Судебная практика

По иску о признании отказа незаконным, обязании совершить определенные действия. Решение от 22 декабря 2008 года № 2-1033/11. Челябинская область.

Советский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Мосиной *.*.

при секретаре Филатовой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стурова *.*. о признании отказа незаконным, обязании совершить определенные действия,

Установил:

Стуров *.*. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Советского района г.Челябинска, выраженного в письме № от 16.12.2010г., обязании администрацию Советского района г.Челябинска выдать схему расположения дополнительного земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д.3-5).

Свои требования мотивировал тем, что он является собственником жилого дома и земельного участка, площадью 1024 кв.м., кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>. Фактически для эксплуатации жилого дома и ведения
личного подсобного хозяйства им также занят дополнительный земельный участок, примыкающий к его земельному участку, который использовался и был огорожен с 1940 г.г. для ведения личного подсобного хозяйства сначала его родственниками, а с середины 2005г. до настоящего времени –им. Поскольку к моменту приобретения им прав на земельный участок и жилой дом по <адрес> забор у спорного земельного участка стал совсем ветхим, и соседи около него начали организовывать самовольную свалку, он был вынужден огородить его железным забором и благоустроить около него территорию. Он неоднократно обращался в администрацию Советского района г.Челябинска с заявлением о подготовке схемы расположения дополнительного земельного участка, чтобы определить его площадь, поставить участок на кадастровый учет и впоследствии оформить права на него, был приложен весь необходимый пакет документов для подготовки схемы расположения земельного участка. Однако, администрацией Советского района г.Челябинска ему был направлен отказ, выраженный в письме от 16.12.2010г. №, поскольку рассматриваемый земельный участок обременен существующими сетями и строением, а также данная территория является землями общего пользования <адрес>.

Полагает, что данный отказ нарушает его право на приобретение данного земельного участка, поскольку на схеме границ выполненных топографо-геодезических работ 1:500 от 25.08.2010г. четко видно, что никаких строений на испрашиваемом участке нет. Недалеко расположено здание недействующей трансформаторной подстанции №, которое никем не используется. Кроме того, на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо сети. На момент подготовки МУП АПЦ схемы границ выполненных топографо-геодезических работ 1:500 от 25.08.2010г. на участке находились недействующие с 70-х годов электрические сети, которые не имели сообщения с другими электросетями и просто не были демонтированы. 26.08.2010г. указанные недействующие электросети были демонтированы <данные изъяты> Испрашиваемый
им земельный участок не расположен землях общего пользования, поскольку никогда не использовался неограниченным кругом лиц и не был необходим для этого. Данный земельный участок огорожен со стороны <адрес> с 40-х г.г., по правой меже находится железный забор собственника земельного участка по <адрес> по задней меже находится железный забор на бетонном основании <данные изъяты> - собственника земельного участка по <адрес>, а по левой меже находится участок в его собственности. Данная информация отражена и в кадастровом плане территории от 16.02.2010г. №. Ссылаясь на ст.34 ЗК РФ, просил заявленные требования удовлетворить.

Заявитель Стуров *.*. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.67), просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителей (л.д.69).

Представители заявителя Марочкин *.*., Усольцева *.*., действующие по доверенностям (л.д.53,54), в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации Советского района г.Челябинска Седелкова *.*., действующая по доверенности (л.д.72), в судебном заседании заявленные требования считала необоснованными и суду пояснила, что ответ Стурову *.*. дан уполномоченным органом – Главой администрации района, в пределах его полномочий, является законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права
и свободы.

Ст. 255 ГПК РФ устанавливает, что к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

-на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, Решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от 04.07.2005г. Стуров *.*. является собственником жилого дома и земельного участка по <адрес>, что подтверждается указанным договором, свидетельствами о государственной регистрации права собственности, выписками из ЕГРП (л.д.12,13,15-17,18-19).

Согласно техническому
паспорту жилой дом № расположен на земельном участке по <адрес> (л.д.20-30).

Постановлением администрации Советского района г.Челябинска № от 30.11.2005г. установлены параметры строительства индивидуального жилого дома и подсобных строений Стурова *.*. на земельном участке на праве собственности из земель поселений (жилая зона) по адресу: <адрес> (л.д.43).

Из материалов дела следует, что 22.11.2010г. заявитель Стуров *.*. обратился в Администрацию г.Челябинска с заявлением о подготовке схемы расположения дополнительного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7). Данный факт в судебном заседании не оспаривается.

Письмом администрации Советского района г.Челябинска № от 16.12.2010г. Стурову *.*. было отказано в подготовке схемы расположения дополнительного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку рассматриваемый земельный участок обременен существующими сетями и строением, данная территория является землями общего пользования <адрес> (л.д.6).

Согласно п.2 ст.34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.

Согласно п.4 ст.34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п.2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О
государственном кадастре недвижимости“.

Решением от 29.05.2006 года №13/3 (с изменениями от 11.11.2008 года) Челябинской городской Думы утвержден «Временный порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории г. Челябинска» (далее по тексту - Временный порядок).

В соответствии с п.48 Временного порядка, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, глава администрации соответствующего района в городе на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“. Подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обеспечивает главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска.

Судом установлено, что земельный участок по <адрес> площадью 1024 кв.м. состоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровым паспортом (л.д.33-35).

Местоположение границ земельного участка, фактически используемого собственником дома <адрес>, обозначено на схеме топографо-геодезических работ МУП «АПЦ» (л.д.46-47,48-49).

Доводы представителя заинтересованного лица администрации Советского района г.Челябинска о невозможности выдачи схемы расположения земельного участка в связи с обременением земельного участка существующими сетями и строением суд считает несостоятельными, поскольку из
указанной выше схемы границ топографо- геодезических работ, информации <данные изъяты> <данные изъяты> следует, что строений и сетей на испрашиваемом земельном участке не имеется (л.д. 46-47,48-49, 50, 52).

Доводы представителя заинтересованного лица администрации Советского района г.Челябинска о невозможности выдачи схемы расположения земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок является землями общего пользования <адрес>, суд считает несостоятельными, не подтвержденными доказательствами.

Исходя из ст. 262 ГК РФ к земельным участкам общего пользования отнесены не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В силу ст. 85 ГК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

жилым;

общественно-деловым;

производственным;

инженерных и транспортных инфраструктур;

рекреационным;

сельскохозяйственного использования;

специального назначения;

военных объектов;

иным территориальным зонам.

12 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ устанавливает, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Учитывая изложенное, суд полагает, что в судебном заседании не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования.

Из пояснений представителей заявителя следует, что испрашиваемый земельный участок никогда не использовался неограниченным кругом лиц и не был необходим для этого, огорожен со стороны <адрес> с 40-х годов, по правой меже находится железный забор собственника земельного участка <адрес>, по задней меже находится железный забор на бетонном основании <данные изъяты> - собственника земельного участка <адрес>,
а по левой меже находится принадлежащий заявителю на праве собственности земельный участок.

Данное обстоятельство представителем заинтересованного лица администрации Советского района г.Челябинска не опровергнуто и подтверждено кадастровым планом территории (л.д. 36-42).

Из ответа <данные изъяты> следует, что на испрашиваемом земельном участке коммуникации, находящиеся в собственности общества, не размещаются, и что проезд в служебных пожарных целях на территорию материально- технической базы по <адрес> по данному участку не осуществляется, а осуществляется с <адрес> и с <адрес> (л.д. 52).

Согласно п. 2 ст. 6, ст. 11.1 ЗК РФ, п. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимости обеспечивает подтверждение существования земельного участка с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, а также обеспечивает внесение сведений о таком участке в государственный кадастр недвижимости.

В силу ст. 17 указанного ФЗ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в ГКН.

Кадастровый паспорт территории не содержит информации о нахождении испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования.

Учитывая изложенное, суд полагает, что отказ администрации Советского района г.Челябинска, выраженный в письме № от 16.12.2010г., является незаконным, нарушающим право заявителя на приобретение земельного участка.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает Решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое Решение или действие принято либо совершено в соответствии с
законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку суд считает, что отказ администрации Советского района г.Челябинска, выраженный в письме № от 16.12.2010г., не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Стурова *.*., заявленные требования об обязании администрации Советского района г.Челябинска выдать Стурову *.*. схему расположения дополнительного земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Стурова *.*. удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Советского района г.Челябинска, выраженный в письме № от 16.12.2010г.

Обязать администрацию Советского района г.Челябинска выдать Стурову *.*. схему расположения дополнительного земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: *.*. Мосина