Судебная практика

По иску о возложении обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов. Решение от 07 апреля 2011 года №. Брянская область.

Клетнянский районный суд Брянской области в составе судьи Звонковой *.*., при секретаре Юденич *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>»о возложении обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов,

Установил:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что в ходе проведения Брянской природоохранной прокуратурой проверки исполнения лесного законодательства установлено, что ОАО «<данные изъяты>» осуществляет заготовку древесины на лесном участке в Пригородном участковом лесничестве ГУ «<данные изъяты>» на основании проекта освоения лесов. При этом в запроектированных нормах обеспечения противопожарным оборудованием и
средствами тушения лесных пожаров по отдельным наименованиям не соответствуют по количеству установленным нормативам, приобретение отдельных наименований указанных средств и оборудования в соответствие с установленными нормативами в проекте освоения лесов не предусмотрено.

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичное положение закреплено в подпункте “б“ пункта 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417.

Согласно подпункту “в“ пункта 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008г. № 549 (далее по тексту - Нормы).

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008г. N 450 Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе и в области лесных отношений.

Таким образом, Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов приняты и утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий, являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению.

Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 N 32 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Проверкой проекта освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ОАО «<данные изъяты>», выявлено несоответствие норм обеспечения противопожарным оборудованием
и средствами тушения лесных пожаров пункту 3 установленных Норм: отсутствуют лесопатрульная пожарная машина (1ед.), воздуходувка (1ед.), ранцевые огнетушители (10 ед.), электромегафон (1 ед.), сокращено количество зажигательных аппаратов с требуемых по Нормам 5ед. до 2 ед., приобретение отсутствующих напорных пожарных рукавов запроектировано вместо требуемых по нормам 300 пог.м. - 200 пог.м., радиостанций носимых, возимых УКВ или КВ диапазонов вместо 2 ед. - 1 ед., зажигательных аппаратов - 5 ед.

Проверкой также установлено, что управлением лесами Брянской области в адрес ОАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо №05-09 с предложением в месячный срок внести изменения в Проект освоения лесов. Однако обществом изменения в проект не внесены до настоящего времени, что подтверждается также и справкой управления лесами Брянской области.

В связи с чем, Брянский природоохранный прокурор, выступая в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц просит суд обязать ОАО «<данные изъяты>» внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Пригородном участковом лесничестве ГУ «<данные изъяты>» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами: лесопатрульная пожарная машина -1ед., воздуходувка -1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., зажигательные аппараты - 5ед., электромегафон - 1 ед.,; обязать ОАО «<данные изъяты>» внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Пригородном участковом лесничестве ГУ «<данные изъяты>» в части проектирования приобретения недостающего до установленных Норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами: лесопатрульная пожарная машина -1ед., воздуходувка -1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., зажигательные аппараты - 5 ед., электромегафон - 1
ед., напорные пожарные рукава - 300 пог.м., радиостанции носимые, возимые УКВ или КВ диапазона - 2 ед.

Представитель истца - помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Курильский *.*., иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ОАО «<данные изъяты>» - Игнатенкова *.*. иск признала, о чем представила письменное заявление.

Врио начальника управления лесами - Шитов *.*. представил суду письменное заявление и просил рассмотреть дело без их участия, требования прокурора считает законными и обоснованными, поддерживает в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ОАО «<данные изъяты>» осуществляет заготовку древесины на лесном участке в Пригородном участковом лесничестве ГУ «<данные изъяты>» на основании проекта освоения лесов. При этом в запроектированных нормах обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров приобретение отдельных наименований указанных средств и оборудования в соответствие с установленными нормативами в проекте освоения лесов не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Статьей 52 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ к мерам пожарной безопасности в лесах отнесено в числе прочих, предупреждение лесных пожаров.

Пунктами 1,5,6 ст. 53.1. Лесного кодекса РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя в том числе, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:

приобретение противопожарного снаряжения
и инвентаря;

содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;

создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичное положение закреплено в подпункте “б“ пункта 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417.

Согласно подпункту “в“ пункта 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008г. № 549 (далее по тексту - Нормы).

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008г. N 450 Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе и в области лесных отношений.

Таким образом, Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов приняты и утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий, являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению.

В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения
лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 N 32 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Согласно п.п. 1, 3 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Проект освоения лесов и порядок его разработки подготовлен в соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Проект освоения лесов содержит сведения в числе прочих и о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.

В соответствии с п. 24 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Раздел “Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов“ содержит:

характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение N 61), тематическая лесная карта;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 62), тематическая лесная карта;

сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 63), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.

Проверкой проекта освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ОАО «<данные изъяты>», выявлено несоответствие норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров пункту 3 установленных Норм: отсутствуют лесопатрульная пожарная машина -1ед., воздуходувка -1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., электромегафон - 1 ед., сокращено количество зажигательных аппаратов
с требуемых по нормам 5 ед. до 2 ед., приобретение отсутствующих напорных пожарных рукавов запроектировано вместо требуемых по Нормам 300 пог.м. - 200 пог.м., радиостанций носимых, возимых УКВ или КВ диапазонов вместо 2 ед. - 1 ед., зажигательных аппаратов - 5 ед.

Проверкой также установлено, что управлением лесами Брянской области в адрес ОАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо № с предложением в месячный срок внести изменения в Проект освоения лесов.

Однако обществом изменения в проект не внесены до настоящего времени, что подтверждается также и справкой управления лесами Брянской области.

Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц-граждан РФ, количество которых установить невозможно.

Интересы неопределенного круга лиц - жителей Брянского района, а также иных лиц, заключаются в том, что они имеют право на пользование участками государственного лесного фонда и заинтересованы в сохранении лесов, а также их использовании, как основу своей жизни и деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что несоблюдение ОАО «<данные изъяты>» норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, при возникновении лесных пожаров может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности тушения пожаров, и могут повлечь за собой нарушение права собственности Российской Федерации и создать реальную угрозу ограничения
прав граждан на пользование этими лесами, тем самым нарушены интересы Российской Федерации, а также законные интересы граждан, предусмотренные Конституции Российской Федерации и другими законодательными актами.

При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о том, что иск Брянского природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика Игнатенкова *.*. иск признала.

Статьями 39 и 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право ответчика признать исковые требования.

Поэтому суд принимает признание иска ответчиками, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно абз.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Таким образом, признание иска ответчиком и принятие его судом, также является основанием для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 39, 173 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать ОАО «<данные изъяты>» внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Пригородном участковом лесничестве ГУ «<данные изъяты>» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами:

-лесопатрульная пожарная машина -1ед.,

-воздуходувка -1ед.,

-ранцевые огнетушители -10 ед.,

-зажигательные аппараты - 5ед.,

-электромегафон - 1 ед.,

Обязать ОАО «<данные изъяты>» внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Пригородном участковом лесничестве ГУ «<данные изъяты>» в части проектирования приобретения недостающего до установленных Норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами:

-лесопатрульная пожарная машина -1ед.,

-воздуходувка -1ед.,

-ранцевые огнетушители -10 ед.,

-зажигательные аппараты - 4ед.,

-электромегафон - 1 ед.,

напорные пожарные рукава - 300 пог.м.,

радиостанции носимые, возимые УКВ или КВ диапазона - 2 ед.

Решение может быть
обжаловано в Брянский областной суд в кассационном порядке в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья *.*. Звонкова