Судебная практика

О получении лицензии на право пользования недрами. Решение от 19 мая 2009 года №. Тверская область.

Молоковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Лыкова *.*.

при секретаре Соколовой *.*.

с участием старшего помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Ивановой *.*.

ответчика - председателя ФИО6 Соловьева *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора к ФИО7 об обязании получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод и об обязании при эксплуатации артезианских скважин организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды,

Установил:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лик к ФИО8 ФИО9 об обязании получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи
пресных подземных вод и об обязании при эксплуатации артезианских скважин организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки по соблюдению санитарного и природоохранного законодательства при обеспечении населения питьевой водой было установлено, что в пользовании ФИО10 имеются две артезианские скважины, расположенные в д........

ФИО11 является водо- и недропользователем, так как эксплуатирует скважины для добычи подземных вод.

Артезианские скважины для добычи подземной пресной воды используются без лицензии на недропользование и соответствующего горного отвода. Таким образом, забор воды осуществляется без геологического изучения самой возможности добычи подземных вод без оказания вреда для месторождения.

Согласно п.3 ст. 9 Водного Кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В то же время, основными требованиями по рациональному использованию недр, в соответствии с п. 1 ст.23 Закона РФ «О недрах», являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии со ст. ст. 7, 9, 11 Закона РФ «О недрах» представление недр в пользование должно быть оформлено специальным государственным разРешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода на основании выданной лицензии.

Однако, требования вышеуказанных нормативных актов ФИО12 не выполнены.

Незаконное, без соответствующего учета добываемых природных ресурсов использование артезианской скважины, может привести к истощению водных
подземных природных ресурсов и иным негативным последствиям.

Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.

Ст.9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципов:

допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой, не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно п. 5.3.6 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293), Федеральное агентство по недропользованию осуществляет полномочия по принятию решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке.

На территории Тверской области указанные выше функции возложены на отдел геологии и лицензирования по Тверской области Регионального агентства по недропользованию по Центральному Федеральному округу, в силу чего данный территориальный орган является третьим лицом.

Согласно ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении и прекращении деятельности юридических или физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные
предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В целях определения качества питьевой воды Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.001 г. № 24, предусмотрено осуществление производственного контроля за качеством воды.

Так, ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривает обязательное проведение производственного контроля, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, осуществляемых юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

Порядок осуществления производственного контроля за качеством питьевой воды регламентируется СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого

водоснабжения. Контроль качества» утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.001 г. № 24.

В соответствии с п. 4.2., 4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных
исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в СанПиН - таблица 6, и для подземных источников составляет: по микробиологическим и органолептическим показателям не менее 4 проб в год, по неорганическим и органическим веществам, радиологическим показателям не менее 1 пробы в год.

В нарушение данных требований контроль за качеством питьевой воды организацией не производился.

При отсутствии данных о проведении производственного контроля за качеством воды, невозможно дать оценку качества, безопасности питьевой воды в эпидемиологическом и радиационном отношении ее безвредности по химическому составу.

Тем самым также нарушаются гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, вызванного хозяйственной деятельностью.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешает иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Обращение в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц мотивировано прокурором тем, что нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ФИО13 создают угрозу причинения вреда здоровью людей и природной среде.

До настоящего времени нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ФИО14», не устранены, поэтому просит, обязать ФИО15 получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод и обязать при эксплуатации артезианских скважин организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды.

В судебном заседании старший помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Иванова *.*., поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Соловьев *.*. исковые требования истца признал и пояснил, что действительно в его пользовании имеются две артезианские скважины, расположенные в
д.... и д...., балансовая принадлежность данных скважин не определена, их эксплуатация ведется без лицензии и производственного контроля за качеством питьевой воды. Вода из скважин подается для нужд ФИО16 и жителей деревень. Для получения лицензии на эксплуатацию данных скважин потребуется не менее года.

Третье лицо - представитель отдела геологии и лицензирования по Тверской области, надлежащим образом оповещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, возражений не представил.

Суд принимает признание иска ответчиком, так как считает, что это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд устанавливает годичный срок для исполнения решения суда, так как данный срок согласно доводов ответчика необходим для получения лицензии на использование артезианских скважин.

На основании п.п.3 п.1 ст.333-19, п.п.8 п.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь ст.ст.88,173,194-198,206 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать ФИО18 по истечении одного года после вступления настоящего решения в законную силу получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод.

ФИО19 по истечении одного года после вступления настоящего решения в законную силу при эксплуатации артезианских скважин, расположенных в д.... и д.... Молоковского района Тверской области, организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды.

Взыскать с ФИО17 в доход государства государственную пошлину в сумме 2000 ( две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Молоковский районный суд Тверской области в течение 10 дней.

Председательствующий *.*. Лыков