Судебная практика

По иску об обязании оборудовать вход, приспособленный для маломобильной группы населения. Решение от 22 декабря 2008 года № 2-3506/2010. Челябинская область.

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего: Сапрыкиной *.*.,

при секретаре: Зажимаевой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании оборудовать вход, приспособленный для маломобильной группы населения в здание Дома культуры железнодорожников расположенное в <адрес>: обеспечить устройство пандуса на лестнице центрального входа; оборудовать пандус и наружную лестницу центрального входа поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261,

Установил:

Орский транспортный прокурор обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД», в лице представителя Дорожного центра культуры
Дирекции социальной сферы ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД», об обязании в срок до 01.01.2011г. оборудовать Дом культуры железнодорожников в <адрес> входом, приспособленным для маломобильной группы населения, а именно: пандусом; оборудовать лестницы шириной марша, не менее 1,35 м., разделительные поручни, расположить на высоте 0, 7 и 0,9 м., у лестниц - на высоте – 0,9 м.; поручень перил с внутренней стороны лестниц непрерывным по всей ее высоте, завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенных в апреле 2010г. проверочных мероприятий по исполнению законодательства о защите прав потребителей в Доме культуры железнодорожников Дорожного центра культуры Дирекции социальной сферы ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД», расположенном по <адрес>, прокуратурой выявлены нарушения прав инвалидов и другой группы населения с ограниченными возможностями. Проверкой установлено, что вход в помещение Дома культуры железнодорожников не обеспечивает удобства и безопасность для передвижения инвалидов и другой группы населения с ограниченными возможностями. Ст. 15 ФЗ «О социальной защите и инвалидов в РФ» от 24.11.95г. № 181-ФЗ предусмотрено, что организации создают условия инвалидам, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Требования об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры предусмотрены Строительными нормами и правилами №, утвержденными Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России, Управлением архитектуры и проектных работ Госстроя России «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Согласно требованиям СНиП: п. 3.9 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема, п. 3.13 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения,
с поверхности земли, п. 3.17 помещения, где могут находиться инвалиды на креслах – колясках, следует размещать, как прави входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений на высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы для перемещения инвалидов, п. 3.27 ширина марша лестниц, доступных маломобильной группе населения, должна быть, как правило, не менее 1, 35 м., при расчетной ширине марша лестницы 2, 5 м. и более следует предусматривать дополнительные разделительные поручни, п. 3.32 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0, 45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м., у лестниц - на высоте – 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестниц должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

Установленные в Доме культуры железнодорожников в <адрес> нарушения закона, ущемляют права инвалидов (неопределенного круга лиц), предоставленные им ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ограничивают их в посещении культурно - досуговых мероприятий.

В ходе рассмотрения дела Орский транспортный прокурор неоднократно уточнял исковые требования (л.д. 35) просил обязать ОАО «РЖД» в отношении объекта – Дом культуры железнодорожников, расположенный в <адрес>: продублировать лестницы центрального входа пандусом, максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8%, ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м., в остальных случаях – принимать по ширине полосы движения, площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом
пути движения или на повороте должна и быть глубиной не менее 1, 5 м., наружную лестницу центрального входа и пандус центрального входа оборудовать поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, поручни пандусов должны быть расположены на высоте 0,7 и 0,9 м. у лестниц – на высоте 0,9 м., поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте, завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0, 3 м.

Затем изменил требования, просил обязать оборудовать один вход, приспособленный для маломобильной группы населения с поверхности земли. Для этого: обеспечить устройство пандуса на лестнице центрального входа в здание Дома культуры железнодорожников, расположенное в <адрес>. Оборудовать пандус и наружную лестницу центрального входа поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (л.д. 105-108).

Орский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» - Косткин *.*., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признал. Представил отзыв, доводы которого поддержал. Пояснил, что в связи с невозможностью обустройства пандуса на центральном входе ответчиком созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильной группы населения в здание Дома культуры железнодорожников <адрес>, путем оборудования входа с поверхности земли.

Третье лицо – Орское городское отделение Всероссийского общества инвалидов в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя ответчика Косткина *.*., исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Ст. 4 ГПК РФ, предусмотрено возбуждение гражданского дела в суде по заявлению лица, выступающего от своего имени в
защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ст. 45 ГПК РФ, предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.ст.11, 12 ГК РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. Способами защиты нарушенного права, является в том числе, присуждение к исполнению обязанности в натуре, компенсации морального вреда.

В соответствии с Конституцией РФ ст. ст.2,7,17 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии с вводной часть ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации
гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15.ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно абзаца 2 ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии с п. 1.1. Раздела «Общие положении» Строительными нормами и правилами РФ 35-01-2001 определено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

Судом установлено, что Здание Дворца культуры железнодорожников, расположенное по адресу:
<адрес>, построено в 1957 году, о чем свидетельствует Выписка из единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, выданная филиалом по Оренбургской области ФГУП «Ростехинвентаризация» от 20.02.2004 г.

В ходе проведенных 20.04.2010г. проверочных мероприятий по исполнению законодательства о защите прав потребителей в доме культуры железнодорожников Дорожного центра культуры Дирекции социальной сферы ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД», расположенном по <адрес>, комиссией, в составе помощника прокурора, совместно с председателем правления общества инвалидов, в присутствии директора Дома культуры, установлено, что вход в помещение Дома культуры железнодорожников не обеспечивает удобства и безопасность для передвижения маломобильных групп населения и другой группы населения с ограниченными возможностями. Так, отсутствует пандус для подъема инвалидов –колясочников, высота ступеней не соответствует предъявляемым требованиям для группы населения с ограниченными возможностями. Установленные в доме культуры железнодорожников в <адрес> нарушения закона, ущемляют права инвалидов (неопределенного круга лиц), предоставленные им ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ограничивают их в посещении культурно - досуговых мероприятий. (л.д. 24-25).

По результатам проверки, ответчиком предприняты мероприятия по устранению выявленных замечаний.

Актом проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей от 18.11.2010 года, составленным комиссией в том же составе, установлено, что администрацией Дома культуры железнодорожников организована работа по оборудованию одного, из двух имеющихся выходов из зрительного зала под вход. В то же время данная поверхность покрытия выхода не имеет уклона, неровная, с выбоинами. Поручни вдоль стены при выходе отсутствуют. Входная площадка при данном выходе, если принять его за вход для инвалидов не имеет навеса, водоотвода. Администрацией предприятия приобретены трубы для установки поручней. Установлена кнопка вызова, выходящая на рабочее место вахтера учреждения. Второй
выход не приспособлен для инвалидов и других МГН. Места для инвалидов в зрительном зале не оборудованы. ( л.д. 109).

19.11.2010г. директором Дома культуры железнодорожников направлены сообщения Председателю правления ВОИ Советского района г. Орска и в Прокуратуру, о принятых мерах, обеспечивающих минимальные потребности маломобильной группы населения (инвалидов): помещения Дома культуры железнодорожников, расположенного по адресу: <адрес> (концертный зал Дома культуры железнодорожников, фойе, музей) где могут находиться инвалиды на креслах – колясках, размещ входа, ближайшего к поверхности земли, что соответствует требованиям пункта 3.17 СниП 35-01-2001. На 2 этаже располагаются административные помещения, посещение которых маломобильными группами населения не предусмотрено. В здание Дома культуры железнодорожников предусмотрено два входа с поверхности земли, приспособленные для передвижения маломобильными группами населения и другой группы населения с ограниченными возможностями, что соответствует требованиям пункта 3.13 СниП 35-01-2001. В связи с соблюдением п.3.13 и п. 17 СниП 35-01-2001, выполнение п. 3.9, п. 3.27 и п. 3.32 не требуется.

Дом культуры железнодорожников, построенный в 1958 году, не может соответствовать всем требованиям СНиП № 35-01-2001, так как п. 1.1 данного документа предусматривает исполнение вышеперечисленных пунктов при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий.

Председателем правления ВОИ Советского района г. Орска исполнена резолюция о частичном удовлетворении требований первоначального Акта проверки, отсутствуют поручни (л.д.141).

Таким образом, учитывая, что ст. 15 ФЗ № 181 « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов собственниками этих объектов, должны осуществляться, по согласованию с общественными объединениями инвалидов, меры обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Суд полагает обоснованными доводы ответчика о том, что,
ввиду невозможности исполнения требований Орского транспортного прокурора о незамедлительном устранении нарушений законодательства РФ «О социальной защите инвалидов», приняты все меры по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в Дом культуры железнодорожников г. Орска.

Доводы ответчика о том, что установка пандуса со стороны центрального входа, в соответствии с требованиями СНиП возможна только при реконструкции здания, не опровергнут в судебном здании.

Ответчиком представлены доказательства Акт осмотра Дома культуры железнодорожников г. Орска от 01.12.2010г., составленный комиссией Дирекции социальной сферы ЮУЖД –филиала ОАО «РЖД», которой произведены замеры, согласно которому: центральный вход в здание Дома культуры железнодорожников имеет два лестничных марша, соединенных межд площадкой, шириной 13 м. 13 см., длиной 14 м. 81 см. Первый лестничный марш имеет ширину 13 метров 13 см. По бокам лестничного марша имеются поручни. Количество ступеней на первом лестничном марше 9 штук. Высота ступени 15 см., ширина ступени 29 см. Высота первого лестничного марша составляет 135 см. Угол наклона первого лестничного марша составляет 45 градусов относительно уровня земли. Второй лестничный марш имеет ширину 13 м. 13 см. По бокам лестничного марша имеются поручни. Количество ступеней лестничного марша 15 штук. Высота ступени 15 см., ширина ступени 29 см. Высота второго лестничного марша составляет 225 см. Угол наклона второго лестничного марша составляет 45 градусов относительно уровня земли. При проведении замеров был использован лазерный дальномер.

Учитывая требования СНиП № 35-01-2001 п.3.9, 3.27, 3.29, предусматривающих требования, что максимальная высота одного подъема пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8 %; площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть
глубиной не менее 1,5 м.

Следовательно, размеры лестничных маршей, а также угол наклона не позволяют установить на центральном входе пандусы для маломобильных групп населения (инвалидов).

Однако, отсутствие возможности оборудования пандуса со стороны центрального входа не ограничивает инвалидов и маломобильных групп населения (ММГН) в возможности доступа в здание.

Со стороны центрального входа в здание Дома культуры, влево, вдоль здания ответчиком установлены указательные таблички, (пиктограммы) для инвалидов с указанием движения к оборудованному входу на поэтажном плане (л.д.) данный вход указан под № 5, что позволит ММГН беспрепятственно, проезжая по помещениям №, попасть в концертный зал помещения №; перед входной дверью забетонирована площадка. Над входом в здание Дома культуры установлен козырек с водоотводами. У оборудованного входа установлена кнопка вызовов для оказания помощи, в случае необходимости, в проезде ММГН в концертный зал. В коридоре, ведущем в концертный зал с правой стороны установлены поручни.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами: Актом осмотра Дома культуры железнодорожников <адрес> от 01.12.2010г., составленным комиссией Дирекции социальной сферы ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» (л.д. 142), фотографиями, поэтажным планом.

Оборудованный вход отвечает требованиями п. 3.13 СниП 35-01-2001., согласно которому, в здании должен быть, как минимум, один вход, приспособленный для ММГН (маломобильных групп населения), с поверхности земли и из каждого доступного для ММГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

4.16 СниП 35-01-2001 установлено, что в зальных помещениях не менее двух рассредоточенных выходов должны быть приспособлены для прохода ММГН. Установлено, что ответчик приспособил для ММГН удобный для них вход и выход из концертного зала Дома культуры железнодорожников.

Согласно экспликации к техническому паспорту, вход, который Ответчик приспособил для маломобильных групп населения является запасным выходом, которых у здания два, один с левой стороны, а второй с правой (под номерами № и №).

В соответствии с п. 3.14 СниП 35-01-2001 входная площадка на входе в здание Дома культуры железнодорожников сделана из бетонного покрытия, является твердой, к тому же над входной дверью установлен навес (козырек).

В коридоре, ведущем в концертный зал с правой стороны установлены поручни на высоте 0,7 м. согласно пункта 3.32 СниП 35-01-2001.

Таким образом, ответчиком созданы все необходимые условия, чтобы маломобильные группы населения могли посетить Дом культуры железнодорожников в <адрес>.

В связи с чем, суд полагает исполненными требования Орского транспортного прокурора об обязании ОАО «РЖД» оборудовать один вход, приспособленный для маломобильной группы населения с поверхности земли.

Вместе с тем, требование обеспечить устройство пандуса на лестнице центрального входа в здание, расположенное в <адрес>, оборудовать пандус и наружную лестницу центрального входа поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Орского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании оборудовать вход, приспособленный для маломобильных групп населения в здание Дома культуры железнодорожников расположенное в <адрес>: обеспечить устройство пандуса на лестнице центрального входа; оборудовать пандус и наружную лестницу центрального входа поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи кассационной жалобы в течение десяти дней в Челябинский областной суд, через суд, принявший Решение.

Председательствующий: *.*. Сапрыкина