Судебная практика

По иску о признании права на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг. Решение от 22 декабря 2008 года № 2-2819/2010. Челябинская область.

Советский районный суд города Челябинска в составе:

Председательствующего Сапрыкиной *.*.,

при секретаре Косило *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемьевой *.*. к ООО «Управляющая компания «Ремжилзаказчик» о признании права на льготы, обязании производить начисления по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом льгот,

Установил:

Артемьева *.*. обратилась в суд с иском к МУП «Ремжилзаказчик», просила суд обязать ответчика производить начисление по оплате жилья и коммунальных услуг, с учетом льгот в размере 50 % с Дата обезличена года, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования к надлежащему ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ремжилзаказчик» (далее
ООО УК «Ремжилзаказчик»).

Просила признать за ней право на оплату жилья и коммунальные услуги в размере 50%, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», обязать ответчика производить начисления по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом льгот.

В судебном заседании истец Артемьева *.*. поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила, что являясь ветераном труда с Дата обезличена г., пользовалась 50 % льготой по оплате жилья и коммунальных услуг до Дата обезличена г. Предоставила необходимые документы для получения льгот, однако ответчик с 2005 года снизил размер предоставляемой льготы. Так, при площади квартиры - 44,90 кв.м., по квитанции за май 2009 года предоставлена льгота по оплате 8 кв.м. вместо 22 кв.м. В настоящее время начисляется льгота только на 8 кв.м.

Полагая, что нарушены её права, просила суд обязать ООО УК «Ремжилзаказчик» предоставить льготу в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг со дня нарушения её права, начиная с Дата обезличена года. Затем уточнила требования о предоставлении льгот с Дата обезличена года.

Представитель ответчика ООО УК «Ремжилзаказчик» Фошина *.*., действующая по доверенности л.д. 90), исковые требования не признала. Пояснила, что истица как ветеран труда, имеет право на льготу в соответствии с нормативным актом субъекта федерации на 18 кв.м. Однако, поскольку совместно с истицей зарегистрирован *.*. А., являющийся инвалидом “...“ и имеющий право на предоставление льготы в размере 50 %, льгота по оплате жилья и коммунальных услуг, с момента обслуживания жилищного фонда, с Дата обезличена года, ООО УК «Ремжилзаказчик» предоставляется в размере 50 %. В связи с чем, права истицы не ущемлены.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав все
материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре;

Артемьевой *.*. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением Номер обезличен, выданным Дата обезличена года л.д.4), в связи с чем, имеет право на льготы, установленные ст. 22 и 23 ФЗ «О ветеранах» л.д.4).

В силу требований ст. 22 ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей на 01 декабря 2005 года) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5, 6 ч. 1 ст. 4 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области» ветеранам труда, среди прочих, предоставляются такие меры социальной поддержки, как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья и оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов их потребления.

В соответствии со ст. 2, ч. 2 ст. 4 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области» меры социальной поддержки ветеранов, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, определяются Губернатором Челябинской области.

В период с 01 января
2005 года порядок предоставления ветеранам труда льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на территории Челябинской области был определен Постановлением Губернатора Челябинской области от 3 февраля 2005 г. №31 «О порядке и условиях предоставления ветеранам труда, проживающим на территории Челябинской области, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг».

Пунктом 2 Постановления установлена обязанность руководителей муниципальных служб «Заказчика», созданных на территориях муниципальных образований Челябинской области, при начислении платежей за жилищно-коммунальные услуги предоставлять ветеранам труда скидку в размере 50 процентов с оплаты жилья и коммунальных услуг, установленную Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области», в соответствии с порядком и условиями, определенными Положением о порядке и условиях предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (утв. Постановлением Губернатора № 31 от 03.02.2005г.).

В соответствии с п.п. 3, 4 Положения 50-ти процентная льгота по оплате жилья включает в себя скидку с оплаты за содержание и ремонт жилья и за наем жилого помещения, а 50-ти процентная льгота по оплате коммунальных услуг состоит из скидки по оплате за водоснабжение, водоотведение, центральное горячее отопление, горячее водоснабжение, снабжение природным газом, снабжение сжиженным газом, приобретение и доставку твердого топлива (в пределах нормативов потребления).

В силу п.6 Положения скидка в размере 50 процентов с оплаты жилья и коммунальных услуг предоставляется ветеранам труда по месту их жительства организациями, реализующими населению жилищно-коммунальные услуги.

Установлено, что ООО УК «Ремжилзаказчик» зарегистрирован в ЕГРЮЛ и поставлен на учет в ИФНС по Советскому району г. Челябинска Дата обезличена года.

Установлено, что собственниками многоквартирного...... выбран способ управления жилым домом ООО УК «Ремжилзаказчик»,
что подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям л.д.26).

Следовательно, ООО УК «Ремжилзаказчик», являлась организацией, на которую Постановлением Губернатора Челябинской области Номер обезличен от Дата обезличена г. были возложены функции по предоставлению лицам, имеющим право на льготы, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 1 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранам Челябинской области» действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации относящихся к категории ветеранов труда, указанных в статье 7 Федерального закона «О ветеранах», проживающих на территории Челябинской области.

К числу ветеранов, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе ветераны труда, имеющие удостоверение «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах наличие удостоверения «Ветеран труда» в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона Челябинской области от 30.11.2004 г. № 327-ЗО и п.2 ч.1 ст.7 ФЗ «О ветеранах» является самостоятельным и безусловным основанием для предоставления льгот, установленных региональным законодательством, в отношении указанной категории граждан. Установление иных правил и условий, ограничивающих возможность пользования льготами, не основано на требованиях закона и является неправомерным.

Кроме того, право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг возникло у Артемьевой *.*. в силу ФЗ «О ветеранах» (по состоянию на Дата обезличенаг.) еще до внесения с Дата обезличена года (ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) изменений, которыми установление условий и порядка предоставления ветеранам льгот и компенсаций отнесено к компетенции органов власти субъектов федерации.

В силу требований ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ («закон о монетизации льгот») в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года
право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Таким образом, с 01 января 2005 года нормативное регулирование отношений в области социальной поддержки ветеранов труда отнесено к компетенции региональных органов власти, которые, тем не менее, не вправе принимать акты, направленные на ухудшение положения ветеранов, уменьшение ранее установленного в их отношении объема мер социальной поддержки.

Следовательно, вновь принятые на регион нормы права (в том числе Закон Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области» и Постановление Губернатора Челябинской области от Дата обезличена г. Номер обезличен «О порядке и
условиях предоставления ветеранам труда, проживающим на территории Челябинской области, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг») не могут трактоваться, как основания для снижения ранее установленного уровня социальной защиты ветеранов, ограничения перечня лиц, имеющих право на льготы, и уменьшение количественного и качественного состава компенсаций.

Поскольку истица имеет удостоверение ветерана труда, ей принадлежит право как ветерану труда, перечисленному в п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона Челябинской области от Дата обезличена г. N 327-30 и п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах».

Следовательно, Артемьева *.*. имеет право в соответствии с ФЗ « О ветеранах» право на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 %.

Вместе с тем, по адресу Советская,...,... в... зарегистрированы 3 человека, в том числе Артемьева *.*., имеющая право на льготы в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и *.*. А., имеющий право на льготы в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и, как установлено судом, пользующийся льготами, в том числе 50 % льготой по оплате жилья и коммунальных услуг.исле 50 % л9.2006 года,года.

Доводы истицы о том, что до января 2005 года льготы Артемьевой *.*. предоставлялись в размере, установленном Федеральным законом, - 50 процентов с оплаты жилья и коммунальных услуг МП « Ремжилзаказчик», не оспорено ответчиком.

Представленная истицей счет-квитанция за декабрь 2009 года выписана МП «Ремжилзаказчик» с уведомлением о погашении задолженности перед МУП «Ремжилзаказчик» л.д.14)

С Дата обезличена года жилой дом, расположенный по адресу...,...,..., исключен из реестра муниципальной собственности, управление домом осуществляет ООО УК «Ремжилзаказчик».

Представленный ответчиком расчет начислений по...... по... в..., общей площадью -
44,90 кв.м. л.д. 107), с 2006 года, а также начисление и оплата по лицевому счету с сентября 2006 года л.д.102-106), свидетельствуют о предоставлении льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 %. За период с апреля 2009 года по сентябрь 2009 года начисления производились с учетом льготы «“*“», на площадь в размере социальной нормы - 18 кв.м., поскольку в обслуживающую организацию не была предоставлена справка об инвалидности *.*. А.

После предоставления справки об инвалидности *.*. А. был произведен перерасчет с предоставлением льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на 50 % в октябре 2009 года, с зачетом в погашение задолженности суммы перерасчета в размере 1 307 руб. 07 коп., что подтверждается счет-квитанцией за октябрь 2009 года.л.д.98)

Представленные счета - квитанции за октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года, свидетельствуют о предоставлении льготы в размере 50 % по оплате жилья и коммунальных услуг л.д. 98-100).

Таким образом, суд полагает, что заявленные требования истицы о признании права на получение льготы, как ветеран труда в размере 50 %, является обоснованными. Вместе с тем, нарушение прав истицы судом не установлено, так как начисление для оплаты жилья и коммунальных услуг по адресу:...,...,......, площадью 44,9 кв.м., произведено в размере 50 %.

Кроме того, ст. 12.1 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», введенной в действие Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 213 (в редакции от 25.12.2009 г.) и вступившей в законную силу с 01.01.2010 г. предусмотрена социальная доплата к пенсии. Согласно п. 2 ст. 12.1 указанного Закона в сумму материального обеспечения пенсионера входит пенсия, дополнительное материальное
обеспечение, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг) и иные меры социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении, в том числе денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Согласно п. 9 ст. 12.1 Федерального закона РФ № 178-ФЗ денежные эквиваленты мер социальной поддержки определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру.

В связи с чем, предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг с 01.01.2010 года не производится обслуживающей организацией, а предоставляются органами социальной защиты населения.

Таким образом, установив, что льгота по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 % на квартиру по адресу: г. Челябинск,...,......, площадью 44,9 кв.м., предоставлялась ответчиком с сентября 2006 года, с момента обслуживания жилого дома ООО «УК «Ремжилзаказчик». В настоящее время льгота предоставляется в ином порядке и не может быть предоставлена ООО «УК «Ремжилзаказчик» В связи с чем, суд полагает, что отсутствует нарушение прав истицы, которые могут быть восстановлены ответчиком, в связи с чем, не подлежат удовлетворению требования истицы о признании права на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязать производить начисления по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом льготы в размере 50 %, отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Артемьевой *.*. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Ремжилзаказчик» о
признании права на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязать производить начисления по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом льготы в размере 50 %, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: *.*. Сапрыкина