Судебная практика

Решение от 13 апреля 2011 года № А42-122/2011. По делу А42-122/2011. Мурманская область.

Решение

город Мурманск Дело №А42-122/2011

«13» апреля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2011 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Быкова *.*., при ведении протокола судебного заседания Догужаевым *.*.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к открытому акционерному обществу «Апатит»

об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора № 5/108 от 02.11.2010,

при участии в заседании представителей:

истца – Загребина *.*., Герасимова *.*. по доверенностям;

ответчика – Белозерова *.*., Солдатова *.*. по доверенностям;

иных участников процесса – нет;

В судебном заседании 04.04.2011 объявлялся перерыв до 11.04.2011;

Установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – истец, Железная дорога) обратилось в
Арбитражный суд Мурманской области к открытому акционерному обществу «Апатит» (далее – ответчик, Общество) с заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора № 5/108 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Апатит» (станция Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги от 02.11.2010.

В ходе рассмотрения дела стороны урегулировали разногласия по некоторым спорным пунктам и истец уточнил исковые требования.

Истец просит утвердить в его редакции параграф 1, пункты 16.1.1, 16.2.1 параграфа 16, параграф 18, пункт 19.8 параграфа 19, параграф 22 и параграф 26 договора № 5/108.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения принимаются судом.

В судебном заседании истец на уточненных исковых требованиях настаивает.

В судебном заседании ответчик настаивает на своей редакции пунктов договора.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

Установил:

Общество является владельцем пути необщего пользования, расположенного на станции Юкспориок ОАО «Апатит», примыкающего стрелочным переводом № 72 к принадлежащему Железной дороге железнодорожному пути необщего пользования «Подъездной путь к ОАО «Апатит», который примыкает к пути общего пользования № 1 станции Титан Октябрьской железной дороги стрелочным переводом № 5.

На подъездной путь к ОАО «Апатит», протяженностью 8 761,47 м., инв. № 1868, расположенный по адресу: Мурманская область, Кировский район, ст. Титан – ст. Юкспорйок Железная дороги имеет свидетельство о государственной регистрации права № 51-АВ 161051 (том 1, л.д. 36).

С 1 мая 2001 года отношения сторон, связанные с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути Общества (подъездной путь Юкспориок) регулировались договором № 5/217 от 09.11.2000.

Железной дорогой направлен Обществу проект договора № 5/108 от 02.11.2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Апатит» (станция Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги/том
1, л.д. 30-43/.

06.11.2010 от ответчика поступил протокол согласования разногласий/том 1, л.д. 32-35/.

Сторонами подписано дополнительное соглашение от 30.12.2010 к договору № 5/217 от 09.11.2000, согласно которому до разрешения спорных вопросов, возникших при перезаключении договора действие договора № 5/217 от 09.11.2000, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО «Апатит» при станции Титан продлить с 01.01.2011 по 09.02.2011.

13.01.2011 Железная дорога обратилась с соответствующим иском в суд.

Суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Истец настаивает на следующей редакции спорных пунктов.

Параграф 1 договора:

«В соответствии с настоящим Договором локомотивом Владельца производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, (далее по тексту - «железнодорожный путь необщего пользования»), расположенного на станции Юкспориок ОАО «Апатит», примыкающего стрелочным переводом № 72 к принадлежащему ОАО «РЖД» железнодорожному пути необщего пользования «Подъездной путь к АО Апатит», который непосредственно примыкает к пути № 1 станции Титан Октябрьской железной дороги (далее по тексту договора принимаем станция Титан) стрелочным переводом №5».


Пункт 16.1.1 параграфа 16 договора:

«Ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке, определяемой по таблице № 8 Тарифного руководства № 3 и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным путем необщего пользования, определяемой по таблице № 11 части 2 Тарифного руководства № 3, исходя из развернутой длины принадлежащего ОАО «РЖД» железнодорожного пути необщего пользования, используемого при подаче и уборке вагонов - 8761 п.м, с увеличением на коэффициент доплат к сборам и с учетом коэффициента индексации ставки на момент списания платежей.
В соответствии с пунктом 2.7.9. Тарифного руководства № 3 ставка сбора за подачу и уборку
вагонов уменьшается на 7%.»


Пункт16.2.1 параграфа 16 договора:

«Плату за пользование вагонами, независимо от их принадлежности, задержанными на промежуточных железнодорожных станциях в пути следования, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, а также на железнодорожной станции Титан в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, по причинам, зависящим от Владельца:
- за время задержки вагонов, принадлежащих Перевозчику, на железнодорожных промежуточных станциях в пути следования, а также на железнодорожной станции Титан плата за пользование вагонами взимается по ставкам таблицы № 9 Тарифного руководства № 2;
- за время задержки вагонов, не принадлежащих Перевозчику или арендованных у Перевозчика, на железнодорожных промежуточных станциях в пути следования, а также на железнодорожной станции Титан плата за пользование вагонами взимается в размере 50 % от ставок, приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2».
Параграф 18 договора:
«Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 20,7 км в оба конца, в том числе 3,2 км, принадлежащие Владельцу, 17,5 км, принадлежащие Перевозчику.»


Пункт 19.8 параграфа 19 договора:

«Для обеспечения приема уведомлений о времени подачи вагонов и передачи уведомлений о готовности вагонов к уборке соответствующим приказом Владелец назначает ответственных лиц (с указанием их фамилий и номеров телефонов), которые Владелец в письменной форме сообщает начальнику станции Апатиты.»


Параграф 22 договора:

«Односторонний отказ от исполнения настоящего договора не допускается. Одностороннее изменение условий настоящего договора не допускается, кроме случаев, предусмотренных п. 19.1, параграфа 23 настоящего договора».
Параграф 26 договора:
«Настоящий договор заключается сроком с 01.01.2011 года по 31.12.2015 года. С момента вступления в силу настоящего договора прекращает свое действие договор № 5/217
от 09 ноября 2000 года.
Настоящий договор составлен на семи листах в двух идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
При перезаключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Апатит» (станция Юкспориок) при станции Титан Окт.ж.д. до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются настоящим договором при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия договора.»
Ответчик настаивает на следующей редакции спорных пунктов:
Параграф 1 договора:
«В соответствии с настоящим Договором локомотивом Владельца производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, (далее по тексту - «железнодорожный путь необщего пользования»), расположенного на станции Юкспориок ОАО «Апатит», примыкающего стрелочным переводом № 72 к железнодорожному пути ОАО «РЖД».
Пункт 16.1.1 параграфа 16 договора:
«Ставка сбора за подачу и уборку вагонов за расстояние 3,2 км в оба конца определяется, по ставкам таблицы № 8 Тарифного руководства № 3, с увеличением на коэффициент доплат к сборам и с учетом коэффициента индексации ставки на момент списания платежей.
В соответствии с пунктом 2.7.9. Тарифного руководства № 3 ставка сбора за подачу и уборку вагонов уменьшается на 7%.»
Пункт16.2.1 параграфа 16 договора Общество предлагает исключить.
Параграф 18 договора Общество излагает следующим образом: «Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 3,2 км в оба конца.»
Пункт 19.8 параграфа 19 договора Общество считает подлежащим исключению.
По параграфу 22 договора Общество считает подлежащей утверждению следующую редакцию: «Односторонний отказ от исполнения настоящего договора и одностороннее изменение его условий не допускается»
По параграфу 26 договора Общество считает подлежащей утверждению следующую редакцию:
«Настоящий договор действует с момента вступления в законную силу судебного акта
по спору, связанному с разРешением разногласий, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Апатит» (станция Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги и заключается сроком на 5 лет. С момента вступления в силу настоящего договора прекращает свое действие договор № 5/217 от 09 ноября 2000 года.
Настоящий договор составлен на семи листах в двух идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
При перезаключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Апатит» (станция Юкспориок) при станции Титан Окт.ж.д. до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются настоящим договором при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия договора.»
Досудебный порядок урегулирования разногласий сторонами соблюден.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с Решением суда.

Суд считает подлежащей утверждению по параграфу 1 договора редакцию Железной дороги.
Спорным у сторон является вопрос включать ли в расстояние подачи и уборки вагонов 8761,47 м. подъездного пути к ОАО «Апатит», принадлежащего Железной дороге, и находящегося между станцией Титан Октябрьской железной догори и станцией Юкспориок Общества.
В соответствии с пунктом 2.7.3 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 № 35/15 «Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3)» (далее – Тарифное руководство №
3) расстояние подачи и уборки вагонов до мест погрузки (выгрузки), выставочных путей организаций в оба конца, развернутая длина железнодорожного подъездного пути определяется по утвержденной технической документации (техническому паспорту железнодорожного подъездного пути, технико-распорядительному акту железнодорожной станции (ТРА), ведомости железнодорожного подъездного пути (приложение к ТРА), по схеме железнодорожного подъездного пути, по схеме железнодорожной станции) или фактическим замером.
Представленная истцом утвержденная техническая документация подтверждает, что железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий Обществу, примыкает стрелочным переводом № 72 к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему Железной дороге, который в свою очередь примыкает к станции Титан стрелочным переводом № 5. Железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий Железной дороге, зарегистрирован как Подъездной путь к ОАО «Апатит» и предназначен только для обслуживания Общества.
В соответствии с пунктом 2.7.4 Тарифного руководства № 3 расстояние подачи и уборки вагонов определяется от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути к путям железнодорожной станции или от выходной стрелки станции, с которой производится подача вагонов, если железнодорожный путь примыкает к раздельному пункту, на перегоне, к ветви общего пользования или железнодорожной станции, не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов.
Если железнодорожный подъездной путь непосредственно не примыкает к железнодорожной станции, а примыкает к другому железнодорожному подъездному пути, то расстояние подачи и уборки вагонов принимается от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути, непосредственно примыкающего к путям железнодорожной станции, или от выходной стрелки железнодорожной станции, если железнодорожный подъездной путь примыкает к раздельному пункту, на перегоне, к ветви общего пользования или к железнодорожной станции, не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов.
Стрелкой
примыкания железнодорожного подъездного пути, непосредственно примыкающего к железнодорожной станции Титан, от которого должно считаться расстояние подачи и уборки вагонов Железной дорогой, является стрелочный перевод № 5.
По пункту 16.1.1 суд считает подлежащей утверждению редакцию, предложенную Железной дорогой.
В соответствии с пунктом 2.7.6 Тарифного руководства № 3 если одна часть железнодорожного подъездного пути, используемого при подаче и уборке вагонов, принадлежит железной дороге, а другая – грузоотправителю, грузополучателю, иному владельцу железнодорожного подъездного пути, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке вагонов и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем по одному из двух вариантов:
2.7.6.1. Во всех случаях, кроме указанных в подпункте 2.7.6.2 настоящего Тарифного руководства, - как сумма ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы № 8) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).
Таким образом, расстояние подачи и уборки вагонов на выставочные пути организаций, включая длину этих путей, определяется от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути к путям железнодорожной станции или от выходной стрелки железнодорожной станции, с которой производится подача вагонов, если железнодорожный подъездной путь примыкает к раздельному пункту на перегоне, к ветви общего пользования или к железнодорожной станции.
Позиция, изложенная истцом, соответствует Тарифному руководству № 3.
Подлежит включению в текст договора пункт 16.2.1 параграфа 16 в редакции истца.
В соответствии со статьей
39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими Железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
На необходимость установления размера платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО «РЖД», указывает пункт 34 Постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 от 06.10.2005 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта».


Подлежит утверждению редакция Железной дороги параграфа 18 по основаниям, изложенным выше по параграфу 1 договора.

Типовая форма договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, утвержденная Правилами эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, предусматривает обязательное наличие в договоре данного условия.

В соответствии с пунктом 2.7.4 Тарифного руководства № 3 расстояние подачи и уборки вагонов должно рассчитываться от стрелки примыкания железнодорожного пути необщего пользования, непосредственно примыкающего к путям железнодорожной станции и составляет 20,7 км в оба конца, в том
числе 3,2 км, принадлежащие Обществу, и 17,5 км, принадлежащие Железной дороге.

Расстояния определены истцом в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права «Подъездного пути к АО «Апатит» серии 51 № 161051, актом обследования железнодорожного пути необщего пользования от 02.02.2010, технической документацией на путь необщего пользования Общества.

Подлежит в следующей редакции пункт 19.8 параграфа 19 «Для обеспечения приема уведомлений о времени подачи вагонов и передачи уведомлений о готовности вагонов к уборке Владелец назначает ответственных лиц (с указанием фамилий и номеров телефонов), которые Владелец в письменной форме сообщает начальнику станции Апатиты.»

Назначение ответственных лиц и сообщение о них начальнику станции Апатиты необходимо для организации исполнения договора.

Суд считает необходимым исключить из предложенной Железной дорогой редакции слова «соответствующим приказом», поскольку нормами гражданского законодательства, не установлена такая форма решения вопроса назначения ответственных лиц.

Подлежит утверждению в редакции истца параграф 22 договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласованными сторонами пунктом 19.1, параграфом 23 предусмотрено одностороннее изменение договора, поэтому редакция параграфа 22, предлагаемая Железной дорогой, соответствует ГК РФ.

Параграф 26 договора подлежит изложению в следующей редакции «Настоящий договор заключается сроком с 10.02.2011 года по 31.12.2015 года. С момента вступления в силу настоящего договора прекращает свое действие договора № 5/217 от 09 ноября 2000 года.

Настоящий договор составлен на семи листах в двух идентичным экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

При перезаключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Апатит» (станция Юкспориок) при станции Титан Окт.ж.д. до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются настоящим договором при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия договора.»

Суд считает необходимым установить срок действия договора с 10.02.2011, поскольку до 09.02.2011 согласно дополнительному соглашению к договору № 5/217 от 09.11.2000 года, связанному с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО «Апатит» (подъездной путь Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги продлено действие указанного договора.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей 00 копеек подлежат взысканию с ответчика, поскольку преимущественно утверждена редакция договора, предложенная истцом.

Руководствуясь статьями 167-170, 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Решил:

Удовлетворить исковые требования частично.

Утвердить следующие редакции параграфов и пунктов договора № 5/108 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Апатит» (стация Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги от 02 ноября 2010 года:

Параграф 1: «В соответствии с настоящим Договором локомотивом Владельца производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу (далее по тексту - «железнодорожный путь необщего пользования»), расположенного на станции Юкспориок ОАО «Апатит», примыкающего стрелочным переводом № 72 к принадлежащему ОАО «РЖД» железнодорожному пути необщего пользования «Подъездной путь к АО «Апатит», который непосредственно примыкает к пути № 1 станции Титан Октябрьской железной дороги (далее по тексту договора принимаем станция Титан) стрелочным переводом № 5.».

Пункт 16.1.1 параграфа 16: «Ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке, определяемой по таблице № 8 Тарифного руководства № 3 и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным путем необщего пользования, определяемой по таблице № 11 части 2 Тарифного руководства № 3, исходя из развернутой длины принадлежащего ОАО «РЖД» железнодорожного пути необщего пользования, используемого при подаче и уборке вагонов -8761 п.м., с увеличением на коэффициент доплат к сборам и с учетом коэффициента индексации ставки на момент списания платежей.

В соответствии с пунктом 2.7.9 Тарифного руководства № 3 ставка сбора за подачу и уборку вагонов уменьшается на 7 %.».

Пункт 16.2.1 параграфа 16: «Плату за пользование вагонами, независимо от их принадлежности задержанными на промежуточных станциях в пути следования, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, а также на железнодорожной станции Титан в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, по причинам, зависящим от Владельца:

за время задержки вагонов, принадлежащих Перевозчику, на железнодорожных промежуточных станциях в пути следования, а также на железнодорожной станции Титан плата за пользование вагонами взимается по ставкам таблицы № 9 Тарифного руководства № 2;

за время задержки вагонов, не принадлежащих Перевозчику или арендованных у Перевозчика, на железнодорожных промежуточных станциях в пути следования, а также на железнодорожной станции Титан плата за пользование вагонами взимается в размере 50% от ставок, приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2.».

Параграф 18: «Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 20,7 км в оба конца, в том числе 3,2 км, принадлежащие Владельцу, 17,5 км, принадлежащие Перевозчику.».

Пункт 19.8 параграфа 19: «Для обеспечения приема уведомлений о времени подачи вагонов и передачи уведомлений о готовности вагонов к уборке Владелец назначает ответственных лиц ( с указанием их фамилий и номеров телефонов), которые Владелец в письменной форме сообщает начальнику станции Апатиты.».

Параграф 22: « Односторонний отказ от исполнения настоящего Договора не допускается. Одностороннее изменение условий настоящего договора не допускается, кроме случаев, предусмотренных п. 19.1, параграфом 23 настоящего Договора.».

Параграф 26: « Настоящий договор заключается сроком с 10.02.2011 года по 31.12.2015 года. С момента вступления в силу настоящего договора прекращает свое действие договор № 5/217 от 09 ноября 2000 года.

Настоящий договор составлен на семи листах в двух идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

При перезаключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Апатит» (станция Юкспориок) при станции Титан Окт.ж.д. до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются настоящим договором при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия договора.»

В остальной части в иске отказать.

Взыскать с открытого акционерного обще Ф.И.О. государственный регистрационный номер 1025100561012, расположенного по адрес: Мурманская область, город Кировск, ул. Ленинградская, дом 1, в пользу открытого акционерного общества «Российские жел Ф.И.О. государственный регистрационный номер 1037739877295, расположенного по адресу: город Москва, ул. Новая Басманная, дом 2, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции месячный срок со дня принятия.

Судья *.*. Быкова.