Судебная практика

О признании недействительным Закона Ленинградской области от 23.04.1997 N 8-ОЗ «О ценовой политике в Ленинградской области». Решение от 13 февраля 1998 года. Ленинградская область.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе председательствующего Морозковой *.*., с участием прокурора Бородина *.*., при секретаре Макаричевой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Матвеенко *.*. и муниципального предприятия “Шлиссельбургжилкомхоз“ о признании недействительным Закона Ленинградской области от 23.04.1997 N 8 “О ценовой политике в Ленинградской области“ и по заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействительными п. 2 ст. 2, подпунктов “г“, “д“ ст. 7, подпункта “а“ п. 1 ст. 9, пунктов 2-6 ст. 9 Закона Ленинградской области от 23.04.1997 N 8 “О ценовой политике в Ленинградской области“, установила:

Муниципальное предприятие “Шлиссельбургжилкомхоз“ и Матвеенко *.*. обратились
в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействительным Закона Ленинградской области от 23.04.1997 N 8 “О ценовой политике в Ленинградской области“.

В обоснование заявления указано, что согласно п. “ж“ ст. 71 Конституции РФ 1993 г. определение основ ценовой политики относится к исключительной компетенции Российской Федерации, а не к компетенции субъекта РФ.

Кроме того, обжалуемый закон противоречит ст. 35, п. “о“ ст. 71 Конституции РФ 1993 г., ст. 1, 393-406 ГК РФ, федеральным законам “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ от 22.03.1991; “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“ от 14.04.1995; “Об информации, информатизации и защите информации“ от 20.02.1995, п. 4 ст. 6 “Об общих принципах местного самоуправления в РФ“.

Прокурор Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействительными п. 2 ст. 2, подпунктов “г“, “д“ ст. 7, подпункта “а“ пункта 1, пунктов 2-6 ст. 9 Закона Ленинградской области от 23.04.1997 N 8 “О ценовой политике в Ленинградской области“ и таким образом просил привести данный закон в соответствие с действующим федеральным законодательством.

В обоснование заявленных требований было указано, что обжалуемые нормы противоречат ч. 3 ст. 55, п. “о“ ст. 71 Конституции РФ 1993 г., главе 9 ГК РФ, п. 6 ст. 5 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в РФ“.

В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор Бородин *.*. поддержал заявленные прокурором Ленинградской области требования по мотивам, изложенным в заявлении.

Матвеенко *.*. в судебное заседание не явился. О слушании дела был извещен надлежащим образом.

Представитель МП “Шлиссельбургжилкомхоз“ и Матвеенко *.*. Пудров *.*. в ходе
судебного разбирательства просил признать недействительным областной закон “О ценовой политике в Ленинградской области“ по доводам, изложенным в заявлении.

Кроме того, Пудров *.*. указал, что обжалуемый областной закон нарушает федеральные законы “О естественных монополиях в РФ“ 1995 г., “О государственном регулировании цен в АПК“ 1997 г.

Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен (утвержденный 01.12.1992 Комитетом РФ по политике цен, Минфином РФ, Госналоговой службой РФ) не может быть принят во внимание, так как не соответствует Конституции РФ, принятой позднее, в 1993 г.

В результате принятия обжалуемого закона органом власти субъекта РФ на территории Ленинградской области введен особый режим хозяйствования, что не соответствует ст. 71 Конституции РФ 1993 г.

Представитель Законодательного собрания Ленинградской области *.*. Коваленко требование о признании недействительным областного закона “О ценовой политике в Ленинградской области“ (в целом) не признал, указав, что признает требования прокурора Ленинградской области в части, так необходимо отредактировать п. 2 ст. 2, п/п “д“ ст. 7, п/п “а“ п. 1 ст. 9 обжалуемого закона.

Возможно, следует откорректировать и формулировку п/п “г“ ст. 7 обжалуемого закона.

Областной закон “О ценовой политике в Ленинградской области“ был принят и соответствует ст. 6 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Ленинградской области 1996 г.

Обжалуемый областной закон не противоречит и ст. 146-6 КоАП РФ, Указу Президента РФ N 221 от 28.02.1995 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, Порядку применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, 01.12.1992 (утв. Комитет РФ по политике цен, Минфин РФ, Госналоговая служба РФ), постановлению Правительства РФ N 239 от
07.03.1995 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), постановлению Правительства РФ N 332 от 15.04.1995, постановлению Роскомцен РФ от 31.12.1993 “Об утверждении дополнения 1 к Порядку декларирования свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, производимые (оказываемые) предприятиями-монополистами, и другим подзаконным актам.

Названными актами часть полномочий была делегирована РФ субъектам РФ.

Представитель комитета по ценообразованию Правительства Ленинградской области *.*. Ладыгина требования о признании недействительным областного закона “О ценовой политике в Ленинградской области“ не признала, указав, что проект названного закона прошел все необходимые согласования.

При подготовке и принятии областного закона “О ценовой политике в Ленинградской области“ руководствовались такими подзаконными актами и разъяснениями, как: Указ Президента РФ N 221 от 24.02.1995 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), постановление Правительства РФ N 239 от 07.03.1995, постановление Правительства РФ N 133 от 03.03.1992 “Вопросы комитета цен при Министерстве экономики РФ“, Положение о Российской инспекции по контролю за ценами 1992 г., постановление Правительства РСФСР N 55 от 19.12.1991 “О мерах по либерализации цен“, Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, 1992 г. и др.

Председатель Комитета по ценообразованию Правительства Ленинградской области пояснил, что по существу обжалуемый закон определяет не основы ценовой политики в Ленинградской области, а основы ценообразования.

Если бы обжалуемый закон не был принят, могли бы возникнуть сложные ситуации.

В порядке ст. 13 ГК РФ 1994 г. граждане могут оспаривать нормативные акты в судебном порядке только в случае нарушения их личных прав.

Представитель
Губернатора Ленинградской области Лобова *.*. не признала требование о признании недействительным областного закона “О ценовой политике в Ленинградской области“ (в целом), в то же время полагала, что п. 2 ст. 2, п/п “д“ ст. 7 обжалуемого закона следует привести в соответствие с федеральным законодательством.

Подлежит исправлению (редактированию) и п/п “а“ п. 1 ст. 9 обжалуемого закона.

Выслушав участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора Бородина *.*., полагавшего, что областной закон “О ценовой политике в Ленинградской области“ должен быть признан полностью недействительным, судебная коллегия приходит к следующему.

25 марта 1996 г. Законодательным Собранием Ленинградской области был принят закон “О ценовой политике в Ленинградской области“. 23.04.1997 данный закон подписан Губернатором Ленинградской области.

Согласно пункту “ж“ ст. 71 Конституции РФ 1993 г. установление основ ценовой политики относится к ведению Российской Федерации.

Согласно п. “а“ ст. 41 Устава Ленинградской области 1994 г. (действующего в период принятия обжалуемого закона) Законодательное собрание Ленинградской области осуществляет законодательное регулирование по вопросам исключительной компетенции области и совместного ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Статьей 6 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Ленинградской области 1996 г. предусмотрено, что при отсутствии федерального закона или иных федеральных нормативных правовых актов по отдельным предметам совместного ведения Ленинградская область осуществляет собственное правовое регулирование.

В преамбуле обжалуемого областного закона указано, что настоящий закон определяет правовые основы ценообразования, полномочия, обязанности и ответственность органов государственной власти, юридических лиц и граждан в вопросах разработки и реализации политики цен в интересах населения Ленинградской области.

Обжалуемым областным законом даны
определения таким применяемым терминам, как “политика цен“, “государственное регулирование цен“, “регулирование цен“, “субъекты ценообразования“, “государственная дисциплина цен“ и пр.

Этим же законом установлены и определены: органы, уполномоченные реализовывать ценовую политику Ленинградской области; цели и принципы регулирования цен; субъекты ценообразования в Ленинградской области; перечень продукции (товаров, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию; органы, осуществляющие контроль за соблюдением государственной дисциплины цен; полномочия инспекции, осуществляющей контроль за порядком определения и применения цен (тарифов); ответственность за нарушение государственной дисциплины цен; порядок финансирования органов ценовой политики в Ленинградской области.

Между тем согласно п. “ж“ ст. 71 Конституции РФ 1993 г. установление основ ценовой политики относится к исключительной компетенции Российской Федерации.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.1995 по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 08.07.1994, указано, что по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ 1993 г.), субъекты РФ не могут принимать собственные законодательные акты.

Таким образом, законодательный орган субъекта РФ не вправе самостоятельно принимать законодательный акт, определяющий основы ценовой политики на территории этого субъекта РФ.

Поэтому областной закон “О ценовой политике в Ленинградской области“ должен быть признан недействительным с момента его принятия.

С учетом изложенного остальные мотивы заявителей, на основании которых они просили признать недействительными положения названного областного закона, не имеют правового значения для оценки правомерности обжалуемого закона.

Так как законодательный орган субъекта РФ не вправе принимать собственный законодательный акт, определяющий основы ценовой политики на территории субъекта РФ, то судебная коллегия не может принять во внимание и ссылки представителей Законодательного
Собрания Ленинградской области, Губернатора Ленинградской области, Комитета по ценообразованию Правительства Ленинградской области о том, что часть положений обжалуемого областного закона была переписана из федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Следует также отметить, что в соответствии со ст. 60 Закона РФ “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации“ решения краевого, областного Совета и акты краевой, областной администрации могут быть обжалованы гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, органами местного самоуправления, органами государственной власти и управления в краевой, областной суд или арбитражный суд.

Руководствуясь ст. 60 Закона РФ “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации“, ст. 13 ГК РФ 1994 г., ст. 194-197 ГПК РФ, судебная коллегия решила:

Заявления Матвеенко *.*. и муниципального предприятия “Шлиссельбургжилкомхоз“, прокурора Ленинградской области удовлетворить.

Признать недействительным Закон Ленинградской области N 8 от 23.04.1997 “О ценовой политике в Ленинградской области“ с момента его принятия.

Взыскать с Законодательного собрания Ленинградской области в пользу муниципального предприятия “Шлиссельбургжилкомхоз“ 417 (четыреста семнадцать) деноминированных рублей.

Взыскать с губернатора Ленинградской области в пользу муниципального предприятия “Шлиссельбургжилкомхоз“ 417 (четыреста семнадцать) деноминированных рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок после изготовления в окончательном виде.