Судебная практика

О признании неправомерными действий (бездействия) командира войсковой части и жилищной комиссии, нарушившими право на включение в государственный жилищный сертификат как члена семьи военнослужащего, и компенсации морального вреда. Решение от 27 мая 1998 года № 2-821/2010. Тверская область.

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Борисовой *.*., при секретаре Федоровой *.*., с участием представителей истца Микулова *.*. и Микуловой *.*., представителя ответчика Макеева *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области дело по иску Истец к войсковой части <данные изъяты> и... КЭЧ района о признании неправомерными действий (бездействия) командира войсковой части и жилищной комиссии, нарушившими его право на включение в государственный жилищный сертификат как члена семьи военнослужащего, включении в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат первым по очереди, и компенсации морального вреда,

Установил:

Истец обратился в суд с иском к войсковой части <данные
изъяты> о признании неправомерными действий и бездействия командира войсковой части и жилищной комиссии, нарушившими его право на включение в государственный жилищный сертификат как члена семьи военнослужащего, включении его в список граждан категории пункта 1, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2010г., первым по очереди, признании факта нахождении на иждивении, внесении в электронную базу «Учет» и компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что является студентом высшего учебного заведения по очной форме обучения, зарегистрирован по адресу: Адрес1. Дата он узнал, что не включен в сертификат вместе со своей матерью Микуловой *.*. и ее мужем Микуловым *.*. Вместе с тем, Решением жилищной комиссии войсковой части от Дата № на основании Постановления Правительства РФ от Дата № был включен в п.3 списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, оформленного на Микулова *.*., Решение утверждено командиром войсковой части, однако никаких документов об изменении п.3 списка (далее - ГЖС) войсковой частью не отправлялось. Это произошло потому, что во время получения сертификата был снят с регистрационного учета по месту жительства Микулова *.*. В сентябре 2006 года в судебном порядке регистрацию восстановили, однако Микуловы на тот момент уже реализовали сертификат. Дата его включили в списки на получение ГЖС как гражданина, подлежащего отселению из закрытых военных городков, нарушив его права как члена семьи военнослужащего. Его отец также является военнослужащим, реализовавшим государственный жилищный сертификат. На основании изложенного, просил признать действия и бездействие войсковой части <данные изъяты> в лице жилищной комиссии и командира войсковой части нарушившими его право на включение в государственный жилищный сертификат как члена семьи военнослужащего,
применительно к условиям подпрограммы, незаконными и компенсировать причиненный ему моральный вред (244 800 руб.); обязать войсковую часть включить его в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в первую очередь, первым; взыскать государственную пошлину - 200 руб.

Определением суда от Дата к участию в деле в качестве соответчика привлечена... квартирно-эксплуатационная часть Министерства обороны РФ (далее -... КЭЧ).

Впоследствии истец уточнил первоначально заявленные требования, отказался от иска в части:

признания бездействия войсковой части по невнесению его в личное дело к подполковнику Микулову *.*. как иждивенца согласно Приказу МО РФ от 19.12.2005 №085 незаконным;

признания факта его вселения Дата в жилое помещение Микулова *.*. как члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

признания факта его нахождения на иждивении у Микулова *.*. с

Дата;

признания действий (бездействие) войсковой части <данные изъяты> в лице жилищной комиссии и командира войсковой, части по не отправке документов согласно решению жилищной комиссии в/ч от Дата, протокол №, на включение его в государственный жилищный сертификат к Микулову *.*. как члена семьи военнослужащего, применительно к условиям подпрограммы, принятой Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 №522, незаконными;

признания решения жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от Дата (п.4 протокол (26) незаконным и нарушающим его права как члена семьи военнослужащего, применительно к условиям Подпрограммы (п. 17 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153) и ст.ст.69, 70 ЖК РФ;

признания бездействия войсковой части <данные изъяты> по не рассмотрению его заявления от Дата о включении его в списки кандидатов на получение ГЖС как члена семьи военнослужащего незаконным;

признания действий (бездействия) войсковой части по не отправке документов согласно его заявлению на проверку в... КЭЧ
района незаконными;

признания действий войсковой части по его перестановке в списке получателей ГЖС с 1-го в 2006 году на 31 в 2008 году незаконными;

обязания войсковой части издать приказ по строевой части о внесении его в личное дело Микулова *.*. с Дата и направить выписку в... военный комиссариат....

Просил признать нарушенным войсковой частью его право на льготы и гарантии по получению ГЖС, как члена семьи военнослужащего, применительно к условиям подпрограммы, принятой Постановлением Правительства РФ № от Дата; обязать войсковую часть включить его в категорию граждан пункта 1 списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2010 году, по состоянию на Дата; обязать ФГКЭУ «... КЭЧ района» Минобороны России внести его в электронную базу данных «Учет»; взыскать с войсковой части в его пользу компенсацию морального вреда в размере 244 800 руб.

В судебное заседание Истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, его представители по доверенности – Микулов *.*. и Микулова *.*. исковые требования поддержали в полном объеме. Пояснили, что в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», истец является членом семьи военнослужащего Микулова *.*., поскольку состоит на его полном иждивении, и на него распространяются социальные гарантии и компенсации последнего, что установлено фактом вселения Истец Дата, в жилое помещение к Микулова ВС., как члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В ст. 69 ЖК РФ «Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма» сказано: К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

В п.1 ст. 70 ЖК РФ «Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи» сказано: наниматель, с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно
с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. В п.2 ст.70 Жилищного Кодекса РФ сказано:вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре члена семьи нанимателя».

В пункте 3. ст.15. Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ сказано: военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Аналогичный тезис содержится в п. 8 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, введенной приказом МО РФ № 80 – 2000 года.

Дата отчим Истец, Микулов ВС. подал рапорт о внесении изменений в список кандидатов на участие в Президентской программе «Государственные жилищные сертификаты», в котором просил внести изменения в графу 4 списка кандидатов на получение ГЖС оформленный в 2002 году (л.д. 116).

Дата жилищная комиссия войсковой части <данные изъяты> оставила без удовлетворения рапорт Микулова ВС., в связи с тем, что Миклова ЕГ. и Истец не были зарегистрированы по месту жительства Микулова ВС.,протокол №2 (л.д. 115).

Из судебной практики (Решение 238 ГВС от 13февраля 2006г. л.д. 151) следует: «В
соответствии с п. 1.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и представления жилых помещений в Тверской области, введенными Постановлением Администрации Тверской области № 71-па от 27 апреля 2004 года, обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание на территории данного муниципального образования»..

Согласно вышеназванного законодательства и ст.3 ФЗ РФ от 25.06.1993 г.

№ 5242-1 “ О праве граждан на свободу передвижения“, Дата Истец написал заявление о регистрации его по месту жительства отчима Микулова ВС.: Адрес1. (л.д. 150) Из копии заявления видно, что наниматель жилого помещения по договору социального найма по адресу:Адрес1 и командир войсковой части <данные изъяты> не были против вселения Истец по вышеназванному адресу.

После регистрации Истец на жилой площади Микулова ВС., войсковая часть <данные изъяты> внесла изменения в домовую книгу (л.д. 149), лицевой счет (л.д. 148), поквартирную карточку (л.д. 23), договор социального найма (в последствии переоформлен на договор социального найма № от Дата) (л.д. 107).

Дата Истец был зарегистрирован по месту жительства отчима Микулова ВС., как член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Дата Решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>, протокол №, было подтверждено, что Истец вселен к Микулову ВС., как член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п.2 ст. 69 ЖК РФ войсковой частью <данные изъяты> в 2006 году был подан солидарный иск о взыскании задолженности за пользование жилым помещением и коммунальными услугами, на Микулова ВС., Микулову ЕГ. и Истец, который закончился в 2008 году мировым соглашением, дело №г. (л.д. 114)

Из
выше изложенных доказательств следует, что Истец, Дата, был вселен в жилое помещение к Микулова ВС., как члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Факт нахождения Истец на иждивении у Микулова *.*. с Дата подтверждается следующим.

С Дата Истец находится у Микулова ВС. на полном материальном обеспечении. Микулов ВС оплачивает обучение Истец, в доказательство чего имеются справки оплаты, покупает одежду, питание, дает свой автомобиль для поездки в учебное заведение, которое находится в 50 км от места его жительства. Факт нахождения Истец на иждивении у Микулова ВС. может подтвердить его мать Ф.И.О. Она проживают по адресу: Адрес2. В настоящий момент Истец проживает с Микуловым ВС. и Микуловой ЕГ., о чем свидетельствует свидетельство о регистрации по месту пребывания (л.д. 262)

Войсковая часть <данные изъяты> с Дата после принятия жилищной комиссией решения об отмене своего же решения от Дата по внесению изменений в п.3 списка кандидатов на получение ГЖС, перестала признавать ДервановаАА. иждивенцем и членом семьи Микулова ВС., а установление факта нахождения на иждивении у Микулолва ВС. Истец, необходимо для получения Истец социальных льгот и гарантий в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года.

Установление факта нахождения на иждивении у Микулова ВС. Истец приобретет значимость для получения социальных льгот и гарантий, для всех членов семьи согласно п.5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» и п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации.

В материалах дела имеются доказательства того, что Истец находится на иждивении Микулова ВС., это: ксерокопия диплома Истец, ксерокопия приказа о зачислении в МГАУ..., ксерокопии квитанций об оплате обучения, ксерокопия трудовой книжки Микуловой ЕГ.,
справка администрации сельского поселения... № от Дата, справка о не получении стипендии и возмещения затрат за обучение № от Дата.

Действия (бездействия) войсковой части <данные изъяты> в лице жилищной комиссии и командира войсковой части, по не отправке документов, согласно решения жилищной комиссии в/ч <данные изъяты> от Дата, протокол №, на включение Истец в государственный жилищный сертификат к Микулову *.*., как члена семьи военнослужащего, применительно к условиям подпрограммы принятой Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 года № 522 и приказа МО РФ от 12 ноября 1999 года № 534.

Дата было принято Решение жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>, протокол № о признании отчима Истец, Микулова *.*. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Командир в/ч <данные изъяты> данное Решение утвердил. Данный факт признания Микулова *.*. распространяется на всех членов семьи совместно проживающих с квартиросъемщиком. После регистрации в жилом помещении у Микулова ВС. по договору социального найма, Истец с Дата так же стал нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Право Истец на включение в ГЖС к отчиму Микулову *.*. было гарантировано п.14 ст. 15, абз. 3 п.1 ст. 23 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ, п. 8 правил Постановления Правительства РФ от 7 октября 2004 года

№ 522, ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации.

В п.8 «Правил» Постановления Правительства РФ от 7 октября 2004 года № 522 сказано: «…К членам семьи гражданина применительно к подпрограмме относятся совместно с ним проживающие супруга (супруг), их дети и родители….» (л.д. 307)

На основании вышеназванного постановления жилищной комиссией в/ч <данные изъяты> от Дата, протокол №, было принято Решение о внесении Истец в ГЖС к
отчиму Микулову ВС., но документы в... КЭЧ района направлены не были.

Тем самым, войсковая часть <данные изъяты> бездействовала по реализации права Истец на включение в п.3 списка кандидатов на получение ГЖС к Микулову *.*., как члена семьи военнослужащего, применительно к условиям подпрограммы и не выполнила принятое Решение от Дата, протокол заседания жилищной комиссии №. (л.д. 19).

Бездействие войсковой части <данные изъяты> доказывается ответом... КЭЧ района исх.№№ от Дата, в котором говорится: «В... КЭЧ района поступали документы от Микулова *.*., документов о включении Истец в списки граждан на получение ГЖС в КЭЧ не имеется». (л.д. 198)

Командир войсковой части <данные изъяты> утвердил Решение жилищной комиссии по включению Истец в ГЖС Микулову *.*., Дата, протокол №. Государственный жилищный сертификат – свидетельство о выделении субсидии на приобретение жилья серия № выписан Микулову ВС., заместителем начальника Главного финансово-экономического управления МО РФ ФИО3 Дата (л.д. 20).

Таким образом, войсковая часть <данные изъяты> имела десять дней, для реализации права Истец для включения его в ГЖС к Микулову *.*., как члена семьи военнослужащего, применительно к условиям подпрограммы.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 7 октября 2004 года № 522, пунктов 1 и 2 раздела 1 «Инструкции о формирования списков на получение ГЖС и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации» введенной в действие приказом МО РФ от12 ноября 1999 года № 534 (действующего до июля 2006 года) командир и жилищная комиссия войсковой части <данные изъяты> не внесли изменения в п.3 списка кандидатов подполковника Микулова *.*., в который должен был быть включен Истец, и не направила этот список на проверку и согласование в довольствующие органы, а также на утверждение вышестоящему командованию.

Микулов *.*. получил на руки ГЖС в... КЭЧ района Дата.

У войсковой части <данные изъяты> было еще время – почти месяц для предоставления сведений о Истец в... КЭЧ района. Предоставление этих сведений командиром войсковой части <данные изъяты> в КЭЧ позволили бы Микулову *.*. заменить сертификат в связи с изменением состава семьи – на трех человек, как было сделано Микуловым *.*. на мать Истец после ее регистрации по месту жительства (л.д. 157), в соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 7 октября 2004 года

№ (л.д. 307). Данные по состоянию на Дата от войсковой части <данные изъяты> в... КЭЧ района не поступали, что видно из ответ... КЭЧ района от Дата № (л.д. 198).

Нарушение права Истец войсковой частью 21237 на льготы и гарантии по получению ГЖС, как члену семьи военнослужащего, применительно к условиям подпрограммы принятой Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 года № 522 выразилось в следующем.

В п.5 ст.2 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27мая1998года N76-ФЗ сказано, что: « К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:…

дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

лица, находящиеся на иждивении военнослужащих».

Истец с 2004 года по настоящий момент является студеном очной формы обучения, о чем свидетельствуют справки предоставленные суду из учебных заведений.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в которой федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Такой порядок определен Правительством РФ в Постановлении Правительства от 7 октября 2004 года № 522 (л.д. 307).

В п. 8 «Правил» Постановления Правительства от 7 октября 2004 года № 522 сказано: «…К членам семьи гражданина (применительно к подпрограмме) относятся совместно с ним проживающие супруга (супруг), их дети и родители….» Уточненное определение сделано и в действующем в настоящий момент Постановлении Правительства от 21 марта 2006 года № 153 (л.д. 297). В п. 17 «Правил» названного Постановления Правительства сказано: «….Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина – участника подпрограммы признается:

постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы ….».

Истец был вселен в жилое помещение (16 кв.м.), занимаемое по договору социального найма Микуловым *.*., в соответствии со ст.ст. 69, 70 Жилищного кодекса РФ, в качестве члена семьи и внесен в договор социального найма, в лицевой счет, поквартирную карточку, домовую книгу. РазРешение на его вселение дал начальник гарнизона, командир войсковой части <данные изъяты>, в соответствии с приказом МО РФ № 80 – 2000 года.

Дата было принято Решение жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>, протокол № о признании отчима Истец, Микулова *.*. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Командир в/ч <данные изъяты> данное Решение утвердил. Данный факт признания Микулова *.*. распространяется на всех членов семьи совместно проживающих с квартиросъемщиком, т.е. после регистрации в жилом помещении у Микулова ВС. по договору социального найма, Истец с Дата так же стал нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Дата отчимом Истец, Микуловым *.*., был подан рапорт о внесении иждивенца Истец в личное дело (вх. №), согласно приказа МО РФ от 19 декабря 2005 года № 085. На рапорт вх.№ 207 отказа и каких-либо возражений со стороны войсковой части <данные изъяты> не было.

Из судебной практики 238 гарнизонного военного суда следует:

«Согласно ч.3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам установленным ФЗ и иными нормативными актами РФ, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Аналогичный тезис содержится в п.8 инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, введенной приказом МО РФ № 80 – 2000 года.

В соответствии с п.1.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тверской области, введенными Постановлением администрации Тверской области № 71-па от 27 апреля 2004 года, обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление им жилых помещений является постоянное проживание на территории данного муниципального образования….

Процедура регистрации является не разрешительной, а подтверждающей факт проживания. Инициируется данная процедура самими гражданами и соответственно демонстрирует позицию гражданина к выбору своего места жительства, которое он избирает таковым. (л.д. 151)

Из данного решения суда видно, что регистрация подтверждает факт совместного проживания, что необходимо для включения членов семьи в ГЖС.

Дата Истец написал заявление о регистрации по месту жительства на жилую площадь по договору социального найма (16 кв.м.) к Микулову *.*.

Дата разРешение на регистрацию дал командир войсковой части <данные изъяты>.

Дата Истец был зарегистрирован, с нарушениями сроков по регистрации со стороны командира войсковой части 21237, которые установлены п.п. 1,3,7 «Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713.

Регистрация по месту жительства Истец подтверждает его совместное проживание с Микуловым *.*. Дав разРешение Истец на вселение к Микулову *.*., на занимаемую им жилую площадь по договору социального найма, командование войсковой части <данные изъяты> признала Истец членом семьи Микулова *.*. также доказательством этого является подача солидарного иск о взыскании задолженности за пользование жилым помещением и коммунальными услугами, на Микулова ВС., Микулову ЕГ. и Истец, в связи с тем, что дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Все документы находящиеся в деле подтверждают, что у Истец на рассматриваемый период, не было отдельного лицевого счета, договора социального найма и он вел с Микуловым совместное хозяйство, что было установлено мировым судьей судебного участка..., дело №г.(определение от Дата л.д.114 том 1). Согласно п. 2, ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным Постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Из выше сказанного усматривается, что основным условием для включения в список кандидатов на получение ГЖС являлась регистрация по месту жительства Истец на жилой площади у военнослужащего Микулова *.*. по договору социального найма.

На основании рапорта от Дата (вх№311, л.д. 108) и в соответствии Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 года №522, приказа МО РФ от 19 декабря 2005г. № 085 и в связи с постоянной регистрацией по месту жительства Истец жилищная комиссия в/ч <данные изъяты> приняла Решение о внесении изменения в п.3 списка кандидатов ГЖС Микулова *.*. - протокол № от Дата (л.д. 19).

Командир войсковой части <данные изъяты> Дата утвердил протокол № заседания жилищной комиссии.

Таким образом, каких либо разногласий между жилищной комиссией и командиром войсковой части <данные изъяты> по вопросу обеспечения жильем Истец по избранному им месту жительства совместно с матерью Микуловой *.*. и Микуловым *.*. по состоянию на Дата не было. А так же не было отказа войсковой часи <данные изъяты> о внесении Истец, как иждивенца в личное дело к Микулову *.*. по рапорту от Дата.

В соответствии с требованиями приказа МО РФ от12 ноября 1999 года № 534 (действующего до июля 2006 года) командир и жилищная комиссия войсковой части <данные изъяты> не сформировала новый список кандидатов на получение ГЖС с изменениями в п.3 списка подполковника Микулова *.*. и не направила этот список на проверку и согласование в довольствующие органы, а также на утверждение вышестояему командованию. Войсковая часть <данные изъяты>, не внесла запись в личное дело Микулова *.*. согласно приказа МО РФ от 19 декабря 2005г. № 085, иждивенца Истец(так же, как и не была внесена запись в л/д и его жены Микуловой *.*.)

Тем самым, войсковая часть <данные изъяты> бездействовала по реализации права Истец на включение в п.3 списка кандидатов на получение ГЖС к Микулову *.*., как члена семьи военнослужащего, применительно к условиям подпрограммы и не выполнила принятое Решение от Дата, протокол заседания жилищной комиссии №. (в материалах дела). Бездействие войсковой части <данные изъяты> доказывается ответом... КЭЧ района исх.№1297 от Дата, в котором говорится: «В... КЭЧ района поступали документы от Микулова *.*., документов о включении Истец в списки граждан на получение ГЖС в КЭЧ не имеется».

А также бездействие войсковой части <данные изъяты> выражается в том, что имеющая право, на установление в административном порядке лиц, находящихся на иждивении военнослужащих, согласно приказа МО РФ от 19 декабря 2005г. № 085, в/ч <данные изъяты> не сделала соответствующую запись в личном деле отчима Истец (полномочия войсковых частей доказывает определение Военной коллегии Верховного Суда от 8 августа 2008 года № 1н-194/08.

Дата Истец зарегистрирован по месту жительства в комнате 16 кв.м коммунальной квартиры по адресу Адрес1.

Согласно ст.31 главы 5 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», Истец мог быть снят с регистрационного учета только по своему личному заявлению или на основании вступившего в законную силу решения суда.

Из копий поквартирной карточки, финансового лицевого счета, справки о проверке жилищных условий от Дата (указанные документы сданы в... КЭЧ района вх.436 от Дата) видно, что Истец был снят с регистрационного учета по месту жительства.

Квартира по адресу:Адрес1 находится в распоряжении в/ч <данные изъяты>. Гарнизон... состоял из трех войсковых частей, авиационный полк в/ч <данные изъяты> и две обеспечивающие части: дивизион связи в/ч <данные изъяты> и база обеспечения в/ч <данные изъяты>. У каждой части находился в распоряжении жилищный фонд, который распределялся командирами частей. РазРешение на регистрацию по месту жительства во всех войсковых частях дает начальник гарнизона (в/ч <данные изъяты>). Так же ответ начальника... КЭЧ района от Дата № (л.д. 154) указывает на то, что войсковая часть <данные изъяты> подчинена начальнику гарнизона, в/ч <данные изъяты>.

Право Истец по регистрации было восстановлено Дата определением... городского суда от Дата (дело №г), путем оформления документов войсковой частью <данные изъяты> на ГЖС первым в списке граждан подлежащих переселению из закрытых военных городков. Из материалов дела №г. видно, что заявление было подано на в/ч <данные изъяты>, а восстанавливало право Истец, в/ч <данные изъяты>, которая дала команду на снятие его с регистрационного учета по месту жительства без его желания. Войсковая часть <данные изъяты> представила суду список кандидатов на получение ГЖС, в котором Истец стоит под порядковым номером 1 и препроводительное письмо по отправке документов в... КЭЧ района от Дата №

Доказательства находящиеся в материалах дела: ксерокопия списка кандидатов на получение ГЖС, ксерокопия уведомления в/ч <данные изъяты> исх.№893 от Дата, из материалов дела №г.( (л.д. 111, 159).

Никаких действий войсковой частью <данные изъяты> по реализации решения жилищной комиссии от Дата (протокол №) не предпринималось. В это время войсковая часть <данные изъяты> решала вопрос, как не выполнить Решение жилищной комиссии по обеспечению жильем Истец, как члена семьи военнослужащего, избравшего совместное проживание с Микуловыми *.*. и *.*. Что бы не отправлять документы с изменением состава семьи Микулова *.*. в... КЭЧ района, войсковая часть <данные изъяты> приняла меры по снятию Истец с регистрационного учета по месту жительства, т.к. при получении ГЖС в первую очередь требуется документы доказывающие совместное проживание всех членов семьи (л.д. 6,27). Доказательствами не законного снятия Истец с регистрационного учета по месту жительства являются: поквартирная карточка от Дата (л.д. 23), копия лицевого счета № исх. № от Дата (л.д. 153).

Право Истец на включение в ГЖС к отчиму Микулову *.*. было гарантировано ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст.ст. 69,70 Жилищного кодекса РФ, Семейным кодексом РФ, п. 8 правил Постановления Правительства РФ от 7 октября 2004 года № 522, ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации.

Причинение морального вреда выразилось в следующем.

В соответствии с действующим законодательством, после развода родителей Истец, он избрал совместное проживание с его матерью Микуловой ЕГ. и ее мужем Микуловым ВС. Данное право Истец – как члена семьи военнослужащего на совместное проживание с матерью и отчимом по избранному месту жительства войсковой частью <данные изъяты> (сейчас <данные изъяты>) было нарушено.

Начиная с 2004 года со стороны отчима шла переписка с в/ч <данные изъяты> о постановке Истец на иждивение к Микулову ВС. Дата состоялся суд по факту нахождения на иждивении Истец Войсковая часть <данные изъяты> изначально была против совместного проживания Истец с матерью и отчимом, о чем говорит их возражение представленное в суд. На суд был вызван несовершеннолетний Истец, отец – ФИО2, которому чуть ранее без возражения в/ч <данные изъяты> были поставлены на иждивение трое детей жены в качестве сыновей, которые на суд не вызывались. То есть войсковая часть <данные изъяты> преследовала цель по не включению Истец в ГЖС к Микулову ВС., о чем свидетельствует заседание Бологовского городского суда, дело №, под председательством ФИО.

19 декабря 2005 года выходит приказ МО РФ № 085, который дает право войсковой части определять факт нахождения на иждивении и делать соответствующую запись в л/д военнослужащего. В феврале 2006 года отчимом Истец был написан рапорт и представлены соответствующие документы на внесение Истец, как иждивенца.

Дата жилищной комиссией под председательством Другова СН. было вынесено Решение о внесении изменений в п.3 списка кандидатов на получение ГЖС Микуова ВС. На этом все действия в/ч <данные изъяты> и закончились. Войсковая часть <данные изъяты> в лице командира и жилищной комиссии умышленно не отправила документы на проверку в... КЭЧ района, так как совместно с довольствующей частью в/ч <данные изъяты> (на тот момент) они сняли Истец с регистрационного учета по месту жительства и выдали документы в... КЭЧ с ложной информацией. Данные действия войсковой части в очередной раз и окончательно лишили Истец права совместно с семьей получить жилье по избранному месту жительства. Снятие Истец с регистрационного учета по месту жительства, которое является основным условием для получения жилья, как члену семьи военнослужащего, объясняет их бездействие по не отправке документов в... КЭЧ района.

С 2004 года Истец испытывает физические и моральные страдания. Войсковая часть <данные изъяты> на протяжении всего времени лишала и Дата окончательно лишила Истец права, как члена семьи военнослужащего, в получении жилья по избранному месту жительства. Истец переживал и переживает свою не устроенность, чем было вызвано его заболевание с диагнозом: вегетто -сосудистая дистания. В столь раннем возрасте он приобрел заболевание, т.к. неправомерные действия войсковой части <данные изъяты> причинили вред его здоровью.

Нравственные страдания выразились в форме переживаний. Истец в 2004 году, будучи несовершеннолетним испытал страх, перед тем, что против его желания войсковая часть принуждала проживать с отцом и его иждивенцами. Потом он испытал стыд перед сверстниками в школе, т.к. после суда войсковая часть <данные изъяты> предала огласке определение суда по факту нахождения Истец на иждивении у Микулова ВС. Обида на несправедливость, которая затаилась в столь раннем возрасте, преследует Истец уже семь лет.

Войсковая часть <данные изъяты> своими действиями унизила Истец, как гражданина, на тот момент еще не совершеннолетнего, оставив его без прав, которые гарантированы государством. Имея две семьи военнослужащих, которые реализовали свои права на главное итоговое в жизни – это получение жилья, Истец остается проживать в закрытом военном городке один, лишенный прав, льгот и гарантий благодаря не законным действиям и бездействиям войсковой части <данные изъяты> (сейчас <данные изъяты>).

В настоящее время жилье занимаемое Истец войсковой частью <данные изъяты> переведено в служебное и распределено двум военнослужащим этой же в/части. (договоры в/ч <данные изъяты> в материалах дела). После окончания обучения (декабрь 2010 года) Истец будет выселен из занимаемого жилого помещения, как не имеющий отношения к ВС РФ. Данное заявление было сделано войсковой частью, после подписания договоров найма служебного жилья с военнослужащими части.

Истец просит суд удовлетворить его ходатайство о компенсации морального вреда причиненного войсковой часть <данные изъяты> в лице командира и жилищной комиссии.

Представитель ответчика – войсковой части <данные изъяты> (как следует из материалов дела, переформированной в в/ч <данные изъяты>) Макеев *.*. иск не признавал, ссылаясь на то, что согласно справки Истец получал алименты по Дата, то есть до совершеннолетия, поэтому он не может признаваться иждивенцем, так как Микулов его не содержал. Жилищное законодательство и закон о статусе военнослужащего в данной ситуации с Микуловым и Истец может признать Истец иждивенцем только в установленном законом порядке после издания приказа командира или решения суда. Никаких приказов о внесении Истец в личное дело, как члена семьи нанимателя не издавалось. Поэтому Истец не был включен в сертификат Микулова, его регистрация не дает ему статуса члена семьи военнослужащего, Решение жилищной комиссии о внесении Истец в список незаконное и оно отменено. Также права Истец не нарушены, он состоит на очереди на отселение из данной категории населенного пункта.

Соответчик -... КЭЧ района Министерства обороны РФ своего представителя в судебное заседание не направила, в поступившем в суд заявлении начальник КЭЧ просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении исковых требований Истец отказать.

Свидетель Свидетель1 суду показала, что сын Микуловой – Истец после развода остался проживать с Микуловыми, с отцом она его не видела. Учебу Истец оплачивают Микуловы, Микулов предоставляет ему машину, на которой он ездит на учебу. Отец Истец имеет вторую семью с тремя детьми, на которую он получил сертификат и проживает в.... Ей известно, что Микуловы хотели получить жилье на сына Истец, но его сняли с регистрации. До 18-ти лет отец Истец выплачивал алименты, Истец в период учебы в школе постоянно проживал с матерью и Микуловым, конкретно проживал ли Истец в 2006году сказать не может, данное обстоятельство зависит от того, продолжал ли обучаться Истец в школе или нет. До получения сертификата Микуловы постоянно проживали в..., на данный момент временно.

Свидетель Свидетель2 суду пояснила, что Истец проживал с его матерью Микуловой и отчимом Микуловым, они полностью содержали материально Истец, оплачивали учебу, вели совместно хозяйство, вместе питались. Отец Истец никакой материальной помощи не оказывал, с сыном не общался. При решении каких либо вопросов Истец всегда обращался к Микулову, последний отдал Истец свою старую автомашину для поездок в учебное заведение. Истец не дал согласия, чтобы Володя взял Истец на иждивение. Отец Истец категорически отказался помочь деньгами на учебу сына. Ребенок из-за отца страдает, что остался без жилья. Отец не предпринял никаких попыток, чтобы включить сына в свой сертификат, а получил его на чужих детей.

Выслушав представителей истца Микулова *.*. и Микулову *.*., представителя ответчика Макеева *.*., свидетелей, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Истец не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года №1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан», в редакции от 22 июля 2002 года №770, в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (далее именуются - военнослужащие и некоторые другие категории граждан), является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Пунктом 3 этого Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

В соответствии со ст.115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

В частности, в соответствии с абзацем 1 пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, своим Постановлением от 17 сентября 2001 года №675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы), в которую включена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» (далее - ФЦП «ГЖС»).

В соответствии Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Условия и порядок приобретения гражданами жилых помещений предусмотрены главой 1 и 2 ЖК РСФСР, разделом 2 и 3 ЖК РФ и параграфом 7 главы 30, главой 32 ГК РФ, в том числе и путем принятия участия в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты»

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 вышеназванного Федерального закона. Остальные военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные выше, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина Российской Федерации выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153 право на участие в подпрограмме и соответственно получение государственных жилищных сертификатов имеют следующие категории военнослужащих - граждан Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подп. «в» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

Таким образом, по общему правилу, военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы при общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более имеют право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в том числе определенные категории указанных военнослужащих могут изъявить желание получить государственный жилищный сертификат.

В соответствии с п.п.2,44,45 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ №71 от 20.01.1998 года «О Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» утверждена Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», в соответствии с п.4 которой граждане – участники Программы должны быть полностью проинформированы об условиях реализации Программы и дать письменное согласие на участие в Программе на указанных условиях.

Согласно Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ от 12.11.1999г. «О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты», на КЭЧ возложена обязанность осуществлять контроль за обоснованностью включения военнослужащих в список получателей сертификата, а также соответствие указанных в списках сведений подлинным документам получателя сертификата. При выдаче сертификата КЭЧ проверяет наличие у военнослужащих необходимых документов, в том числе выписку из личного дела о составе семьи, документы, удостоверяющие личности членов семьи, выписку из домовой книги, справку о проверке жилищных условий, обязательство о сдаче занимаемой площади. Основанием для отказа в выдаче сертификата служит отсутствие документов или несоответствие представленных сведений данным, внесенным в сертификат.

Из копии государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья видно, что он выдан Ф.И.О. для приобретения жилья на территории... с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи – супруги Микуловой *.*. Дата выдачи сертификата Главным финансово-экономическим управлением МО РФ – Дата, дата получения сертификата на руки Микуловым *.*. в... КЭЧ района – Дата.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 №522 (ред. от 16.08.2005) «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утверждены Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В п.4 указанных Правил закреплено, что право на получение сертификата

имеют военнослужащие, граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Кроме того, правом на получение сертификата обладают граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки).

По смыслу п.14 Правил, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий в очереди на улучшение жилищных условий в органе местного самоуправления, в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в этот орган необходимый пакет документов. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Как следует из материалов дела до вселения истца Дата в квартиру Микулова *.*. последний, желая получить государственный жилищный сертификат в 2006 году, начал сбор необходимого пакета документов в предшествующем, 2005 году, в соответствии с требованиями закона. В начале апреля 2006 года завершил представление недостающих документов. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются, Дата военнослужащий Микулов *.*. подал в порядке подчиненности заявление (рапорт) на получение государственного жилищного сертификата.

Согласно заявления Микулова *.*. от Дата начальнику... КЭЧ Микулов просит выдать ему ГЖС на супругу Микулову *.*. с приложением необходимых документов. ( т. 1 л.д. 223).

Согласно рапорта Микулова *.*. от Дата он просит включить его в состав кандидатов на участие в президентской программе ГЖС, указав состав семьи один человек, оформив обязательство о сдаче жилого помещения с указанием члена семьи Микуловой *.*. ( т. 1 л.д. 227-228).

С учетом поданных документов Дата Микуловым *.*. получен государственный жилищный сертификат- свидетельство о выделении субсидии на приобретение жилья, с учетом совместно проживающих с ним членов семьи – супруги Микуловой *.*., который впоследствии реализован.

Тем самым, Микулов *.*. воспользовался предоставленным ему законом правом на получение государственно жилищного сертификата при увольнении с военной службы в 2006 году и своевременно в соответствии с законом не просил его переоформить и не обжаловал. Право военнослужащего на получение жилья не нарушено.

В материалах дела представлены следующие документы, на которые ссылается истец и представители истца в части обоснования иска, указывая на то, что на основании рапорта было принято Решение жилищной комиссии, которое командованием части не было отправлено в КЭЧ, в связи с чем в сертификат истец не включен:

-рапорт Микулова *.*. о внесении в его личное дело сына жены – Истец, который находится на полном его содержании, согласно приказа МО РФ от Дата №;

-рапорт от Дата Микулова *.*. начальнику штаба войсковой части <данные изъяты>, в котором Микулов просит ходатайствовать о внесении изменений в п. 3 списка кандидатов на получение ГЖС в связи с постоянной регистрацией по месту его жительства сына жены – Истец (т. 1 л.д. 108);

-выписка из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 21237 от Дата, согласно которой в п.3 списка кандидатов ГЖС подполковника Микулова *.*. внесены изменения в связи с постоянной регистрацией сына его жены по адресу: Адрес3. ( т. 1 л.д. 19).

Указанные документы истца и его представителей, а также доводы о том, что нарушение прав истца повлекло то обстоятельство, что выписка № из протокола жилищной комиссии не была своевременно отправлена в КЭЧ для последующего оформления сертификата, судом не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В статье 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №27б-Ф3 установлено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, в частности, военнослужащим и членам их семей. При этом к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.22 своего постановления «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службы и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. №9 разъяснил, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует исходить из положений ст.53 ЖК РСФСР (ст. 69 ЖК РФ). Указанная норма ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя относит супруга нанимателя, их детей и родителей. Определено также, что другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные граждане могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство (по ЖК РФ - если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи).

С учетом изложенного, по мнению суда, при возникших правоотношениях в спорном случае, доводы истца и представителей, что для включения Истец в ГЖС достаточно было только указания в документах (лицевом счете, домой книге) на его регистрацию с Микуловым *.*. и ссылка представителей на положения ст. 70 ЖК РФ, не состоятельны и не основаны на вышеуказанных нормативных актах, регулирующих вопросы выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и членам их семей.

В соответствии с п.5 Правил составления и ведения личных дел( приложение № к Наставлению по учету личного состава Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от Дата №) к иждивенцам относятся лица, которые находятся на полном содержании или получают помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств существования в соответствии с законодательством РФ.

Согласно рапорта Микулова *.*. на имя начальника штаба вч <данные изъяты> от Дата, Микулов просит ходатайствовать перед вышестоящим командованием о внесении в его личное дело сына жены Микуловой- Истец, Дата года рождения, который находится на полном его содержании. ( т. 1 л.д. 105). Как следует из пояснений представителя ответчика, Истец членом семьи Микулова не признавался, и приказов о признании его таковым командованием части не издавалось. Указанное обстоятельство не препятствовало обратиться истцу и Микулову *.*. за защитой своих прав и признания Истец по указанным основаниям членом семьи военнослужащего в ином, предусмотренном законом порядке.

Согласно выписки протокола № заседания жилищной комиссии вч <данные изъяты> от Дата отменено Решение жилищной комиссии от Дата как противоречащее требованиям федерального закона о статусе военнослужащего, поскольку Истец не являлся членом семьи военнослужащего на момент включения в список кандидатов на ГЖС Микулова *.*. ( т. 1 д.д. 10). Выписка из протокола № от Дата. командиром войсковой части <данные изъяты> не утверждена.

Из копии поквартирной карточки усматривается, что нанимателем жилого помещения по адресу: Адрес1 является Микулов *.*., совместно с ним зарегистрирована жена Микулова *.*. – с Дата и сын жены Истец, который зарегистрирован Дата, снят с учета Дата

В соответствии с копией паспорта, Истец с Дата постоянно зарегистрирован по адресу: Адрес1.

Как указано в определении Бологовского городского суда от Дата по делу №г. по заявлению Истец к командиру войсковой части и начальнику домоуправления <данные изъяты> о признании незаконным снятия с регистрационного учета по месту жительства, в судебном заседании представитель заявителя Микулов *.*. заявил об отказе от иска, в связи с чем производство по делу было прекращено. Отказ от заявления был обусловлен предоставлением в суд сведений о том, что в списке кандидатов на получение ГЖС в 2006 году по войсковой части <данные изъяты> Истец значится под первым порядковым номером.

Согласно договора социального найма жилого помещения № от Дата заключен договор между... КЭЧ и Истец на бессрочное владение и пользование жилым помещением Минобороны по адресу Адрес1 (т. 1, л.д. 107).

В соответствии с имеющимся в материалах дела заявлением Истец от Дата (вх. № о Дата, адресованным командиру в/ч <данные изъяты>, истец просит включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы он относится к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков как члены семьи военнослужащего ( т. 1 л.д. 9).

В соответствии с п. 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Государственные жилищные сертификаты“ на 2004-2010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002-2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 522, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела судом, право на получение государственного жилищного сертификата имели признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Аналогичное положение содержится в подп. “б“ п. 5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002-2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (с последующими изменениями и дополнениями).

Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте “б“ пункте 5 настоящих Правил вместо выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) предоставляют справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка).

Согласно представленного представителем ответчика списка граждан-получателей ГЖС в 2010г. по вч <данные изъяты> Истец состоит в списках гражданского персонала подпрограммы, подлежащего переселению из закрытых военных городков под номером 29.

Из материалов дела усматривается, что истец зарегистрирован в Адрес1, его право проживания в данном жилом помещении не оспаривается, иск о выселении к нему не заявлен.

При таких обстоятельствах судом не усматривается в действиях ответчика нарушений жилищных прав истца.

Действующая на момент возникновения спорных отношений статья 69

Жилищного кодекса РФ относит к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма проживающих совместно с данным нанимателем его супруга, а также детей и родителей. При этом другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Истец Дата был зарегистрирован по месту регистрации Микулова *.*., однако, с учетом требований ст. 69 ЖК РФ непосредственно факт регистрации лица в жилом помещении не порождает таких правовых последствий для вселяемого как признание его членом семьи нанимателя.

В соответствии с ч.1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд полагает, что по делу каких-либо фактических обстоятельств нахождения истца на иждивении Микулова *.*. не имеется, поскольку доказательств того, что доход Микулова *.*. является основным источником средств к существованию истца, по мнению суда, истцом не представлено: истец является трудоспособным совершеннолетним гражданином и его обучение в высшем учебном заведении не может являться безусловным выводом о нахождении его на иждивении Микулова *.*.

Доводы представителей истца о том, что наряду с другими документами доказательством подтверждения и признания Истец членом семьи военнослужащего является заявленный войсковой частью гражданский иск о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате пользование жилым помещением и коммунальными услугами являются несостоятельными, так как данные правоотношения регулируются другими нормами жилищного законодательства.

Показания свидетелей Свидетель1 и Свидетель2, которые пояснили, что Истец проживал совместно с Микуловыми, находился на их полном обеспечении и вел совместно е хозяйство, судом не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. Показания свидетелей частично находятся в противоречии с объективными обстоятельствами, а именно, согласно имеющихся в деле документов Истец с Датапо Дата обучался в... областном государственном автомобильно-дорожном колледже... на очной форме обучения и постоянно совместно с Микуловыми не проживал, зарегистрирован в... по месту регистрации своей матери Микуловой *.*., до достижении им совершеннолетия его отец ФИО2 исполнял обязанности по уплате алиментов и выплачивал алименты., что подтверждается справкой финансовой части, определением Бологовского городского суда от Дата заявление Микулова *.*. об установлении факта нахождения Истец на иждивении оставлено без рассмотрения, в связи с тем, что в ходе судебного разбирательства возник спор о праве ( т. 1 л.д. 22). Таким образом, в установленном законе порядке истец не признавался иждивенцем Микулова *.*.

Кроме этого, согласно решения... гарнизонного военного суда от 05 ноября 2008г. ( т. 1 л.д. 76-84) по иску Микулова *.*. о признании неправомерным решения жилищной комиссии вч <данные изъяты>, которым сын жены Истец был исключен из списков лиц на получение ГЖС, вступившим в законную силу Дата, в этой части иска Микулову отказано.

В соответствии со ст. 61 ч. 2 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным Постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Истец к войсковой части <данные изъяты> и... КЭЧ района района о признании неправомерными действий (бездействия) командира войсковой части и жилищной комиссии, нарушившими его право на включение в государственный жилищный сертификат как члена семьи военнослужащего, включении в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат первым по очереди, и компенсации морального вреда полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий