Судебная практика

Об обязании ликвидировать свалку отходов деревообработки. Решение от 26 июля 2011 года №. Нижегородская область.

Краснобауковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Лебедкиной *.*., при секретаре Беловой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Воробьеву ФИО1 о ликвидации свалки отходов производства и потребления

Установил:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к ответчику в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о ликвидации свалки отходов производства и потребления. Просит суд Обязать индивидуального предпринимателя ВОРОБЬЕВА ФИО1 ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке размером № метров, прилегающему к производственной площадке предприятия, раположенной в <адрес>.

В судебном
заседании старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2, по доверенности на своих ранее заявленных требованиях настаивает, и просит суд их удовлетворить, с предоставлением срока до ДД.ММ.ГГГГ о выполнении ответчиком обязательств.

Ответчик ИП ВОРОБЬЕВ *.*. в судебном заседании иск признал, и просит суд предоставить срок для выполнения указанзных требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО3 привлеченный по делу в качестве третьих лиц, в судебном заседании иск поддержал.

Главный специалист по экологии, природным ресурсам и вопросам жилищно - коммунального хозяйства администрации <адрес> ФИО4 привлеченный по делу в качестве третьих лиц в судебном заседании иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора поддержал.

Представитель Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО5 исковые требования Нижегородского природоохранного прокурора поддержала.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и республике МАРИЙ ЭЛ ФИО6 привлеченный по делу в качестве третьих лиц исковые требования Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебном заседании поддержал.

Администрация Чащихинского сельсовета в лице ФИО7 исковые требования Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебном заседании поддержала.

Проверив материалы данного гражданского дела, выслушав стороны, третьих лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно статей 56-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу суд, находит исковые требования полностью обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются:

-предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

-обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным
воздействием хозяйственной деятельности.

На основании ст. ст. 29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии со 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно- исследовательских учебных и иных связанных с сельскохозяйственным произвовдством целей. Согласно ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

В соответствии с п.3.1 ст.1 ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения « оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Согласно ст.6 вышеуказанного федерального закона, собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинять вред земле как природному объекту.

На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Определение места строительства объектов
размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако, ИП ВОРОБЬЕВ *.*. разрешения на создание объекта размещения отходов в вышеуказанном месте не имеет, отходы деревопереработки не используются и не обезвреживаются, способ их хранения небезопасен для окружающей среды.

Под размещением отходов согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.

Кроме этого, вследствие несоблюдения вышеуказанных природоохранных требований, ИП ВОРОБЬЕВЫМ *.*., допускаются факты возгорания отходов, влекущих за собой выброс загрязняющих веществ атмосферный воздух, что является нарушением ст.39 Закона РФ Об охране окружающей среды, предусматривающей требования в области окружающей среды при эксплуатации зданий, строений, сооружений иных объектов, обязывающей соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов загрязняющих веществ ; п1 ст.18 Закона « Об
охране атмосферного воздуха», запрещается захоронение на территории организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, Вт Ом числе дурно пахнущих веществ, а также сжигания таких отходов без специальных уставновк, предусмотренных правилами, утвержденными специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Пунктами 2.1, 2.8., 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от 21.07.94 г. N01-15/29-2115, для эксплуатирующих объекты размещения отходов организаций предусмотрены следующие обязанности: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке; оформлять разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; размещать отходы только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения.

В суде установлено, что Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена в мае 2011 г. проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации цеха по переработке древесины, принадлежащего ИП Воробьев расположенного в <адрес>. Проведенной про Ф.И.О. сферой деятельности ИП ВОРОБЬЕВ является деятельность по деревопереработке. В ходе производственной деятельности предприятия по деревообработки образуются отходы (горбыль, опил, мелкие древесные отходы и др.).

ИП ВОРОБЬЕВ *.*. на протяжении ряда лет самовольно использует прилегающий к производственной площадке предприятия, расположенного <адрес>) земельный участок размером 100 на 80 метров, относящийся к секмлям сельскохозяйственного назначении, при размещении отходов деревопереработки под размещение отходов деревообработки, что является нарушением ст.ст. 25,26,36 Земельного
кодекса Российской Федерации.

Факт нарушения земельного законодательства подтверждается актом осмотра территории № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором <адрес>, и фототаблицей.

Однако, ИП ВОРОБЬЕВЫМ *.*. профилактические меры не проводятся, складирование отходов деревообработки осуществляется беспорядочно и бесконтрольно, что может привести к нарушению травяного покрова, гибели растительности, загрязнению земель.

Таким образом, размещение отходов в данном месте не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. ст.1 закона <адрес> «Об экологической безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ N45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.

При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.

Таким образом, незаконными действиями ИП ВОРОБЬЕВ *.*. нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды».

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования природоохранного прокурора о понуждении индивидуального предпринимателя ВОРОБЬЕВА ФИО1 о ликвидации свалки отходов деревообработки на земельном участке размером 100 на 80 метров, прилегающему к производственной площадке предприятия, расположенной в <адрес> обоснованны и законны и подлежат удовлетворению в полном объеме,
в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд предоставляет срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения требований.

Руководствуясь ст. ст. 198 ГПК РФ суд,

Решил:

Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю Воробьеву ФИО1 о ликвидации свалки отходов производства и потребления удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ВОРОБЬЕВА ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке размером № метров, прилегающему к производственной площадке предприятия, расположенной в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Краснобаковский районный суд в течение 10 дней.

Судья *.*. Лебедкина.