 спорное помещение магазина, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Чапаева, д.126, было закреплено за ГУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа» на праве оперативного управления.

Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

Согласно приложению №3 к названному Постановлению жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового н Ф.И.О. торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств,
государственных предприятий (кроме закрытой сети) отнесены к объектам муниципальной собственности.

Указом Президента РФ №1592 от 25.11.1996 Правительству Российской Федерации до 01.01.2005 было предписано передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городов, не имеющих органов местного самоуправления), находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности регулировался Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, Постановлением Правительства РФ от 06.10.1999 №1131 «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность». Согласно пунктам 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 №1131 органам местного самоуправления рекомендовано совместно с соответствующими органами военного управления в месячный срок после принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче указанных объектов оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи, включая финансово-экономическое обоснование расходов на содержание передаваемых объектов.

26.01.2000 Правительством Российской федерации принято Распоряжение №137-р «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность». Согласно пункту 1 Распоряжения Правительства принято предложение администрации г.Воронежа и Мингосимущества России, согласованное с Минобороны России и администрацией Воронежской области, о передаче в муниципальную собственность г.Воронежа находящихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Воронежской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, расположенных в г. Воронеже, согласно приложению №2 к Распоряжению.

В названном приложении был поименован в том числе жилой
дом №126 по ул.Чапаева г.Воронежа.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2002 по делу №А14-2602/02/80/22, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.05.2003, были удовлетворены исковые требования ТУ Минимущества России по Воронежской области, об обязании Администрации города Воронежа исполнить Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р, путем принятия объектов, указанных в приложении №2 к данному распоряжению.

Правительство Российской Федерации Распоряжением от 17.10.2002 №1453-р обязало федеральные государственные учреждения, имеющие на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, завершить до 31.12.2004 передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти обязаны передать, а органы местного самоуправления обязаны принять федеральное имущество на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 30.11.2005.

Таким образом, основанием возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, принимаемое от субъекта Российской Федерации, а также права собственности
субъекта Российской Федерации и муниципального образования на передаваемое Российской Федерацией имущество, является Решение Правительства Российской Федерации.

Во исполнение названных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Постановлением Воронежской городской Думы №113-I от 11.09.2001 «Об утверждении перечня №147 объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность» был утвержден перечень №147 объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность. В данный перечень вошел, в том числе жилой дом (1981 года постройки) с нежилым помещением, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул. Чапаева, 126.

Постановлением администрации города Воронежа №1330 от 19.11.2001 «О передаче жилищного фонда, инженерных коммуникаций и сооружений Воронежской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа (КЭЧ МВО) на баланс муниципальных предприятий» МУП ЖКХ И Б Ленинского района было предписано принять на баланс предприятия от КЭЧ в том числе жилой дом, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул. Чапаева, 126.

В договоре №20/177/3 от 19.02.2001, заключенном между Территориальным управлением Минимущества России по Воронежской области и ООО «Брат» (в последующем ООО «Косаковски») и акте приема-передачи к договору аренды нежилого помещения от 19.02.2001 было указано, что балансодержателем нежилого помещения, общей площадью 423,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева,126, является Воронежская КЭЧ МО РФ.

27.09.2002 по акту приема – передачи основных средств от Воронежской КЭЧ МВО на баланс МУ «РайДЕЗ ЖКХ Ленинского района» принят жилой дом, расположенный по адресу: г.Воронеж ул. Чапаева, 126, общей площадью 10 348,3 кв.м. в том числе нежилое встроено - пристроенное наземное помещение площадью 423,5 кв.м. (в графе приспособления и принадлежности данного акта указано: «со встроенно-пристроенным нежилым помещением, наземным, общей площадью 423,5 кв.м»).

В соответствии с техническим паспортом на жилой дом
№126 по Чапаева, 126, лит. А, А1 Ленинского района города Воронежа владельцем дома являлась КЭЧ Домоуправление №1, общая полезная площадь дома составляла 10 348,3 кв.м. Данная площадь включала в себя в том числе и площадь нежилого встроено-пристроенного помещения – 423,5 кв.м.

Приказом Комитета по управлению имуществом №176 от 03.02.2003 «О включении в реестр муниципального имущества объектов, принятых в муниципальную собственность от ГУ «Воронежская КЭЧ МВО» Минобороны России и поставленных на баланс муниципальных предприятий» жилой дом по ул.Чапаева, 126 (со встроенно-пристроенным нежилым помещением, наземным (общей площадью 423,5 кв.м.), был включен в реестр муниципального имущества и поставлен на баланс МУ «Рай-ДЕЗ ЖКХ Левобережного района», что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности №12402 по состоянию на 15.01.2010.

Согласно процедуре, установленной Распоряжением Президента РФ № 114-рп от 18.03.1992 и действующей в настоящее время процедуре, установленной Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004, право собственности на имущество возникает с даты принятия решения о передаче, а нормы ГК РФ и Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе определяющие момент возникновения права собственности, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

В соответствие с пунктом 5 Постановления Правительства РФ 13.06.2006 №374 при принятии решений Росимуществом о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.

Анализ указанных актов позволяет сделать вывод о том, что право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости возникло с момента передачи помещения в муниципальную собственность, то есть с 27.09.2002 года.

Довод ответчика о том, что право собственности
истца не зарегистрировано в установленном порядке, не может быть принят во внимание судом, поскольку факт и момент возникновения права собственности публичного образования в результате применения процедур разграничения государственной собственности на имущество определяются в соответствии со специальными нормами федерального законодательства, которые исключают действие общего правила о возникновении права собственности на недвижимое имущество с момента его государственной регистрации.

На основании изложенного, поскольку нежилое помещение площадью 423,5 кв.м входило в состав жилого дома площадью 10 348,3 кв.м, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Чапаева, 126, переданного из федеральной собственности в муниципальную собственность г.Воронежа Распоряжением Правительства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что у муниципального образования – городской округ город Воронеж возникло право муниципальной собственности на указанное помещение.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.12.2010 по делу №А14-566/2010/8/17 в отношении нежилого помещения, расположенного в жилом доме по ул.Чапаева, 132.

В соответствии с Уставом городского округа город Воронеж администрация городского округа – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Воронежской области.

Органы местного самоуправления городского округа от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа, реализует исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления, в том числе по предъявлению в суд или арбитражный суд требований о признании недействительными актов органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан городского округа, а также права органов местного самоуправления (статьи 44, 48, 65 Устава).

После передачи в муниципальную собственность спорного нежилого помещения администрация городского округа город Воронеж открыто осуществляла правомочия собственника в отношении этого помещения.

Согласно дополнительному соглашению от 08.08.2003 к договору аренды нежилого помещения №20/177/3 от 19.02.2001 в связи с передачей нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Чапаева, 126, в муниципальную собственность, арендодателем по договору аренды №20/177/3 от 19.02.2001, заключенному Территориальным управлением Минимущества России по Воронежской области с обществом с ограниченной ответственностью «Брат» (впоследствии ООО «Косаковски»), стала администрация г.Воронежа.

20.06.2006 администрацией городского округа город Воронеж заключен договор аренды нежилого помещения №4-271-06 с обществом с ограниченной ответственностью «Косаковски».

В настоящее время по договору аренды №4-271-06 от 20.06.2006 в связи с реорганизацией ООО «Косаковски» в форме разделения, в соответствии со статьями 57, 58 ГК РФ арендатором помещения является ООО «Косаковский».

29.04.2011 между администрацией городского округа город Воронеж и ООО «Косаковский» подписаны соответствующее дополнительное соглашение и акт приема-передачи помещения к договору аренды.

Как усматривается из акта проверки от 22.04.2011 нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. Чапаева, д.126, составленного с участием администрации и ЗАО «В’ПАК Инвест», спорное помещение занимает и ведет в нем торговую деятельность ООО «Косаковский» (правопреемник ООО «Косаковски»).

16.12.2009 администрацией городского округа город Воронеж была получена выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которой стало известно, что право собственности на нежилое встроенное помещение I в лит. А, А1 (номера 1-26 на поэтажном плане), общей площадью 394,6 кв.м. зарегистрировано за ЗАО «В’ПАК Инвест».

В материалы рассматриваемого дела были представлены 2 договора купли-продажи спорного нежилого встроенного помещения I в лит. А, А1, общей площадью 404,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж ул. Чапаева,126: один от 17.06.2009, второй от 17.08.2009.

По утверждению ответчика (ЗАО «В’ПАК Инвест»), спорное помещение было приобретено обществом по договору купли-продажи от 17.06.2009 (этот же договор имеется в материалах регистрационного дела).

ЗАО «В’ПАК Инвест» приобрело у ГП «Военторг №769» УТ МВО (находящегося в конкурсном производстве) нежилое встроенное помещение I в лит. А, А1 (номера 1-28 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева,126, общей площадью 404,4 кв.м. (площадь указана согласно кадастрового паспорта от 10.07.2009).

В дальнейшем приказом генерального директора ЗАО «В’ПАК Инвест» произвело разделение нежилого встроенного помещения I в лит. А, А1, площадью 404,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева,126, 1 этажа на два помещения площадью 394,6 кв.м. и 9,8 кв.м.

Нежилое встроенное помещение I в лит. А, (номера 27-28 на поэтажном плане) ЗАО «В’ПАК Инвест» было прод Ф.И.О.

В судебном заседании представитель ответчика - ЗАО «В’ПАК Инвест» ссылался на то, что право хозяйственного ведения ГП «Военторг №769» УТ МВО на спорный объект в установленном законом порядке не прекращено, имущество не изымалось собственником у предприятия. Однако суд считает данные доводы несостоятельными, поскольку спорное помещение было передано из федеральной собственности в муниципальную, что подтверждается вышеуказанными нормативными актами, актами приема - передачи имущества. ГП «Военторг №769» об этом было известно, так как фактически оно не пользовалось спорным помещением как минимум с 19.02.2001, когда оно было сдано в аренду Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области обществу с ограниченной ответственностью «Брат».

Конкурсный управляющий ГП «Военторг №769» УТ МВО указывает, что в соответствии с Уставом ГП «Военторг №769» УТ МВО, при его создании за ним было закреплено на праве хозяйственного ведения федеральное имущество, принадлежащее Российской Федерации, в том числе объекты недвижимого имущества находящиеся по адресу: г.Воронеж, ул. Чапаева,126.

Между тем из пункта 3.1 Устава следует, что все имущество предприятия находится в государственной собственности Российской Федерации, отражается на самостоятельном балансе предприятия и закреплено за предприятием на праве полного хозяйственного ведения в пределах, установленных договором о закреплении имущества, заключенным между предприятием и Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом. Однако, данный договор в материалах дела отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято Решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или Решением собственника.

В соответствии с частью 1 статьи 135 ГК РСФСР право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, право хозяйственного ведения у ГП «Военторг №769» УТ МВО могло возникнуть на спорное помещение только после его передачи по акту приема-передачи.

Однако спорное помещение ГП «Военторг №769» УТ МВО по акту приема-передачи не передавалось.

Кроме того, в приложении №2 к письму Госкомимущества РФ от 07.12.1992 №ВС-13/10240 «Об учредительных документах предприятий, организаций и объединений» установлена форма типового договора о закреплении за предпримем государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Доказательств наличия такого договора ответчиком не представлено.

Представленные ЗАО «В’ ПАК Инвест» карты учета федерального имущества по состоянию на 01.10.2003 и 31.12.2006, составленные конкурсным управляющим ГП «Военторг №769» не подтверждают, что указанные в данных актах объекты недвижимости были переданы ГП «Военторг №769» Управление торговли Московского военного округа в хозяйственное ведение.

Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Спорное помещение передано из федеральной собственности в муниципальную, что подтверждается вышеуказанными нормативными актами и актом приема-передачи имущества. Кроме того, в выписке из реестра федерального имущества, подписанной руководителем Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Воронежской области по состоянию на 26.04.2001 указано, что балансодержателем объекта является Воронежская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа Министерства обороны РФ.

Согласно Уставу Государственного учреждения «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть Московского Военного округа» от 08.01.1998 все имущество Учреждения находится в федеральной собственности РФ и передается на праве оперативного управления.

В соответствии с выпиской №6-780 от 26.04.2001 из реестра федерального имущества балансодержателем спорного помещения являлось ГУ «Воронежская КЭЧ МВО».

Представленные представителем ГП «Военторг № 769» счета-фактуры, товарные накладные от 1990, 1997, договоры, подтверждают лишь использование предприятием Министерства Обороны РФ в эти годы помещения в качестве магазина, но не опровергают то обстоятельство, что балансодержателем спорного помещения, являющегося федеральной собственностью, являлась Воронежская КЭЧ МВО, которая в соответствии с принятыми нормативными актами передала спорное имущество в муниципальную собственность.

Кроме того, в договоре аренды спорного помещения от 19.02.2001, заключенного Территориальным управлением Минимущества России по Воронежской области с ООО «Брат», имеется ссылка на то, что данный договор заключен по согласованию ГУ Воронежской КЭЧ МВО, владеющим передаваемым в аренду помещением на праве оперативного управления. В дальнейшем это помещение по акту приема-передачи от 27.02.2002 было передано КЭЧ в муниципальную собственность.

Судом также учтено, что согласно пункту 1 статьи 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 295 ГК РФ унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

В материалы дела такое согласие собственника на отчуждение спорного имущества не представлено.

Следует также отметить, что договор купли-продажи, заключен ГП «Военторг №769» с ЗАО «В’ ПАК Инвест» 17.06.2009 (как указано ответчиком), между тем право хозяйственного ведения зарегистрировано за ГП «Военторг №769» 04.08.2009.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Судом установлено, что администрация городского округа город Воронеж не отчуждала нежилое встроенное помещение I в лит. А, А1 (номера 1-28 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г.Воронеж, ул. Чапаева, 126, спорное помещение было передано по договору купли-продажи помимо ее воли.

Учитывая, что договор купли-продажи спорного помещения со стороны продавца был заключен с нарушением названных норм права, данный договор на основании статьи 168 ГК РФ является недействительным (ничтожным).

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Приведенные в настоящем случае обстоятельства установлены также в решении Ленинского районного суда г.Воронежа по иску администрации городского округа город Воронеж к Петрову *.*. об истребовании вышеупомянутого помещения из чужого незаконного владения.

В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу Решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных Решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Судом также учтено, что представленный в ходе рассмотрения дела (ошибочно, как следует из пояснений ЗАО «В’ПАК Инвест») договор от 17.08.2009 также не может являться основанием для регистрации перехода права собственности на спорное помещение к закрытому акционерному обществу «В’ПАК Инвест» по изложенным выше основаниям.

Кроме того, с июля 2009 года процедура конкурсного производства в отношении ГП «Военторг №769» УТ МВО осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

В соответствии со статьей 139 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже имущества должника, включающие в себя сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети “Интернет“, где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

Таким образом, в августе 2009 года конкурсный управляющий имел право продать спорное помещение только посредством проведения торгов, доказательств проведения которых в материалы дела не представлено.

На сегодняшний день стороной по договору аренды №4-271-06 от 20.06.2006, заключенному между администрацией городского округа город Воронеж и ООО «Косаковски», в связи с реорганизацией ООО «Косаковски» в форме разделения в соответствии со статьями 57, 58 ГК РФ является ООО «Косаковский».

29.04.2011 администрацией городского округа город Воронеж и ООО «Косаковский» подписаны дополнительное соглашение к договору аренды и акт приема-передачи спорного помещения.

22.04.2011 актом проверки нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева,126, было установлено, что фактически помещение занимает и ведет торговую деятельность ООО «Косаковский».

Согласно пунктам 58, 59 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»: лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

Довод ЗАО «В’ПАК Инвест» о пропуске администрацией городского округа город Воронеж срока исковой давности для обращения с данным требованием не принимается судом исходя из следующего.

Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно части 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Администрации городского округа город Воронеж стало известно о нарушении прав 16.12.2009, когда была получена выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которой следовало, что право собственности на нежилое встроенное помещение I в лит. А, А1 (номера 1-26 на поэтажном плане), общей площадью 394,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева,126 зарегистрировано за ЗАО «В’ ПАК Инвест».

До этого момента права администрации городского округа город Воронеж не нарушались.

После передачи в установленном законом порядке в муниципальную собственность нежилого встроенного помещения I в лит. А, А1 (номера 1-26 на поэтажном плане), общей площадью 394,6 кв.м., расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. Чапаева,126 администрация городского округа город Воронеж осуществляла правомочия собственника в рамках статьи 209 ГК РФ (в том числе сдавала в аренду и получала арендую плату).

Согласно статье 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Имущество фактически не выбывало из владения администрации городского округа город Воронеж.

Таким образом, администрация городского округа город Воронеж не пропустила срок исковой давности.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 32 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22, применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

Исходя из приведенных положений, вещно-правовой способ защиты права собственника, предусмотренный статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает, что, обращаясь с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, истец должен в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать факт нахождения истребуемого имущества у ответчика, право собственности на истребуемое имущество, обладающее индивидуально-определенными признаками, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характер в отношении истребуемой вещи.

Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств.

В настоящее время по договору аренды №4-271-06 от 20.06.2006 арендатором помещения является ООО «Косаковский».

В связи с чем требования истца в данной части не подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание изложенное, требования истца о признании за ним права собственности на объект недвижимости - нежилое встроенное помещение I в лит. А, А1 общей площадью 394,6 кв.м. (номера 1-26 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г.Воронеж, ул. Чапаева, д.126 подлежат удовлетворению.

В остальной части требований следует отказать.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Администрация городского округа город Воронеж освобождена от уплаты государственной пошлины. На ответчика относятся расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб. Учитывая, что ЗАО «В’ ПАК Инвест» уплачена государственная пошлина в сумме 4 000 руб. за подачу апелляционной и кассационной жалоб, госпошлина с ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать право собственности за муниципальным образованием - городской округ город Воронеж на нежилое встроенное помещение I в лит.А, А1, общей площадью 394,6 кв.м (номера 1-26 на поэтажном плане), расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Чапаева, д.126.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с закрытого акционерного общества «В’ПАК Инвест» (ОГРН – 1063667027874) 4000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Судья *.*. Кораблева