Судебная практика

Об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны производственных объектов. Решение от 01 июля 2004 года № 2-167/2010. Тверская область.

Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко *.*.,

при секретаре Касумовой *.*.,

с участием ст. помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Чернышева *.*.,

представителя ответчика Муниципального Унитарного предприятия «Коммунальное Хозяйство» - Прохоровой *.*., действующей на основании доверенности от...,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Коммунальное Хозяйство» об обязании разработать проект санитарно - защитной зоны производственных объектов и обустроить санитарно - защитную зону в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства,

Установил:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Селижаровский районный суд Тверской области с исковым заявлением к
МУП «Коммунальное Хозяйство» об обязании разработать проект санитарно - защитной зоны производственных объектов и обустроить санитарно - защитную зону в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, просил: 1) разработать проект санитарно - защитной зоны производственных объектов (15 промышленных объектов) расположенных в..., в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; 2) провести мероприятия по благоустройству санитарно - защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03; 3) разработать программу производственного контроля и осуществлять производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в соответствии с требованиями Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01».

Свои исковые требования Осташковский межрайонный природоохранный прокурор мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в мае-июне 2010г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об охране атмосферного воздуха в Селижаровском районе Тверской области. Проверка деятельности Селижаровское МУП «КХ» Селижаровского района Тверской области показала, что указанным предприятием допускаются нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Так, в ходе проверки производственной деятельности предприятия было установлено, что основными видами деятельности предприятия является теплоснабжение, водоснабжение и эксплуатация водопроводных и канализационных сетей, очистных сооружений, санитарная очистка территории населенного пункта и эксплуатация свалки ТБО, сбор вывоз отходов. Предприятие осуществляет свою производственную деятельность с 1 июля 2004 года. В состав предприятия входит: 15 промышленных площадок, на которых имеется 57 источников выбросов из них 16 организованных и 41 неорганизованных. При работе технологического оборудования в атмосферный воздух выделяется загрязняющие вещества 26 наименований, из них твердых и 16 жидких и газообразных. Из перечисленных промышленных площадок в границы санитарно защитной зоны 12-ти промышленных площадок расположена жилая
застройка в количестве 15 жилых домов, с числом проживающих граждан- 45 человек. В частности, на промышленной площадке... расположенной по..., находятся объекты: котельная... и гараж.... Территория промплощадки находится на расстоянии от 35 до 62 метров от жилой застройки (с севера жилой дом по...... на расстоянии 35 метров, с юга жилая застройка по...... на расстоянии 47 метров). Промплощадка... по..., на территории которой расположены гараж..., котельная..., резервуар с топливом, баня, пост сварки, резки металла, участок зарядки аккумуляторов, гараж..., пост ТО и ТР, ангар для техники, участок пересыпки цемента, мастерская. С юго- востока на расстоянии 10 метров от промплощадки располагается жилой дом... по..., с юга на расстоянии 10 метров от границ предприятия располагается жилая застройка по... дом... На промплощадке... по... расположены: котельная..., угольная площадка, погрузочно-разгрузочная площадка.. С юга жилой дом на расстоянии 25 метров по....... Промышленная площадка... (свалка бытовых отходов), расположена в районе..., ближайшая жилая застройка на расстоянии 500 метров (с юга-запада). Указанная промплощадка (свалка бытовых отходов) относится к 1 категории опасности воздействия на атмосферный воздух по максимальному значению параметров, размер СЗЗ составляет- 1000 метров (согласно п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Остальные производственные объекты Селижаровское МУП «КХ» относятся к 3-4 категории опасности воздействия на атмосферный воздух по максимальному значению параметров, размер СЗЗ составляет- 100 и 300 метров (согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Установлено, что в границах санитарно-защитной зоны предприятия ( 12-ти промплощадок) находится частная, жилая застройка в..., д...., д..... Проверка показала, что до настоящего времени предприятием не разработан проект санитарно-защитной зоны промышленных объектов (промплощадок), несмотря на то, что разработка проекта предусмотрена еще на этапе строительства, ввода и
начала эксплуатации производственного объекта. Также предприятием на протяжении длительного времени не рассматривается вопрос расположения в границах СЗЗ жилой застройки и пути его решения (например: сокращения границ СЗЗ, уменьшение выбросов загрязняющих веществ, отселение жителей). Не проводились мероприятия по благоустройству санитарно-защитной зоны (озеленение и т.п.), что является нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства. В соответствии со ст.39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей природной среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 16 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ(с последующими изменениями) при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. В ст.30 указанного Федерального закона закреплено, что хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух. Требованиями статьи 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. В соответствии с требованиями ст.ст.11 и 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктами 1.5, 2.2 и 2.4 Санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ. Согласно п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов“, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими
нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств (п.3.1 СанПиН). Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п.3.1.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств (п.3.2.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). На основании п.3.10., п. 3.11, п.4.3, п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам. Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений
для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений (п.4.5 СанПиН); Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.); систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух. В соответствии с п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Указанные требования природоохранного и санитарного законодательства со стороны Селижаровское МУП «КХ» в полном объеме не соблюдаются. Предприятием не разработан проект санитарно-защитной зоны. Не проводятся мероприятия по благоустройству санитарно-защитной зоны, в границах санитарно-защитной зоны находится жилая
застройка (чем нарушены требования п. 3.1, п.3.10., п. 3.11, п.4.3, п. 4.5, п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Требованиями пункта 4.1.1. санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» определено, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;

обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;

обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.

Согласно п. 2.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке проводятся лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ. Указанные требования природоохранного и санитарного законодательства со стороны Селижаровское МУП «КХ» Селижаровского района Тверской области не соблюдаются. Работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на не производятся, производственный контроль за качеством атмосферного воздуха не осуществляется (чем нарушен п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01). Невыполнение требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Этим нарушается так же и требования ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Проверка показала, что указанные нарушения стали возможными по причине не принятия своевременных мер по разработке проекта и обустройству санитарно-защитной
зоны предприятия. Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан которые могут находиться в данном районе) и окружающей природной среде. Наличие угрозы причинения вреда здоровью людей связано с тем, что проектом санитарно-защитной зоны определяется размер и границы санитарно-защитной зоны; устанавливаются мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; определяется функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования и отсутствие указанного проекта и установленных проектом мероприятий приводит к тому, что население не защищено от негативного воздействия производственного объекта, что недопустимо.

В судебном заседании ст. помощник Остшковского межрайонного природоохранного прокурора Чернышев *.*. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и более конкретизировал их, просил обязать ответчика:

разработать проект санитарно - защитной зоны производственных объектов в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, расположенных по адресу: 1) промплощадка... -......; 2) промплощадка... - п.... 3) промплощадка... -......; 4) промплощадка... -......; 5) промплощадка... -......... 6) промплощадка... - п....) промплощадка... -......; 8) промплощадка... -......; 9) промплощадка... -......) промплощадка... -......; 11) промплощадка... -...; 12) пропплощадка... -......; 13) промплощадка... -......; 14) промплощадка... -... д....; 15) промплощадка... -......

провести мероприятия по благоустройству санитарно - защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а именно озеленение;

разработать программу производственного контроля и осуществлять производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в соответствии с требованиями Санитраных правил «Организация и проведение производственного контроля, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01» на производственных объектах - вышеуказанных
промплощадках.

Представитель ответчика МУП «Коммунальное Хозяйство» - Прохорова *.*. в судебном заседании иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора признала полностью, пояснила, что МУП «КХ» заключило договор...ЭЦ-2010... с ООО «Экоцентр» о выполнении работ по разработке проекта обоснования расчетной предварительной санитарно - защитной зоны по параметрам химического и физического воздействия по промплощадкам Селижаровского МУП «КХ». Представитель ответчика Прохорова *.*. представила суду письменное заявление о признании иска, при этом судом представителю ответчика Прохоровой *.*. были разъяснены последствия признания иска. Признание представителем ответчика Прохоровой *.*. иска Осташковского межрайонного природоохранного прокурора принято судом, так как оно не противоречит требованиям закона, сделано в виде письменного заявления, адресованного суду, с соблюдением требований ст.173 ГПК РФ. Представитель ответчика Прохорова *.*., являясь юрисконсультом Селижаровского МУП «КХ», на основании доверенности от 11.01.2010, правомочна от имени представляемого ею Муниципального унитарного предприятия признавать иск.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается Решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании ч. 4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Гражданский иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Селижаровское Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное Хозяйство»:

разработать проект санитарно - защитной зоны производственных объектов в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, расположенных по адресу: 1) промплощадка... -......; 2) промплощадка... - п....) промплощадка... -......; 4) промплощадка... -...) промплощадка... -...... (территория МСО); 6) промплощадка... - п.... промплощадка... -......; 8) промплощадка... -......; 9) промплощадка... -......) промплощадка... -...... 11) промплощадка... - п....; 12) промплощадка... -......; 13) промплощадка... -......; 14) промплощадка... -... д....; 15) промплощадка... -......

провести мероприятия по благоустройству санитарно - защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а именно озеленение.

разработать программу производственного контроля и осуществлять производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в соответствии с требованиями Санитраных правил «Организация и проведение производственного контроля, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01» на производственных объектах, расположенных по адресу: 1) промплощадка... -......; 2) промплощадка... - п....; 3) промплощадка... -......; 4) промплощадка... -...; 5) промплощадка... -.........); 6) промплощадка... - п.......; 7) промплощадка... -......; 8) промплощадка... -......; 9) промплощадка... -......) промплощадка... -......; 11) промплощадка... -......; 12) промплощадка... -......; 13) промплощадка... -......; 14) промплощадка... -......; 15) промплощадка... -.......

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Председательствующий *.*. Величко