Судебная практика

Об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Решение от 18 февраля 2011 года №. Алтайский край.

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шапорева *.*.,

при секретаре Медведевой *.*.,

с участием помощника прокурора Быстроистокского района Рогожина *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быстроистокского района Алтайского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц-жителей муниципального образования Верх-Озернинский сельский совет к администрации Верх-Озернинского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

Установил:

Прокурор Быстроистокского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц-жителей муниципального образования Верх-Озернинский сельский совет обратился в суд с иском к администрации Верх-Озернинского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края о признании незаконным бездействия вышеуказанной администрации по ненадлежащей организации сбора и вывоза
бытовых отходов в с. Верх-Озерное, обязании администрации Верх-Озернинского сельсовета: организовать сбор и вывоз бытовых отходов в с. Верх-Озерное в срок до 01 апреля 2011 г.; назначить должностное лицо, ответственное за осуществление сбора и вывоза мусора в муниципальном образовании в срок до 01 марта 2011 г.; организовать в муниципальном образовании Верх-Озернинский сельсовет - место для вывоза бытовых отходов, отвечающее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01 июля 2011 г.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой Быстроистокского района проведена проверка соблюдения администрацией Верх-Озернинского сельсовета требований законодательства об отходах производства и потребления (экологического и санитарного законодательства) и установлено.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения также относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Так, статьей 8 от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к одному из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

Статьей 16 Федерального закона
от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления.

В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. №4690-88.

В соответствии с п. 1.2. указанных Правил, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля
и огороды запрещается (п. 1.13. вышеуказанных Правил).

В соответствии с п. 3.3. вышеуказанных Правил, на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В ходе проведенной проверки деятельности администрации Верх-Озернинского сельсовета установлено что, никак не организован сбор и вывоз бытовых отходов – не определено конкретное должностное лицо ответственное за осуществление данной деятельности, не принято мер по установке на улицах в с. Верх-Озерное контейнеров для сбора мусора, не осуществляется сбор и вывоз бытовых отходов каким-либо транспортом.

Перечисленные нарушения затрагивают интересы муниципального образования в области охраны окружающей среды, а также ущемляют права неопределенного круга лиц, постоянно либо временно проживающих в муниципальном образовании Верх-Озернинский сельсовет, на благоприятную окружающую среду, а также на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик администрация Верх-Озернинского сельсовета Быстроистокского района в лице главы поселения Воропаева *.*. исковые требования признает частично, указывая, что действительно свалка бытовых отходов организована в 1,5 км. от с.Верх-Озерное уже около 18 лет. Ограждения она не
имеет. Санитарно-эпидемиологическое заключения на размещение указанной свалки бытовых отходов отсутствует. Однако свалка ежегодно зачищается, забуртовывается. Согласно Правил по благоустройству … владельцы жилья самостоятельно самовывозом вывозят мусор на свалку. Качественная и своевременная уборка уличных и дворовых территорий, скверов, их содержание является непосредственной обязанностью всех домовладельцев, предприятий, учреждений и организаций. Очистка, уборка, вывоз мусора и снега и подъездных путей к предприятиям, организациям … является обязанностью этих предприятий и организаций.

На администрации лежит обязанность по организации, заключающаяся в том, что они проводят сход граждан, определяют даты проведения субботников, конкурсы на лучшую усадьбу, организовывают уличные комитеты. Отдельного должностного лица за организацией вывоза отходов не назначено, этим занимается он как глава сам лично. Специализированной организации по организации сбора и вывоза бытовых отходов не имеется. Спецтехники нет. С ДРСУ заключен договор на очистку улиц села от снега.

Представители 3-го лица на стороне истца ТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю по г.Белокуриха, Алтайскому, Быстроистокскому, Петропавловскому, Советскому, Смоленскому, Солонешенским районам Стародубцев *.*. и Цихлер *.*. исковые требования прокурора поддержали, указывая, что земельный участок для размещения свалки твердых бытовых отходов администрации Верх-Озернинского сельсовета не предоставлялся, санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение свалки бытовых отходов не выдавалось.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав процессуального истца, ответчика, 3-е лицо, заключение прокурора полагавшего возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Прокурор Быстроистокского района в интересах неопределенного круга лиц-жителей муниципального образования Верх-Озернинский сельский совет обратился в суд с иском к администрации Верх-Озернинского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края о признании незаконным бездействия вышеуказанной администрации по ненадлежащей
организации сбора и вывоза бытовых отходов в с. Верх-Озерное, обязании администрации Верх-Озернинского сельсовета: организовать сбор и вывоз бытовых отходов в с. Верх-Озерное в срок до 01 апреля 2011 г.; назначить должностное лицо, ответственное за осуществление сбора и вывоза мусора в муниципальном образовании в срок до 01 марта 2011 г.; организовать в муниципальном образовании Верх-Озернинский сельсовет - место для вывоза бытовых отходов, отвечающее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01 июля 2011 г.

Как установлено материалами дела, прокуратурой Быстроистокского района проведена проверка соблюдения администрацией Верх-Озернинского сельсовета требований законодательства об отходах производства и потребления (экологического и санитарного законодательства) и установлено.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения также относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Так, статьей 8 от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к одному из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

Статьей 16 Федерального
закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления.

В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. №4690-88.

В соответствии с п. 1.2. указанных Правил, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на
поля и огороды запрещается (п. 1.13. вышеуказанных Правил).

В соответствии с п. 3.3. вышеуказанных Правил, на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В ходе проведенной проверки деятельности администрации Верх-Озернинского сельсовета установлено что, не организован сбор и вывоз бытовых отходов - не определено конкретное должностное лицо ответственное за осуществление данной деятельности, не принято мер по установке на улицах в с. Верх-Озерное контейнеров для сбора мусора, не осуществляется сбор и вывоз бытовых отходов каким-либо специализированным транспортом, свалка находится в эксплуатации около 18 лет, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, не организован производственный контроль за эксплуатацией свалки, вывоз бытовых отходов производится необорудованным транспортом самовывозом, отсутствуют ограждение вокруг свалки.

В нарушение природоохранного законодательства не организован сбор отходов, который осуществляется гражданами и собственниками учреждений и предприятий самовывозом на необорудовном специальным транспортом, имеются факты захламления частных подворий и прилегающих к ним территорий навозом и бытовыми отходами, не решен вопрос об отводе земельных участков для размещения твердых бытовых отходов.

Перечисленные нарушения затрагивают интересы муниципального образования в области охраны окружающей среды, а также ущемляют права неопределенного круга лиц, постоянно либо временно проживающих в муниципальном образовании Верх-Озернинский сельсовет, на благоприятную окружающую среду, а также на охрану
здоровья.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, у суда не было оснований полагать, что отсутствие в бюджете ответчика денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизацию и переработку бытовых отходов освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Пугачевского муниципального района на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика-юридического лица, на основании ст. 333-19 НК РФ подлежит
взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета. Вместе с тем, с учетом неудовлетворительного финансового состояния суд считает возможным размер госпошлины снизить с 2000 рублей до 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Быстроистокского района Алтайского края удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Верх-Озернинского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края по ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов в с. Верх-Озерное Быстроистокского района Алтайского края.

Обязать администрацию Верх-Озернинского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края: организовать сбор и вывоз бытовых отходов в с. Верх-Озерное в срок до 01 апреля 2011 года; назначить должностное лицо, ответственное за осуществление сбора и вывоза мусора в муниципальном образовании в срок до 01 марта 2011 года; организовать в муниципальном образовании Верх-Озернинский сельсовет - место для вывоза бытовых отходов, отвечающее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01 июля 2011 года.

Взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину с администрации Верх-Озернинского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края в сумме 200 (Двести) рублей.

На Решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное Решение изготовлено 21 февраля 2011 года.

Председательствующий *.*. Шапорев