Судебная практика

Решение от 22 апреля 2011 года № А59-917/2011. По делу А59-917/2011. Республика Саха.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Решение

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-917/2011

22 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.04.2011. Полный текст решения изготовлен 22.04.2011.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Кучеренко *.*.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Арцибасовой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области к индивидуальному предпринимателю Алимжанову Аробидд о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области – представитель не явился,

индивидуальный предприниматель Алимжанов *.*. - не явился,

Установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области (далее – управление, заявитель, административный
орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Алимжанова Аробидд (далее – предприниматель) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией).

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенного управлением административного рассмотрения, после совершения 01.03.2011 дорожно - транспортного происшествия наемным водителем ИП Алимжанова *.*., установлено, что нарушил лицензионные требования и условия, а именно: водитель при осуществлении перевозки пассажиров по регулярному городскому маршруту № 45 отклонился от утвержденного маршрута движения; в графиках работы водителей не установлено время начала, окончания и продолжительно работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время еженедельного отдыха; в билетах не соответствует наименование перевозчика, выдавшего билет; предпринимателем не обеспечивается регулярность прохождения водителями послерейсовых медицинских осмотров. По данному факту в отношении Алимжанова *.*. составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Стороны, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

В силу ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) суд находит основания для рассмотрения дела в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 26.04.2010 Алимжанов *.*. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.11.2008 Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 308650131500036.

11.12.2008 предпринимателю выдана лицензия № АСС-65-200597 на основании приказа от 11.12.2008 № 393/лиц на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8
человек, сроком действия с 11.12.2008 по 10.12.2013.

На основании договора аренды, заключенного 11.01.2011 между арендодателем Мартынюк *.*. и арендатором Алимжановым *.*., последнему передан в аренду автомобиль марки ГАЗ 322132 государственный номер М 290 ЕЕ на срок с 11.01.2011 до 10.12.2013.

Во исполнение приказа управления от 10.09.2009 №430-лиц «О выдаче дополнительных лицензионных карточек» к лицензии №АСС-65-200597 от 11.12.2008 предпринимателю выдана дополнительная лицензионная карточка на транспортное средство марки ГАЗ-322132 государственный номер М 290 ЕЕ на срок до 10.12.2013.

Как следует из материалов дела, 01.03.2011 водитель Рахимов Ф.И.О. управляя автобусом марки ГАЗ – 322132 государственный номер М290ЕЕ, двигаясь по проспекту Мира в 09 часов 05 минут в районе дома 229 с пассажирами по маршруту № 45, совершил дорожно – транспортное происшествие, по причине изменения маршрута движения. В отношении данного происшествия специалистом 1 разряда отдела АТ и АДН УГАДН по Сахалинской области Будариной *.*., составлен рапорт. На основании рапорта старшим государственным инспектором управления Улановской *.*. проведено административное расследование в отношении ИП Алимжанова *.*., в ходе которой установлено:

индивидуальный предприниматель не выполняет п. 5.8 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 – запрещается отклонение от заранее согласованных (утвержденных) маршрутов движения автобусов;

графики работы водителей не соответствуют требованиям п. 4 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, а именно графиками не установлено время начала, окончания и продолжительно работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время еженедельного отдыха;

не соответствуют билеты требованиям п.4 и п.10 приложения №1 «Правил перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112. В билетах не соответствует наименование перевозчика, выдавшего билет.

не обеспечивается регулярное прохождения водителями послерейсовых медицинских осмотров, в связи с чем, нарушаются требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2;

Результаты проверки управление оформило актом № 37 от 14.03.2011.

15.03.2011 управлением в отношении предпринимателя составлен протокол № 001554 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), который совместно с иными материалами административного производства направлен в Арбитражный суд Сахалинской области для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ №128) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В силу п.п. 62 п. 1 ст. 17 указанного выше Закона, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.

Статьей 2 ФЗ № 128 определено, что лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых
лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируется в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.

Подпунктом «б» п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.06 № 637 (далее – Положение), установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Таким образом, Положение, говоря о соблюдении лицензионных требований и условий, относит их именно к лицензиату, каковым является предприниматель, а не к иному лицу, более того выданная предпринимателю лицензия не может быть передана им третьим лицам, как и права и обязанности по ней.

Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 предусмотрена организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок пассажиров, в том числе пунктом 5.8. запрещается отклонение от заранее согласованных (утвержденных) маршрутов движения автобусов, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов движения.

Судом установлено, что Рахимов *.*. 06.02.2011 принят на работу предпринимателем Алимжановым *.*. в качестве водителя автобуса, что подтверждает копия трудовой книжки ТК –III № 1170950.

Как видно из материалов дела и предпринимателем не оспаривается, что в момент дорожно-транспортного происшествия 01.03.2011 водитель Рахимов Р.Х при осуществлении перевозки пассажиров по регулярному городскому маршруту № 45 отклонился от утвержденного маршрута движения, заехав на парковую зону торгового
центра «Янтарь».

В соответствии с пунктом 4. Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей“ графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительно работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Согласно представленным копиям графиков работы водителей на февраль и март 2011 года информация о времени начала, окончания и продолжительно работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания, а также о времени еженедельного отдыха не содержится.

На основании пункта 42 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Правил № 112) проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

На основании пункта 4 приложения № 1 Правил № 112 билет по форме № 3 должен включать в себя обязательные реквизиты такие как: наименование, серия и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; стоимость билета.

Пункт 10 вышеназванного приложения предусматривает, что в реквизите «наименование организации, выдавшей билет» указывается наименование перевозчика (в случае, если билет действителен на маршрутах регулярных перевозок, обслуживаемых только соответствующим перевозчиком) или организации, уполномоченной организовывать регулярные перевозки пассажиров и багажа (в случае, если билет действителен
на маршрутах, обслуживаемых несколькими перевозчиками).

В нарушение вышеназванных норм водителем Рахимовым *.*. предъявлены билеты, в которых не соответствует наименование перевозчика, выдавшего билет, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15.03.2011 № 001554.

Согласно Пункту 1статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В соответствии с вышеназванной статьей пункт 2.3.2. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 обязывает владельцев автобусов организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов. В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой.

Изучение материалов дела судом показало, что при проверке путевых листов выявлено не прохождение водителями Джаборовым *.*. и Алпамытовым *.*. послерейсового медицинского осмотра, что подтверждает отсутствие подписи и печати медицинского работника в графах 13 и 14 многодневных путевых листов на февраль 2011 года №№ 201, 213, 214. А именно: Джаборов *.*. не проходил данный осмотр 09, 17, 18, 27 февраля 2011 (путевые листы №№ 213,214), Алпамытов Р.Д – 17,23 февраля
2011 (путевой лист № 201). Отсюда следует, что предприниматель не обеспечивает регулярного прохождения водителями послерейсовых медицинских осмотров.

Данные факты подтверждаются имеющимися в материалах дела протоколом об административном правонарушении от 15.03.2011 № 001554, составленным начальником отдела АТ и АД УГАН по Сахалинской области Улановской *.*., актом проведения административного расследования от 14.03.2011 № 37, объяснительной предпринимателя от 11.03.2011, путевыми листами за март и февраль 2011 года №№ 53, 213, 214, 201.

В связи, суд признает, что предприниматель нарушил пункт 42 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» отказав в перевозке пассажиру с проездным билетом.

Выявленные в ходе контрольных мероприятий нарушения установленных действующим законодательством в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров предприниматель признал при составлении протокола 15.03.2011 № 001554 об административном правонарушении.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разРешением (лицензией), признается административным правонарушением, совершение которого влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Доказательства, исключающие возможность предпринимателю соблюсти лицензионные условия, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.

Получив лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, предприниматель должен был в известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства в области автомобильного транспорта, но и обязан обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения
своих обязанностей и требований закона.

Кроме того, данный вид предпринимательской деятельности связан с использованием источника повышенной опасности, в связи с чем, должен осуществляться с соблюдением требований, направленных на создание безопасных условий для жизни и здоровья граждан.

Пренебрежительное отношение Алимжанова *.*. к исполнению возложенных на него обязанностей в рассматриваемом случае создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в силу возможных негативных последствий неопределенному кругу лиц.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлено в соответствии с процессуальными требованиями. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в присутствии предпринимателя, копия которого вручена Алимжанову *.*. под роспись. При составлении протокола соблюдены положения статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу ст. 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При этом при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в несоблюдении лицензионных требований и условий, содержащихся в вышеприведенных нормативных актах при осуществлении лицензируемого вида деятельности – оказании услуг по перевозке пассажиров.

Имеющиеся в материалах дела доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания предпринимателя виновным в совершении предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ административного правонарушения.

В силу пункта 2
части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относится, в том числе, повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судом установлено, что Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.08.2010 по делу № А59-3141/2010 предприниматель был привлечен к административной ответственности по пункту 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушением лицензионных требований и условий.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что рассматриваемое в рамках настоящего дела административное правонарушение, как однородное вмененному судом по названному решению, предпринимателем совершено повторно.

Принимая во внимание изложенное, суд назначает предпринимателю наказание в виде административного штрафа в максимальном размере санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания, а именно предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Привлечь Алимжанова Аробидд 24 сентября 1976 года рождения, уроженца г. Ош республики Киргизия, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 10 ноября 2008 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 308650131500036, зарегистрированного по адресу: Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, пер. Речной, д. 20, фактически проживающего в г. Южно-Сахалинске по ул. Больничная, 40-А, кв. 5 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4 000 рублей, который подлежит перечислению в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: получатель – УФК по Сахалинской области (УГАДН по Сахалинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН – 6501011332, КПП – 650101001, Код – 10611690040040000140, р/сч. 40101810900000010000, ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, БИК 046401001, К/счет – нет, ОКАТО 64401000000.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья *.*. Кучеренко