Судебная практика

По иску прокурора о признании бездействия администрации незаконным. Решение от 08 ноября 2010 года № 2-353/2010. Тамбовская область.

Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Севастьянова *.*.,

с участием прокурора Ржаксинского района Букина *.*.,

при секретаре Романовой *.*.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ржаксинского района к Администрации Ржаксинского района о признании бездействия незаконным и понуждении произвести необходимые действия по организации надлежащего порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности,

Установил:

При проведении проверки прокуратурой Ржаксинского района в порядке исполнения требований законодательства Российской Федерации и соблюдения прав хозяйствующих субъектов органами местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности были выявлены нарушения законодательства Администрацией Ржаксинского района - отсутствие информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, чем нарушены положения Градостроительного кодекса РФ.

На выявленное нарушение прокурором Ржаксинского района 15.04.2010
года внесено представление, по результатам рассмотрения которого должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В настоящее время установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в Администрации Ржаксинского района до настоящего времени не организовано. За истёкший период никаких мер к исправлению ситуации со стороны должностных лиц администрации района принято не было.

Прокурор Ржаксинского района обратился в суд с иском, в котором просит признать бездействие Администрации Ржаксинского района, выразившееся в непринятии мер по организации ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в администрации района, незаконным и обязать произвести необходимые меры по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Эти требования поддержаны в суде прокурором Ржаксинского района Букиным *.*.

Представитель Администрации Ржаксинского района *.*. П., требования прокурора признал частично и пояснил, что определенные недоработки в деятельности администрации района по данному вопросу имеются, однако существует планирование застройки территории района, заведены книги учета заявлений, сведений, хранения документов и т.д. В администрации имеется информация на объекты длящегося строительства. Информация ведется на бумажных носителях.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает, что требования прокурора законные и обоснованные, в связи, с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительная деятельность- это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Статья 56 Градостроительного кодекса РФ содержит положения о том, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об
объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Согласно ч.4 указанной статьи, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя: сведения (о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории; об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о геодезических и картографических материалах; дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках; иные документы и материалы).

Кроме того, дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на каждый земельный участок. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются разрабатываемые и принимаемые при подготовке документации по планировке территории, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства копии документов и карт (схем): градостроительный план земельного участка; сведения о площади, о высоте и об этажности объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, разделы проектной документации, или схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; заключение государственной экспертизы проектной документации; разРешение на строительство;
Решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; Решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации (заключение органа государственного строительного надзора; акт проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса его энергетической эффективности на момент составления этого акта); акт приемки объекта капитального строительства; разРешение на ввод объекта в эксплуатацию и иные документы и материалы.

В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются сведения о земельном участке и выданные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на данном земельном участке. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации.

В силу ч.8. ст.56 Градостроительного кодекса РФ, сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

В соответствии со ст.57 Градостроительного кодекса РФ, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы.
Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи. Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

В силу ч.6 и ч.7 указанной статьи, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, орган местного самоуправления муниципального района бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах капитального строительства в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества и орган по учету государственного и муниципального имущества в необходимом объеме, а также сведений о соответствии объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, сведений о классе энергетической эффективности многоквартирных домов в органы государственной власти, которым такие сведения необходимы в связи с осуществлением ими их полномочий, в том числе полномочий по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности.

Порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Положению об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 года №363, которое определяет структуру, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, а именно п.2 и п.3 определяют, что информационную систему ведут органы местного самоуправления городского округа или муниципального района. Информационная система может быть автоматизированной. Информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах “а“ - “з“ пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.

Согласно ч.2 ст.10 Устава Ржаксинского района Тамбовской области, в ведении района находятся вопросы местного значения, среди которых регулирование планировки и застройки территории района; создание условий для жилищного, социально-культурного строительства; контроль за использованием земель на территории района; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспростронённых полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения.

Как видно из материалов дела, при проведении проверки прокуратурой Ржаксинского района в сфере исполнения законодательства о градостроительной деятельности, установлено, что в Администрации Ржаксинского района информационные системы обеспечения градостроительной деятельности отсутствуют. В
связи с чем, прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства от 15.04.2010 года №02-47/656. Во исполнение данного представления, распоряжением главы Администрации Ржаксинского района должностное лицо- заместитель главы Администрации района *.*. П. привлечен к дисциплинарной ответственности (распоряжение главы Администрации Ржаксинского района №117-р от 12.05.2010 года). Начальнику отдела архитектуры, строительства и ЖКХ *.*. В. указано на принятие конкретных мер по устранению нарушений законодательства. Суд отмечает, что в настоящее время устранены некоторые нарушения в области градостроительного законодательства, однако имеется много недостатков.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу о том, что отсутствие в Администрации Ржаксинского района информационных систем обеспечения градостроительной деятельности нарушает основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, а именно: участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме. В тоже время является нарушением обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

Исходя из всех обстоятельств дела, суд находит заявление прокурора обоснованным. Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает Решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод граждан.

В силу
ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Ржаксинского района удовлетворить:

Признать бездействие Администрации Ржаксинского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по организации ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в администрации района, незаконным.

Обязать Администрацию Ржаксинского района Тамбовской области устранить допущенные нарушения действующего законодательства в области градостроительной деятельности, произвести необходимые меры по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в администрации района.

Срок исполнения решения суда определить до 01.04.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в кассационном порядке в течение 10 суток со дня оглашения.

Судья подпись *.*. Севастьянова

Верно.

Судья Севастьянова *.*.