Судебная практика

О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решение от 04 апреля 2011 года №. Смоленская область.

Смоленский районный суд Алтайского края в составе

председательствующ Ф.И.О. *.*.

при секретаре Лобановой *.*.,

с участием представителя истца Рексиной *.*.

представителя ответчика Бокряжовой *.*., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ожогина *.*. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

Установил:

Ожогин *.*. обратился в Смоленский районный суд с иском к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, указывая, что он является инвалидом Великой Отечественной войны. В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» нуждается в улучшении
жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию Смоленского района с заявлением и соответствующими документами для предоставления ему субсидии на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Смоленского района ему было отказано в постановке на учёт как нуждающемуся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, так как он ДД.ММ.ГГГГ намеренно ухудшил свои жилищные условия. С Решением Администрации Смоленского района он не согласен, полагает, что такое Решение существенно нарушает его законные права и интересы, так как не основано на законе и противоречит ему. ДД.ММ.ГГГГ он действительно совершил сделку по отчуждению принадлежащего ему жилого помещения, однако, совершая данную сделку он на учёте, как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоял, так как о данной программе ему стало известно только в 2010 году. Полагает, что к нему не применима норма ст. 53 ЖК РФ, так как совершенная им сделка по отчуждению жилья была совершена задолго до того, как он обратился с заявлением в Администрацию Смоленского района. Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в ФЗ «О ветеранах» ДД.ММ.ГГГГ ветераны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. Просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана и инвалида ВОВ и обязать Администрацию Смоленского района поставить его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание истец Ожогин *.*. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил в судебное заседание заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, в котором указал, что составу суда доверяет. Суд в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает
возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.

Представитель истца Рексина *.*., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования своего доверителя, полагая их обоснованными и подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что Ожогину незаконно Администрацией Смоленского района было отказано в постановке на учёт, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. То, что в 2007 году Ожогин распорядился принадлежащим ему жилым помещением, ими не оспаривается, но совершая сделку по отчуждению, он не имел намерений ухудшить свои жилищные условия, и о программе обеспечения жильём ветеранов ВОВ ему не было известно. О существовании данной программы он узнал только спустя год. Ожогин *.*. оформил квартиру, которая ему принадлежала на нее, так как она является его дочерью, при этом имел только цель освободить ее от расходов в случае вступления в права в наследство. Ожогин проживает в той же квартире уже много лет, квартира требует капитального ремонта, который там не производился уже много лет, условия проживания истца неудовлетворительные, нет комфортных условий, тем более по состоянию здоровья он сам не может выполнять деятельность по ремонту, так как является инвалидом. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Смоленского района Бокряжова *.*. в судебном заседании, исковые требования не признала и суду пояснила, что Решением районной межведомственной комиссии при Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ Ожогину было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, так как совершенная истцом сделка по отчуждению жилья, принадлежащего ему на праве собственности - это намеренное действие по ухудшению собственных жилищных условий. К истцу
применима данная норма, так как сделку по отчуждению жилья он совершил в период действия ЖК РФ, и на момент вынесения решения комиссии еще не были внесены изменения в закон «О ветеранах и инвалидах ВОВ», в связи с чем, в иске просила отказать.

Выслушав в судебном заседании пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что Ожогин *.*. является инвалидом Великой Отечественной войны второй группы, что подтверждается удостоверением серии № выданном ДД.ММ.ГГГГ, копия находится в материалах дела (л.д.17), оригинал обозревался судом в судебном заседании. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами и в судебном заседании, кроме того, представитель истца в судебном заседании уточнила, что ее отец является и участником ВОВ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями, внесенными № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.3 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. Такие же меры социальной поддержки установлены и ст. 15 указанного Федерального закона в отношении участников Великой Отечественной войны.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах»
Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,14, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В силу п. 11 ст. 23.2 указанного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно закона Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Положению о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия по обеспечению жильём ветеранов ВОВ возложены на органы местного самоуправления.

В соответствии протоколом № заседания районной межведомственной комиссии при администрации Смоленского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев заявление Ожогина *.*. изучив представленные ветеранами Великой Отечественной войны, в том числе Ожогиным *.*. Постановила: не признать нуждающимся в улучшении жилищных условий: Ожогина *.*. на основании ст. 53 ЖК РФ (намерено ухудшил
жилищные условия) (л.д._____).

Согласно ответа Администрации Смоленского района на заявление Ожогина *.*. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на приобретение жилья (л.д.18), Ожогин *.*. не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку ухудшил свои жилищные условия ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, на основании ст. 53 ЖК РФ не может быть признан нуждающимся в жилом помещении и может быть принят на учёт не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, в результате которых он стал нуждающимся в жилом помещении.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса
РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В судебном заседании установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ произвел сделку по отчуждению принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества на л.д. 11., а так же было установлено со слов представителя истца в судебном заседании.

В соответствии с Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» указано на необходимость завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения в федеральное законодательство касающиеся обеспечения жильем за счёт средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от времени постановки на соответствующий учёт.

Согласно, справки Администрации Смоленского сельсовета истец Ожогин *.*. действительно зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 16), что подтверждается и выпиской из домовой книги (л.д.15).

Согласно справки об отсутствии недвижимого имущества в собственности выданной АКГУП «АЦЗКН» ДД.ММ.ГГГГ, за Ожогиным *.*. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимости не были зарегистрированы.(л.д.13).

В судебном заседании не нашел подтверждения факт того, что Ожогин *.*. целенаправленно с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях
совершили действия по отчуждению жилого помещения, и суд действия Ожогина *.*. не расценивает как злоупотребление правом, так как сделка по отчуждению жилого помещения была совершена истцом более трех лет назад, то есть задолго до того, как истец обратился с заявлением на получение субсидии.

Учитывая, что судом установлено, что истец Ожогин *.*. в настоящее время не имеет своего собственного жилья, проживает в условиях, которые не соответствуют необходимым нормам обеспечения общей площадью жилого помещения, в силу ст. 51 ЖК РФ является гражданином, нуждающимся в жилом помещении, своё право на обеспечение жильём за счёт бюджетных средств не использовал, а одна из важнейших задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № - полное обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, он вправе претендовать на меры социальной поддержки по обеспечению жильём.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, истца о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании ответчика поставить его на учёт, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ст. 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Ожогина *.*. удовлетворить.

Признать Ожогина *.*. нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана и инвалида Великой Отечественной войны и обязать Администрацию Смоленского района Алтайского края поставить его на учёт, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд Алтайского края в течение 10 дней.

Судья

Решение в законную силу не вступило.