Судебная практика

Решение от 13 мая 2011 года № А51-16779/2009. По делу А51-16779/2009. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-16779/2009

13 мая 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2011 года. Полный текст решения изготовлен 13 мая 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи *.*. Кобко, при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивкиной *.*., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» к Администрации города Владивостока; Третье лицо – Открытое акционерное общество «РЖД» в лице филиала Владивостокского отделения ДВЖД о признании права собственности на самовольную постройку.

при участии в заседании:

от истца – Грачев *.*., доверенность от 11.01.2011 №1;

от ответчика – Слепченко *.*., доверенность №1-3/5327 от 20.12.2010;

от третьего лица – Малиновский *.*.,
доверенность от 19.11.2010 №689;

Установил:

Открытое акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (далее - ОАО «ВМТП») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Администрации города Владивостока о признании права собственности на сооружения, являющиеся самовольной постройкой – железнодорожный подъездной путь необщего пользования № 1, инв. номер 05:401:002:000200090:0074, Лит. 74, протяженностью 230 м.; железнодорожный подъездной путь необщего пользования № 2, инв. номер 05:401:002:000200090:0073, Лит. 73, протяженностью 472 м.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Открытое акционерное общество «РЖД» (далее - ОАО «РЖД») в лице филиала Владивостокского отделения ДВЖД.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.05.2010 года, оставленным без изменения Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 06.08.2010 года исковые требования Открытого акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» удовлетворены.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.11.2010 года Решение арбитражного суда Приморского края от 26.05.2010 и Постановление Арбитражного суда апелляционной инстанции от 06.08.2010 по делу № А51-16779/2009 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края. При этом ФАС ДВО указал, что при новом рассмотрении суду необходимо установить наличие необходимых условий для признания спорных объектов самовольными постройками; выяснить обстоятельства, связанные с возможным сохранением названных объектов, и их эксплуатацией, не препятствующей деятельности других объектов, и с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разрешить спор.

Истец поддержал заявленные
требования в полном объеме, пояснил, что просит признать право собственности ОАО «ВМТП» на спорный объект недвижимости, поскольку является собственником земельного участка, сохранение спорного объекта не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В обоснование исковых требований истец представил дополнительные документы.

Ответчик исковые требования не признает, пояснил, что в результате реконструкции железнодорожных путей общего пользования №33,34, принадлежащих, ОАО «РЖД», и причалов №3,4 ОАО «ВМТП» было допущено нарушение имущественных прав ОАО «РЖД». Кроме того, ОАО «РЖД» считает, что спорные объекты недвижимости не соответствуют требованиям содержания и обеспечения безопасности эксплуатации объектов.

Третье лицо считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку в процессе реконструкции спорных железнодорожных путей произошло смещение железнодорожных путей и стрелочных переводов, принадлежащих третьему лицу, из полосы отвода Дальневосточной железной дороги на земельный участок, принадлежащий истцу, что впоследствии может повлечь за собой необходимость заключения между третьим лицом и истцом договора аренды на земельный участок, в границах которого оказалось имущество ОАО «РЖД». Таким образом, по мнению третьего лица, в результате строительства истцом спорных путей нарушены имущественные права третьего лица.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд Установил следующее.

Постановлением главы администрации города Владивостока от 13.12.1995 № 1336 истцу предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 48,2228 га для размещения и функционирования порта по адресу Приморский край, г.Владивосток, побережье бухты Золотой Рог, что подтверждается также государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей ПК-28 № 00612 от 10.01.1996, свидетельством о государственной регистрации права от20.01.ж2003 серия 25-АА № 257564.

В дальнейшем указанный земельный участок был приобретен истцом по договору купли-продажи
земельного участка от 24.03.2008 № 279, что подтверждается свидетельством государственной регистрации права от 28.05..2008 серия 25-АБ 009716, а также кадастровой выпиской о земельном участке от 05.02.2009 № 28-2/09-1777 и справкой Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Владивостока от 10.12.2002 № 15533-з.

На вышеуказанном земельном участке в 2008-2009г.г. силами истца были возведены сооружения, являющиеся самовольной постройкой – железнодорожный подъездной путь необщего пользования № 1, инв. номер 05:401:002:000200090:0074, Лит. 74, протяженностью 230 м.; железнодорожный подъездной путь необщего пользования № 2, инв. номер 05:401:002:000200090:0073, Лит. 73, протяженностью 472 м.

В 2009 Отделением № 1 филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Приморскому краю произведена инвентаризация спорных объектов и 04.08.2009 выдан технический паспорт на указанное здание.

Поскольку у истца отсутствует разРешение на строительство спорных объектов, а также акты ввода в эксплуатацию и спорные объекты недвижимости являются самовольной постройкой в силу п.1 ст.222 ГК РФ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Пунктом 3 статьи 222 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ) предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано только за лицом, в собственности, пожизненном (наследуемом) владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок.

Из представленного
в материалы дела Свидетельства о государственной регистрации права серия 25-АБ №009716 от 28.05.2008 года, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю следует, что ОАО «ВМТП» на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 365291,00 кв.м. для дальнейшей эксплуатации порта, кадастровый № 25:28:00 00 00:0211, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира административное здание, лит.28, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Стрельникова, д.9, до выкупа указанный земельный участок принадлежал истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Материалами дела установлено, что в границах указанного земельного участка ОАО «ВМТП» осуществлена реконструкция подъездных железнодорожных путей, а именно железнодорожные пути не общего пользования: №1 протяженностью 230 м., №2 протяженностью 472 м.

В соответствии с п.13 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Гр.К РФ) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В силу п.14 ст.1 Гр.К РФ реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;

Материалами дела установлено, что Начальником Отдела государственной вневедомственной экспертизы проектов Администрации Приморского края от 29.11.2001 года было утверждено Заключение №39-2/2000 по рабочему проекту на реконструкцию причалов №3 и 4 во Владморторгпорту (корректировка), заказчиком которого являлась Морская администрация порта Владивосток. Основным Решением предоставляемого к утверждению рабочего проекта является переустройство железнодорожных путей на причалах №3 и 4, которое согласовано Владивостокским отделением ДВЖД от 19.04.2000 №12-32/22.

Из представленного в материалы дела Акта приемки в постоянную эксплуатацию вновь построенного железнодорожного пути необщего пользования на объекте ОАО «ВМТП» от 30.10.2006 следует, что путь не принят
в эксплуатацию, поскольку строительство ж/д путей необщего пользования выполнено не в соответствии с техническими условиями, выданными Владивостокским отделением «ДВЖД», а также поскольку отсутствует разРешение на строительство от Дальневосточного управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Однако, как следует из представленного в материалы дела Письма «ДВЖД» – филиала ОАО «РЖД» №ДТ-6/28 от 20.08.2007 года филиал ОАО «РЖД» - ДВЖД пересмотрело ранее выданные технические условия №1389/НГЗ от 17.08.2006 года и подтвердило их действительность, определив, что при завершении реконструкции железнодорожных подъездных путей ОАО «ВМТП» необходимо выполнение остальных пунктов технических условий №НГЗ-1389 от 17.08.2006 года, кроме пункта №2.

Таким образом, суд Установил, что ОАО «РЖД» продлило действительность технических условий №1389/НГЗ от 17.08.2006 года до момента завершения реконструкции железнодорожных путей ОАО «ВМТП» в тылу причалов №3-4.

Согласно Акту приемки законченного строительством объекта №1 от 02.10.2007 года, составленному комиссией, состоящей из Руководителя Дальневосточного территориального управления «Росжелдора» Осина *.*., Генерального директора ООО «МПП» Годун *.*., и.о. руководителя Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Заботина *.*., главного инженера Владивостокского отделения ДВЖД – филиала ОАО «РЖД» Прокопчик *.*., УРБ-П Владивостокского отделения ДВЖД – филиал ОАО «РЖД» Коваленко *.*. следует, что комиссия

Постановила:

пути необщего пользования в тылу 3-4 причала территории ОАО «ВМТП» удовлетворяют нормам ПТЭ, инструкции по текущему содержанию пути ЦП-774. Железнодорожные подъездные пути принять в постоянную эксплуатацию.

Учитывая изложенное, суд Установил, что ОАО «ВМТП» в границах отведенного земельного участка была произведена реконструкция причалов №3 и №4 Владивостокского морского торгового порта, в результате которой были образованы: железнодорожный подъездной путь необщего пользования №1,инвентарный №05:401:002:000200090:0074, лит.74, протяженностью 230 м.; железнодорожный подъездной путь необщего
пользования №2, инвентарный № 05:401:000200090:0073, лит.73, протяженностью 472 м.

В силу п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Факт того, что самовольная постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, подтверждается представленными в материалы дела Техническим паспортом, выданными Отделением №1 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Приморскому краю по состоянию на 04.08.2009 года.

Согласно представленной в материалы дела Экспертизе железнодорожных подъездных путей №1 и №2 не общего пользования, расположенных на причалах №3,4,5 ОАО «ВМТП», изготовленного ООО «Межрегиональная техническая компания «ВостокСтройПроект» от 11.04.2011 года следует, что по результатам выполненной экспертизы железнодорожного пути, его плана и продольного профиля, а также предоставленной проектной и технической документации, железнодорожные пути необщего пользования ОАО «ВМТП» соответствуют требованиям промышленной безопасности,
при условии своевременного выявления в ходе экспертизы неисправностей пути, стрелочных переводов и устройств путевого хозяйства. При технической эксплуатации железнодорожного пути и стрелочных переводов в соответствии с Инструкцией по текущему содержанию пути ЦП-774, Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ ЦП-485, ПТЭ, Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ОАО «ВМТП» причалы №3,4,5, примыкающей к железнодорожной станции Владивосток Дальневосточной железной дороги, Инструкции по движению проездов маневровой работе на железных дорогах РФ ЦД-790, угрозы жизни и здоровью граждан отсутствует, и сохранность вагонного парка обеспечена.

Также в материалы дела представлено заключение экспертизы, выполненное лицензированной организацией (ООО ПТДЗС «СТРОЙТЕХЭКСПЕРТИЗА»), согласно которой спорные объекты недвижимости соответствуют основным требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасность эксплуатации объекта.

Согласно Акту об устранении замечаний, выявленных в ходе экспертизы железнодорожных подъездных путей №1 и №2 необщего пользования ОАО «ВМТП» от 29.04.2011 года комиссией в составе представителей ОАО «ВМТП» и ООО «Ж/Д РЕГИОН» проведена проверка устранений выявленных дефектов железнодорожных подъездных путей №1 и №2 необщего пользования ОАО «ВМТП», выявленных в ходе проведения экспертизы путей, кроме того, комиссией установлено, что работы по устранению выявленных дефектов производила специализированная организация ООО «Ж/Д РЕГИОН», все установленные дефекты устранены.

Таким образом, суд Установил, что отсутствуют обстоятельства, предусмотренные п.3 ст.222 ГК РФ, при которых невозможно признание права собственности на самовольную постройку, а именно нарушение прав и законных интересов других лиц либо угроза жизни и здоровью граждан.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что истец предпринимал меры, направленные к легализации спорных объектов, что подтверждается представленными в материалы дела, Актом №1
приемки законченного строительством объекта от 02.10.2007 года, Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 04.03.2008 года №71 о разрешении примыкания железнодорожных путей необщего пользования ОАО «ВМТП» к существующим железнодорожным путям общего пользования на железнодорожной станции Владивосток Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Представленными в материалы дела документами подтверждается, что самовольные постройки являются объектами недвижимости, возведены истцом за свой счет на земельном участке, находящимся в собственности истца и не создают угрозу жизни и здоровью граждан, а также не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем суд считает исковые требования о признании права собственности открытого акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» на сооружения, являющиеся самовольной постройкой – железнодорожный подъездной путь необщего пользования № 1, инв. номер 05:401:002:000200090:0074, Лит. 74, протяженностью 230 м.; железнодорожный подъездной путь не общего пользования № 2, инв. номер 05:401:002:000200090:0073, Лит. 73, протяженностью 472 м. подлежащими удовлетворению.

При этом суд отклоняет доводы ОАО «РЖД» о том, что в результате реконструкции железнодорожных путей общего пользования №33,34, принадлежащих, ОАО «РЖД», и причалов №3,4 ОАО «ВМТП» было допущено нарушение имущественных прав ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» в порядке ст.65 АПК РФ не представило суду доказательства, подтверждающие, каким образом будут нарушены права и законные интересы ОАО «РЖД» в случае если будут сохранены спорные объекты недвижимости, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности ОАО «ВМТП».

Кроме того, при составлении Акта №1 приемки законченного строительством объекта от 02.07.2007, представителями ОАО «РЖД» не было выявлено каких-либо нарушений прав ОАО «РЖД», а также нарушений прав иных лиц.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные требования обоснованными
и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 АПК РФ, суд

Решил:

Признать право собственности Открытого акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» на сооружения, являющиеся самовольной постройкой – железнодорожный подъездной путь необщего пользования № 1, инв. номер 05:401:002:000200090:0074, Лит. 74, протяженностью 230 м.; железнодорожный подъездной путь необщего пользования № 2, инв. номер 05:401:002:000200090:0073, Лит. 73, протяженностью 472 м.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья *.*. Кобко