Судебная практика

О включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования. Решение от 04 февраля 2011 года №. Московская область.

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Рыжовой *.*.,

при секретаре Коршуновой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О. к Администрации городского округа Электросталь Московской области, Комитету имущественных отношений городского округа Электросталь Московской области и Ф.И.О. о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,

Установил:

09.12.2010 г. истец Кочетышкина *.*. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Электросталь Московской области, Комитету имущественных отношений городского округа Электросталь Московской области и Авдюхиной *.*. о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования.

Иск мотивирован тем, что <дата> умер сын Кочетышкиной *.*. –
ФИО1.

После его смерти открылось наследство, состоящее из ? доли 3-х комнатной квартиры <номер>, общей площадью 54,9 кв.м., в том числе жилой – 38,2 кв.м., <адрес> в г. Электросталь Московской области.

Собственниками указанного жилого помещения ФИО1 и Кочетышкина *.*. стали на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 28.12.2009 г., в соответствии с которым указанная квартира была передана в общую долевую собственность, то есть по ? доли каждому. Однако в Регистрационную палату для получения свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество ФИО1 и Кочетышкина *.*. обратиться не успели в связи со смертью ФИО1. Учитывая, что ФИО1 не получал свидетельства о государственной регистрации права на приобретенную им долю в праве собственности жилого помещения, нотариус не может выдать свидетельства о праве на наследство по закону на принадлежащую наследодателю долю жилого помещения.

Кроме доли в вышеуказанной квартире в собственности наследодателя имелась ? доля квартиры <адрес> в г. Электростали. Указанная квартира является совместной собственностью супругов, так как приобретена ими в период брака, и оформлена на Авдюхину *.*.

Также совместной собственностью супругов, то есть наследодателя ФИО1 и Авдюхиной *.*., является гаражный бокс <номер> ГСК № 37, расположенный по адресу: г. Электросталь, ул. Рабочая. Собственность на указанный гаражный бокс не оформлена, однако пай за таковой выплачен полностью. Следовательно, в соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ член ГСК полностью внесший свой паевой взнос за гаражный бокс, приобретает право на указанное имущество. Членом ГСК является Авдюхина *.*.

Завещания ФИО1 не составил. Наследниками по закону 1-ой очереди после смерти наследодателя являются: мать – Кочетышкина *.*. и супруга – Авдюхина *.*.

В
установленный законом срок все наследники обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства за умершим ФИО1.

Ссылаясь на ст. ст. 1112, 1142 ГК РФ, истец Кочетышкина *.*. просила включить в состав наследственной массы к имуществу умершего <дата> ФИО1 ? долю в праве собственности жилого помещения – <адрес> в г. Электросталь Московской области; признать за Кочетышкиной *.*. право собственности на ? долю в праве собственности жилого помещения - <адрес> в г. Электросталь Московской области - в порядке наследования по закону за умершим <дата> ФИО1; признать за Кочетышкиной *.*. право собственности на ? долю в праве собственности жилого помещения – <адрес> в г. Электросталь Московской области - в порядке наследования по закону за умершим <дата> ФИО1; включить в состав наследственной массы к имуществу умершего <дата> ФИО1 ? долю в праве собственности на гаражный бокс <номер> ГСК № 37, расположенный по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Рабочая; признать за Кочетышкиной *.*. право собственности в порядке наследования по закону на ? долю в праве собственности на гаражный бокс <номер> ГСК № 37, расположенный по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Рабочая.

В предварительном судебном заседании 04.02.2011 г. судом был принят отказ истицы Кочетышкиной *.*. от части исковых требований, а именно: от требований о признании за Кочетышкиной *.*. права собственности на ? долю в праве собственности жилого помещения – <адрес> в г. Электросталь Московской области - в порядке наследования по закону за умершим <дата> ФИО1; о включении в состав наследственной массы к имуществу умершего <дата> ФИО1 ? доли в праве собственности на гаражный бокс <номер> ГСК
№ 37, расположенный по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Рабочая; о признании за Кочетышкиной *.*. права собственности в порядке наследования по закону на ? долю в праве собственности на гаражный бокс <номер> ГСК № 37, расположенный по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Рабочая. Производство по делу в указанной части требований истца прекращено.

В судебном заседании истец Кочетышкина *.*. и ее полномочный представитель Булавенко *.*., действующая на основании доверенности от 24.06.2010 г., требования истца о включении в состав наследственной массы к имуществу умершего <дата> ФИО1 ? доли в праве собственности жилого помещения – <адрес> в г. Электросталь Московской области и признании за Кочетышкиной *.*. права собственности на ? долю в праве собственности жилого помещения - <адрес> в г. Электросталь Московской области в порядке наследования по закону за умершим <дата> ФИО1 поддержали; просили указанные требования удовлетворить, поддержав приведенное в иске обоснование.

В судебном заседании ответчик Авдюхина *.*. указанные требования истицы поддержала.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Администрации городского округа Электросталь Московской области и Комитета имущественных отношений городского округа Электросталь Московской области, извещенных о времени и месте судебного заседания (что подтверждено расписками), - по их просьбам, изложенным в адресованных суду заявлениях, в которых названными ответчиками не указано на наличие возражений против иска.

Выслушав истца Кочетышкину *.*., её представителя Булавенко *.*., ответчицу Авдюхину *.*., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

28.12.2009 г. Муниципальное унитарное предприятие городского округа Электросталь Московской области «Управление муниципального заказа», действующее на основании постановления Главы городского округа Электросталь Московской области от 15 декабря 2006 года <номер>, Устава МУП “УМЗ“, заключило с гражданами
ФИО1, <дата> года рождения, и Ф.И.О., <дата> года рождения, договор передачи квартиры в собственность граждан, по которому названным гражданам в порядке приватизации передана в общую долевую собственность с размером доли каждого ? занимаемая ими трехкомнатная квартира, общей площадью 54,9 кв.м., в т.ч. жилой – 38,2 кв.м., расположенная по адресу: г. Электросталь, <адрес>.

В соответствии со ст. ст. 2, 4 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственной регистрации, т. е. юридическому акту признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.

Указанный выше договор от 28.12.2009 г. не содержит отметок о его государственной регистрации либо о государственной регистрации прав граждан (участников договора) на объект недвижимости.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 12.01.2011 г. <номер> усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на объект недвижимости по адресу: Московская область, г. Электросталь, <адрес>, не зарегистрированы.

Повторным свидетельством о смерти <номер> от 01.06.2010 г. Электростальского отдела ЗАГС ГУЗАГС Московской области подтверждено, что ФИО1, <дата> года рождения, уроженец «...», умер в г. Электростали <дата>

В силу п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 “О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя
из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Таким образом, граждане – стороны договора приватизации от 28.12.2009 г. по независящим от них причинам - вследствие смерти ФИО1 лишены возможности оформить государственную регистрацию
права собственности в соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

При таких обстоятельствах и принимая во внимание п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 “О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“, суд находит доказанным, что на момент смерти ФИО1 ему на основании договора передачи квартиры в собственность граждан принадлежала ? доля в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Московская область, г. Электросталь, <адрес>.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное. При этом в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).

В соответствии с приведенными выше нормами права ? доля в праве общей долевой собственности на <адрес> г. Электростали подлежит включению в наследственную массу к имуществу после смерти ФИО1.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а
также в иных случаях, установленных ГК РФ.

Наличие завещания ФИО1 судом не установлено. Таким образом, в данном случае имеет место наследование по закону.

В силу ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ч. 1 ст. 1142 ГК РФ).

Свидетельством о рождении ФИО1 от 11.09.1961 г. бюро ЗАГС г. Электростали подтверждено, что истица Кочетышкина *.*. является его матерью.

Свидетельством о заключении брака от 04.08.1990 г. Электростальского отдела ЗАГС подтверждено, что Авдюхина *.*. является супругой ФИО1.

Таким образом, указанными выше документами подтверждено, что истец Кочетышкина *.*. и ответчик Авдюхина *.*. являются наследниками по закону первой очереди после смерти ФИО1.

Согласно ч. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ч. 1 ст. 1153 ГК РФ). Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ч. 1 ст. 1154 ГК РФ).

Из представленной суду нотариусом Жлобо *.*. по запросу копии наследственного дела <номер> к имуществу умершего <дата> ФИО1 видно, что к нотариусу в установленный законом срок с заявлениями о принятии наследства обратились его наследники: мать Кочетышкина *.*. – 30.06.2010 г., супруга Авдюхина *.*. - 12.10.2010 г.

Таким образом, указанные лица приняли наследство за умершим <дата> ФИО1.

В силу п.
2 ст. 1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.

В соответствии с указанной нормой доли наследников ФИО1 в принадлежащей ему на момент смерти ? доле в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: г. Электросталь, <адрес>, равны и составляют по ? у каждой.

При таких обстоятельствах за Кочетышкиной *.*. следует признать право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Московская область, г. Электросталь, <адрес>, - в порядке наследования по закону после смерти сына ФИО1, умершего <дата> (из расчета: ? (доля ФИО1) : 2 (количество наследников) = ?).

Таким образом, требования истца Кочетышкиной *.*. подлежат удовлетворению.

В силу ст. ст. 130-131 ГК РФ, ст. ст. 4, 17, 28 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ право собственности истицы подлежит государственной регистрации; Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Ф.И.О. удовлетворить.

Включить в наследственную массу к имуществу умершего <дата> ФИО1 ? (одну вторую) долю в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Московская область, город Электросталь, <адрес>.

Признать за Ф.И.О. право собственности на ? (одну четвертую) долю в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Московская область, город Электросталь, <адрес>, - в порядке наследования по закону после смерти сына ФИО1, умершего <дата>.

Право собственности подлежит государственной регистрации.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней.

Судья: *.*. Рыжова.