Судебная практика

Решение от 10 мая 2011 года № А06-694/2011. По делу А06-694/2011. Астраханская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение г. Астрахань

Дело №А06-694/2011

10 мая 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 05.05.2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10.05.2011 года.

Арбитражный суд Астраханской области в составе:

судьи Блажнова *.*.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Османовой *.*.,

рассмотрев в судебном заседании дело заявлению Общества с ограниченной ответственностью Производственно – коммерческой фирмы “Гранат“

к Комитету по градостроительству и архитектуре администрации г. Астрахани

о признании незаконным действия, выразившегося в отказе от согласования акта выбора земельного участка для строительства магазина по ул. Яблочкова, 1 «з» в Ленинском районе г. Астрахани, который
содержится в письме № 8053 от 25.01.2011 года, об обязании согласовать акт выбора земельного участка,

Заинтересованное лицо - Администрация г. Астрахани (МО «Город Астрахань),

при участии:

от заявителя – не явились.

от заинтересованных лиц – от Комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Астрахани - Антонова *.*. – по доверенности № 30-0204-918 от 08.02.2011;

от Администрации г. Астрахани (МО «Город Астрахань) – не явились.

Общество с ограниченной ответственностью Производственно – коммерческая фирма “Гранат“ обратилась в арбитражный суд (с учетом уточнений, л.д. 39) с заявлением о признании незаконным действия, выразившегося в отказе от согласования акта выбора земельного участка для строительства магазина по ул. Яблочкова, 1 «з» в Ленинском районе г. Астрахани, который содержится в письме № 8053 от 25.01.2011 года, об обязании согласовать названный акт выбора земельного участка.

Представители заявителя и Администрации г. Астрахани в судебное заседание не явились, согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ о судебном разбирательстве по делу извещены надлежащим образом. От представителя заявителя поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, с согласия представителя заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие представителей заявителя и Администрации г. Астрахани.

Представитель Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации г. пояснила: Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани возражает против требований заявителя. В соответствии с пунктом 1 статьей 30 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. 06.03.2009 года в орган местного самоуправления обратился
заявитель о предоставлении земельного участка по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, 1 «з». Заявителем были представлены: согласованный акт выбора земельного участка, заключение, информирование населения о возможности предоставления земельного участка, санитарно-эпидемиологическое заключение, распоряжения КИО г. Астрахани об утверждении схемы земельного участка. Комитетом был подготовлен проект постановления об утверждении акта выбора земельного участка. В процессе согласования акта выбора в адрес Комитета поступили замечания Управления по строительной и жилищной политике об отклонении согласования акта выбора, так как на нем самовольно построено и эксплуатируется здание кафе. В связи с этим заявителю письмом №8053 от 25.01.2011 было отказано в дальнейшем согласовании акта выбора земельного участка. На основании изложенного, Комитет просит суд отказать в удовлетворении требований, так как заявителем был нарушен порядок предварительного согласования места размещения объекта. Кроме того, представитель пояснил, что у Комитета не имеется иных оснований для отказа в согласовании акта выбора земельного участка для строительства магазина по ул. Яблочкова, 1 «з» в Ленинском районе г. Астрахани.

Суд, выслушав доводы представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела,

Установил:

Из материалов дела следует, что между Администрацией г. Астрахани и Обществом с ограниченной ответственностью Производственно – коммерческой фирмой “Гранат“ 22.01.2008 года было заключено соглашение по реализации мероприятий празднования 450 – летия основания города Астрахани, согласно пункту 2.1 которого предметом соглашения является сотрудничество сторон в ходе реализации мероприятий, связанных с подготовкой к празднованию 450 – летия основания города Астрахани и реализацией в связи с этим проекта размещения торгового павильона из стеклометаллических конструкций в городе Астрахани на земельном участке площадью 90 кв.м. по ул. Яблочкова, 1 «б» в Ленинском районе
г. Астрахани, с ориентировочным объемом инвестиций 2 000 000 (два миллиона) рублей (л.д. 9).

06.11.2008 года к вышеуказанному соглашению его сторонами было заключено дополнительное соглашение, согласно которому площадь предоставляемого инвестору земельного участка составила 117 кв.м., а не 90 кв.м., как было указано раньше, слова «проект размещения торгового павильона из стеклометаллических конструкций» заменены словами «проект строительства торгового здания» (л.д. 14).

Как подтверждается платежным поручением от 26.03.2008 года № 16 ООО ПКФ “Гранат“, согласно вышеуказанному соглашению от 22.01.2008 года являющееся инвестором, перечислило Некоммерческой организации «Фонд развития и благоустройства города Астрахани» в качестве благотворительной помощи на проведение празднования 450 – летия основания города Астрахани 400 000 рублей (л.д. 27).

Распоряжением заместителя председателя комитета по вопросам землеустройства и земельным ресурсам от 06.08.2009 года № 2334-Р была утверждена схема расположения земельного участка, площадью 168 кв.м. по ул. Яблочкова, 1 «з» в Ленинском районе, ООО ПКФ «Гранат» предложено выполнить в отношении данного земельного участка кадастровые работы и постановку на государственный кадастровый учет в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области (л.д. 15-17).

Между тем, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Астрахани отклонил от согласования акт выбора земельного участка по ул. Яблочкова, 1 «з» в Ленинском районе со ссылкой на те обстоятельства, что в ходе подготовки документов и выезда на место установлено, что на данном земельном участке самовольно, без получения в установленном порядке разрешения ООО ПКФ «Гранат» возведено и эксплуатируется кафе «Колибри», в связи с чем не предполагается возможным подготовить градостроительный план земельного участка. О принятом решении обществу сообщено письмом заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре администрации
г. Астрахани № 8053 от 25.01.2011 года (л.д. 18).

Заявитель не согласился с вышеназванным Решением Комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Астрахани, выраженным в письме № 8053 от 25.01.2011 года и обжаловал его в судебном порядке.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

без предварительного согласования мест размещения объектов;

с предварительным согласованием мест размещения объектов.

На основании частей 1, 2 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно части 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а
в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В соответствии с подпунктом м) пункта 4.23 Регламента Администрации г. Астрахани, утвержденного Постановлением Мэра г. Астрахани от 11.09.2006 года № 1663-м, Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города в соответствии с возложенными функциями готовятся проекты постановлений и распоряжений, в том числе, по вопросам утверждения актов выбора земельных участков под строительство.

Проекты постановлений, подготовленные Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города, в обязательном порядке визируются заместителем мэра города по строительству и архитектуре - председателем комитета по архитектуре и градостроительству администрации города и заказчиком.

Согласно подпункту е) пункта 4.23 Регламента Подготовленные проекты распорядительных документов о формировании земельных участков, а также о предоставлении земельных участков под строительство и эксплуатацию зданий и сооружений согласовываются с заместителем мэра города - председателем комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани.

Между тем, согласно пункту 2.1 Положения «О Комитете по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани», утвержденного Постановлением мэра города Астрахани от 11.03.2010 года № 1375-м, одной из основных задач Комитета является обеспечение градостроительной политики при застройке города в соответствии с генеральным планом развития города и Правилами землепользования и застройки г. Астрахани, формирование архитектурно-художественного облика города и обеспечение реализации генерального плана развития города Астрахани.

В соответствии с пунктом 3.24 данного Положения одной из основополагающих функций Комитета является формирование архитектурного облика застройки, в т.ч. согласование фасадов и генпланов проектируемых объектов, на основании пункта 5.1.1
Положения Комитет имеет право принимать решения в пределах своей компетенции для реализации возложенных на него функций, определенных данным Положением.

Следовательно, при решении вопроса о согласовании проектов распорядительных документов о формировании земельных участков, а также о предоставлении земельных участков под строительство и эксплуатацию зданий и сооружений, Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани не может выходить за пределы своих задач и функций.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что довод Комитета, изложенный в обжалуемом отказе, о том, что заявителем самовольно, без получения в установленном порядке разрешения возведено и эксплуатируется кафе, исходя из полномочий Комитета, не может являться основанием для отказа в согласовании акта выбора земельного участка, поскольку указанное обстоятельство само по себе не противоречит архитектурно-художественному облику города и обеспечению реализации генерального плана развития города Астрахани, а полномочиями по выдаче разрешений на строительство Комитет не наделен.

Также в обжалуемом отказе Комитета указано, что в связи с данным обстоятельством не предполагается возможным подготовить градостроительный план земельного участка. Однако в соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно как к застроенным земельным участкам, так и земельным участкам, предназначенным для строительства.

В связи с чем, у Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани не имелось оснований для обжалуемого отказа в согласовании акта выбора земельного участка, данный отказ Комитета противоречит Положению «О Комитете по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани», утвержденному Постановлением мэра города Астрахани от 11.03.2010 года № 1375-м, в связи с чем, действие, выразившееся в обжалуемом отказе подлежит признанию незаконным.

Поскольку представитель Комитета в судебном заседании пояснил,
что иных оснований к отказу в согласовании спорного акта выбора земельного участка не имелось, то на основании подпунктов е) и м) пункта 4.23 Регламента Администрации г. Астрахани, утвержденного Постановлением Мэра г. Астрахани от 11.09.2006 года № 1663-м, на Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани, в лице его председателя, подлежит возложению обязанность в двухнедельный срок со дня получения копии решения по делу согласовать подготовленный проект постановления Администрации г. Астрахани «Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства магазина по ул. Яблочкова, 1 «з» в Ленинском районе» (фактически согласовать соответствующий акт выбора земельного участка).

В соответствии с пунктом 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 39 от 11.05.2010 «О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» и от 13.03.2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

В связи с чем, расходы заявителя по уплате госпошлины по данному делу в размере 2 000 рублей подлежат взысканию в его пользу с Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным действие Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани, выразившееся в отказе от согласования акта выбора земельного
участка для строительства магазина по ул. Яблочкова, 1 «з» в Ленинском районе г. Астрахани, который содержится в письме № 8053 от 25.01.2011 года

Обязать Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани согласовать проект постановления Администрации г. Астрахани «Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства магазина по ул. Яблочкова, 1 «з» в Ленинском районе» в течении двух недель с момента получения копии решения суда по данному делу.

Взыскать с Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани в пользу Общества с ограниченной ответственностью Производственно – коммерческой фирмы “Гранат“ государственную пошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную представителем по доверенности Ф.И.О.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

*.*. Блажнов