Судебная практика

О возврате субсидии. Решение от 21 июля 2010 года № 2-17762010. Тверская область.

Московский районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Парфеновой *.*. при секретаре Никитиной *.*., с участием представителей истца Потаповой *.*. и Соловьевой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» к Иванову *.*. о возврате субсидии

Установил:

ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» обратилось в суд с иском к Иванову *.*. о возврате субсидии, указав, что истец в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 года № 1089, постановлениями Администрации Тверской области от 27.01.2009 года № 21-па и от 16.03.2009 года № 82-па осуществлял финансирование дополнительных мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и
самозанятости безработных граждан. В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами в целях выполнения Программы по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году и на основании решения комиссии от 17.04.2009 года по рассмотрению вопросов, связанных с выделением средств гражданам, Центр занятости выделил денежные средства (субсидию) из федерального и областного бюджетов Иванову *.*. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 года № 1089. Размер субсидии в 2009 году первоначально составлял сумму годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице. Пособие по безработице начислили Иванову *.*. в минимальном размере. Центр занятости после заключения с Ивановым *.*. договора на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан от 17.04.2009 года № 38 (далее Договор) предоставил ему субсидию в размере 23345 руб. Иванов *.*. предоставил в Центр занятости документы, подтверждающие свою регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.05.2009 года № 436 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 года № 1089» выплата безработному гражданину на организацию малого предпринимательства и самозанятости производилась в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице и составляла 58800 руб., исходя из размера максимального размера пособия по безработице на 2009 год в сумме 4900 руб. 26.11.2009 года Центр занятости заключил с Ивановым *.*. дополнительное соглашение к Договору и, пересчитав размер субсидии, доплатил 35455 руб. 23.12.2009 года Иванов *.*. предоставил в Центр занятости акт о выполнении договорных обязательств по договору на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан от 17.04.2009 года № 38 с приложениями: копии
договора купли-продажи от 07.12.2009 года, копии акта приема-передачи к договору купли-продажи от 07.12.2009 года, копии расписки от 07.12.2009 года, копии договора возмездного оказания услуг от 30.04.2009 года, копии квитанции к приходному кассовому ордеру от 01.06.2009 года № 14. Из представленных копий документов следовало, что Иванов *.*. приобрел у ООО 1 корову за 50000 руб. и оплатил ООО 2 10200 руб. за предоставленные юридические услуги, которые не были предусмотрены бизнес-планом. В ходе проверки территориальным Управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области предоставленных Ивановым *.*. документов было установлено, что последний прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 15.06.2009 года, а также, что ООО 1 на учете в базе данных сельскохозяйственных предприятий Тверской области на 20.04.2010 года не состоит. Договором предусмотрены обязанности получателя субсидии использовать полученную субсидию только на цели индивидуального предпринимательства согласно бизнес-плану, утвержденному комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с выделением средств гражданам (предприятиям), осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев и предоставить в адрес Центра занятости отчетность об использовании денежных средств. Пунктом 4.6 Договора предусмотрена обязанность получателя субсидии по возврату субсидии в случае нарушения обязательств по договору. В связи с изложенным истец просит взыскать с Иванова *.*. денежные средства в размере предоставленной субсидии в сумме 58800 руб.

В судебном заседании представители истца Потапова *.*. и Соловьева *.*. исковые требования поддержали, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, пояснив, что акт о выполнении договорных обязательств по договору на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан от 17.04.2009 года № 38, составленный 23.12.2009 года, был подписан Центром занятости, поскольку сомнений в достоверности представленных
ответчиком документов, подтверждающих выполнение им предусмотренных договором обязанностей, не возникло. Кроме того, к этому времени истец не располагал сведениями о том, что ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 15.06.2009 года. Ежеквартальные отчеты об использовании субсидии в соответствии с условиями Договора ответчик в Центр занятости не представлял.

Ответчик Иванов *.*., надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, представил письменное пояснение, указав, что в соответствии с договором от 17.04.2009 года все споры подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Тверской области. Также Договором предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, однако истец не присылал ответчику акт о неисполнении обязательств, в суд данный документ не представлял. Договором не предусмотрено, с какого и по какое число у ответчика возникает обязанность вести предпринимательскую деятельность, как и непрерывность исполнения данной обязанности. В связи с этим невозможно определить момент начала неисполнения обязательств. На момент заключения Договора ответчик обладал всеми признаками лица, претендующего на получение субсидии. Препятствия для того, чтобы вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, и ведения деятельности в настоящее время отсутствуют. Довод истца о неисполнении ответчиком обязательств противоречит представленному Центром занятости акту об исполнении обязательств, который, напротив, указывает на надлежащее исполнение Ивановым *.*. обязательств по Договору. Никаким документом ответчик не обязывался покупать корову у предприятия, состоящего на учете в базе данных сельскохозяйственных предприятий Тверской области. Перечисление субсидии производилось истцом крайне неравномерно. То есть истцом были допущены нарушения заключенного с ответчиком Договора. Ведение предпринимательской деятельности не обусловлено законом получением прибыли. Ответчик полагает, что истец не доказал нарушение ответчиком своих обязанностей
по договору от 17.04.2009 года № 38. Кроме того, истец ссылается на положения Договора, срок действия которого, установленный до 31.12.2009 года, истек к моменту подачи иска.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. N 1089 “О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации“ было предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В п. 2 Правил предоставления субсидий, утвержденных данным Постановлением, указано, что субсидии предоставлялись на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Размер субсидии определялся суммой годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице. Впоследствии с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2009 г. N 436, размер субсидии для развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан был определен в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (4900 руб.).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. N 1089 Постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2009 г. N 21-па была утверждена Программа Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году.

Постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009 г. N 82-па “Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходовании финансовых средств на их реализацию в 2009 году“ был определен
Порядок организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходования финансовых средств на их реализацию. Данным Порядком было установлено, что право на получение субсидий на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие свидетельство о государственной регистрации соответственно юридического лица или индивидуального предпринимателя (п. 4.2).

В силу п. 4.3 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009 года N 82-па, обязательными условиями для получения субсидии являлись: признание гражданина в установленном порядке безработным до его регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; достижение гражданином 18-летнего возраста; представление гражданином бизнес-плана по выбранному виду деятельности; представление гражданином свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

На основании п. 4.8 этого же Порядка безработный гражданин считался занятым и снимался с учета в центре занятости с даты внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Судом установлено, что Иванов *.*. был признан безработным приказом ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 27.03.2009 года № 086 ДТ/0901 с 18.03.2009 года. Приказом от 27.03.2009 года № 086ПП/0901 ему было назначено пособие по безработице в размере минимальной величины пособия на период с 14.06.2009 года по 13.06.2010 года.

17.04.2009 года Иванов *.*. обратился в ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» с заявлением о предоставлении ему субсидии на организацию содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан для осуществления предпринимательской деятельности по розничной торговле молочными продуктами.

Согласно протоколу от 17.04.2009 года № 10 комиссии ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери», на основании представленного Ивановым *.*. бизнес-плана было принято
Решение о выделении ему субсидии на организацию содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости.

17.04.2009 года между истцом и ответчиком был заключен договор № 38 на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. По условиям данного договора Центр занятости обязался предоставить Иванову *.*. субсидию в сумме годового размера пособия по безработице в размере 23345 руб. (п.2.1.1), а ответчик обязался использовать полученную субсидию только на цели предпринимательской деятельности по розничной торговле молочными продуктами и осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев (п.2.2.1), ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Центр отчеты об использовании субсидии (п.2.2.3), вернуть в Центр субсидию в полном объеме в течение 14 календарных дней со дня установления фактов нецелевого использования субсидии на основании акта проверки, а также в случае непредоставления отчетности в установленные сроки.

22.04.2009 года ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждены копиями вышеперечисленных документов: приказов ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 27.03.2009 года № 086 ДТ/0901 и от 27.03.2009 года № 086ПП/0901, заявления Иванова *.*. о предоставлении субсидии, протокола от 17.04.2009 года № 10 комиссии ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери», договора от 17.04.2009 года № 38, свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 22.04.2009 года.

На основании приказа директора ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 06.05.2009 года № 7-с о предоставлении субсидии Иванову *.*. была перечислена сумма бюджетных средств федерального бюджета и областного бюджета Тверской области в размере 23345 руб., что подтверждается копиями заявки на кассовый расход от 01.06.2009 года №
517 и платежного поручения от 02.06.2009 года № 27.

26.11.2009 года стороны договора от 17.04.2009 года № 38 подписали дополнительное соглашение к нему, предусматривающее увеличение размера предоставленной Иванову *.*. субсидии до 58800 руб. - суммы 12-кратной величины максимальной величины пособия по безработице. На основании приказа директора ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от 26.11.2009 года № 369-С в декабре 2009 года Иванов *.*. дополнительно получил субсидию в сумме 35455 руб., о чем свидетельствуют копии заявки на кассовый расход от 07.12.2009 года № 2255 и платежного поручения от25.12.2009 года № 635.

Таким образом, общая сумма предоставленной Иванову *.*. бюджетной субсидии составила 58800 руб.

Из имеющего в материалах дела сообщения МРИ ФНС от 20.04.2010 года в адрес Управления следует, что ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 15 июня 2009 года.

Не являясь индивидуальным предпринимателем, Иванов *.*. не имел права на получение субсидии, дополнительно перечисленной ему в декабре 2009 года в сумме 35455 руб.

Ранее полученная им сумма субсидии в размере 23345 руб. была израсходована не в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и условий договора от 17.04.2009 года № 38. Данный вывод следует из содержания документов, представленных ответчиком при составлении акта от 23.12.2009 года о выполнении договорных обязательств по договору от 17.04.2009 года № 38. В частности, согласно договору купли-продажи от 07.12.2009 года между Ивановым *.*. и М. названным в качестве представителя ООО 1, акту приема-передачи от 07.12.2009 года и расписке М. от того же числа в получении денежных средств, Иванов *.*. 07.12.2009 года приобрел у ООО 1 корову стоимостью 50000 руб. Однако к этому
времени он не являлся индивидуальным предпринимателем. Соответственно, данные затраты, подтвержденные перечисленными документами, не связаны с предпринимательской деятельностью, для осуществления которой Иванов *.*. получил субсидию за счет бюджетных средств.

Предоставленная Ивановым *.*. истцу копия договора возмездного оказания услуг от 30.04.2009 года, заключенного с ООО 2, предусматривающего оказание заказчику платных юридических услуг по разработке проектов договора купли-продажи товара, акта приема-передачи и расписки, регистрации ИП, изготовлению печати, получению кодов статистики, постановке на учет во все требуемые фонда, открытию расчетного счета, предоставление любых устных консультаций, связанных с выполнением поручения; а также копия квитанции к приходному кассовому ордеру об оплате услуг ООО 2 в сумме 10200 руб. – не подтверждают факт целевого расходования ответчиком средств субсидии в размере указанных в названных документах затрат. Необходимость в юридических услугах, подобных тем, что поименованы в договоре между Ивановым *.*. и ООО 2 от 30.04.2009 года не была предусмотрена бизнес-планом, предоставленным ответчиком по выбранному им виду деятельности, являвшимся обязательным условием предоставления субсидии. Кроме того, ничем не подтверждена взаимосвязь оказанных истцу ООО 2 услуг с его деятельностью в сфере малого предпринимательства, для осуществления которой ответчику была предоставлена субсидия, так как с 22.04.2009 года, то есть на момент заключения договора с ООО 2 ответчик уже являлся индивидуальным предпринимателем. Что касается подготовки проектов договора, акта приема-передачи и расписки, то их них не следует, что они составлялись именно для приобретения товара, необходимого Иванову *.*. для розничной торговли молочными продуктами.

Копией акта проверки использования бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» от
05.05.2010 года, проведенной территориальным управлением Росфиннадзора по Тверской области, подтверждается, что в нарушение требований нормативных правовых актов и условий договора от 17.04.2009 года № 38 Иванов *.*. не предоставлял в Центр занятости ежеквартально в срок до 15 числе месяца, следующего за отчетным, отчет об использовании субсидии.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

При нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. N 1089).

Пунктом 8.3 Порядка организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области, и расходования финансовых средств на их реализацию, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2009 г. N 82-па было определено, что выделенные финансовые средства в случае их нецелевого использования подлежат возврату в областной бюджет Тверской области в полном объеме в течение 10 календарных дней со дня установления факта нецелевого использования средств.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из представленных доказательств следует, что ответчик не выполнил требования закона и договора от 17.04.2009 года № 38 о целевом характере расходования предоставленных ему бюджетных средств, а также нарушил установленную договором обязанность по предоставлению отчетности об использовании субсидии, в связи с чем несет обязанность по ее возврату.

Ссылка ответчика в его письменных пояснениях о том, что рассмотрение данного спора подведомственно Арбитражному суду Тверской области, противоречит ст. 22 ГПК РФ, так как ответчик не является индивидуальным предпринимателем.

Его утверждение о том, что договором от 17.04.2009 года № 38 не установлен срок, в течение которого он обязан вести предпринимательскую деятельность безоснователен, поскольку такой срок конкретно определен и составляет 12 месяцев, до истечения которого прекращение деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств, не допускается.

Что касается подписания истцом акта выполнения договорных обязательств по договору от 17.04.2009 года № 38, то с учетом совокупности всех представленных суду доказательств, он не может быть признан в качестве доказательства надлежащего выполнения ответчиком договорных обязательств.

Предоставление ответчику субсидии двумя суммами обусловлено изменением действовавшего законодательства и не свидетельствует о нарушении истцом заключенного между сторонами условий договора.

Вопреки доводам ответчика о несоблюдении истцом порядка предъявления ему требования о возврате субсидии, предусматривающего предварительное установление факта нецелевого использования субсидии или не предоставления отчетности в установленные сроки, нарушение Ивановым *.*. договорных обязательств установлено проверкой территориального управления Росфиннадзора по Тверской области. По ее результатам составлен акт от 05.05.2010 года и выдано предписание истцу от 08.06.2010 года о принятии мер к взысканию бюджетных средств с участников программы, получивших субсидии на развитие малого предпринимательства и самозанятости и не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в числе которых назван Иванов *.*. Копии данного акта и предписания имеются в материалах дела. Копии письма ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» в адрес ответчика от 23.04.2010 года и ответа Иванова *.*. от 30.04.2010 года свидетельствуют о том, что истец предлагал ответчику решить вопрос о возврате полученной субсидии в сумме 58800 руб. во внесудебном порядке, однако получил отказ.

На основании ст. 103 ГПК РФ, предусматривающей, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, с Иванова *.*. взыскиваются расходы по уплате госпошлины в сумме 1940 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» удовлетворить.

Взыскать с Иванова *.*. в пользу ГУ Тверской области «Центр занятости населения г.Твери» денежные средства в размере предоставленной субсидии в сумме 58800 руб.

Взыскать с Иванова *.*. госпошлину 1940 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий *.*. Парфенова