О признании незаконным отказа в выдаче паспорта. Решение от 17 июня 2011 года № 2-771/2011. Пермский край.
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:председательствующего судьи Толпышевой *.*.
с участием представителя заявителя Топольского *.*. – Глумовой *.*.,
представителя ОУФМС по Пермскому краю в Чернушинском районе – Кинаст *.*.
при секретаре Черенковой *.*.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению
Установил:
Топольский *.*. обратился в суд с заявлением к Отделению Управления Федеральной Миграционной службы по Пермскому краю в Чернушинском районе о признании решения органа об отказе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации незаконным.
Заявление мотивировал тем, что 26.05.2011 года он обратился в отделение УФМС по Пермскому краю в Чернушинском районе с заявлением о выдаче паспорта гражданина РФ. Однако, в выдаче паспорта ему отказано на основании п.23 приказа ФМС № 339 от 07.12.2009 года «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» - в виду отсутствия у него гражданства Российской Федерации. 29.12.1992 года он прибыл в <адрес> для постоянного проживания из <адрес>, с 18.02.1994 года зарегистрирован по адресу: <адрес>, пер. Банковский, 3-45. По прибытию в Российскую Федерацию ему предоставлено гражданство РФ. Взамен имевшегося у него паспорта, выданного в <адрес>, который утратил силу, ему ОВД Чернушинского района Пермской области был выдан новый подавал заявление о приобретении гражданства РФ. Кроме того он был поставлен на учет с 28.12.1992 года военным комиссариатом Чернушинского района Пермской области и снят с учета в связи с судимостью 01.12.2006 года. Приговором Чернушинского районного суда от 01.12.2006 года он осужден по ч.4 ст. 111 УК РФ. В материалах уголовного дела имеются сведения о том, что он является гражданином РФ, т.е. он осужден и отбывал наказание как гражданин РФ. Считает, что он является гражданином РФ, в связи с чем, отказ в выдаче ему паспорта нового образца на основании того, что у него отсутствует гражданство РФ, является незаконным. Согласно п.3 Указа Президента РФ от 13.03.1997 N 232 “Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации“, Паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорта гражданина Российской Федерации. Ранее в виду нахождения в местах лишения свободы он не мог обратиться за получением паспорта гражданина РФ.
Заявитель Топольский *.*. в суд не явился, о дате и времени судебного заседания извещен.
Представитель заявителя Топольского *.*. – Глумова *.*. в суде требования поддержала, пояснила, что её доверителю было отказано в выдаче паспорта гражданина РФ, так как, он не является гражданином РФ. С данной причиной отказа он не согласен, так как считает себя гражданином РФ, в связи с тем, что он был поставлен на воинский учет, в 2006 году был осужден, в Приговоре указано, что он гражданин РФ.
Представитель ОУФМС России по Пермскому краю в Чернушинском районе – Кинаст *.*. в суде с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что у заявителя не имеется оснований для приобретения гражданства РФ автоматически, так как им не представлено сведений подтверждающих, его постоянное проживание на территории РФ на день вступления в силу закона «О гражданстве» 1991 года, то есть на 06 февраля 1992 года, а с заявлением о приобретении гражданства РФ в упрощенном порядке Топольский *.*. не обращался. Паспорт гражданина СССР старого образца был выдан Топольскому *.*. в 1994 году взамен утраченного. Отметки о получении Топольским *.*. гражданства РФ в виде вкладыша либо текста вносимого во вновь изготавливаемые паспорта, паспорт, выданный Топольскому в 1994 году, не содержит. На сегодняшний день Топольский является лицом без гражданства.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 26 мая 2011 года Топольский *.*. обратился в отделение Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Чернушинскому районе с заявлением о выдаче ему паспорта гражданина РФ.
27 мая 2011 года Топольскому *.*. в выдаче паспорта гражданина РФ было отказано, так как он не является гражданином РФ.
Не согласившись с данным отказом, Топольский *.*. обратился в Чернушинский районный суд с заявлением о признании отказа ОУФМС России по Пермскому краю в Чернушинском районе незаконным.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828, основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 1 Положения).
Для получения паспорта гражданин представляет заявление, свидетельство о рождении, две фотографии; при необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (п. 11 Положения).
Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации“ определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
В силу пункта “а“ статьи 5 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации“ гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно статье 13 ранее действовавшего Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 “О гражданстве Российской Федерации“ гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации, а так же лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РСФСР по рождению, если родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Под территорией РСФСР в данном случае понимается территория РСФСР по состоянию на дату их рождения.
Кроме того, Законом от 28 ноября 1991 г. было установлено такое основание приобретения гражданства Российской Федерации, как приобретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18) для следующих категорий: а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РСФСР; б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РСФСР, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; в) дети бывших граждан РСФСР, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РСФСР, в течение пяти лет по достижении 18- летнего возраста; г) граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РСФСР; д) лица без гражданства, на день вступления в силу настоящего Закона постоянно проживающие на территории РСФСР или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РСФСР; е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РСФСР.
Таким образом, исходя из названных выше норм, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании ст. 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства СССР. Приобретение гражданства в порядке регистрации - требовало подачи соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которому должно быть принято Решение полномочным государственным органом. Только с момента принятия такого решения согласно ст. 42 Закона от 28 ноября 1991 г. лицо считалось приобретшим российское гражданство.
С 01 июля 2002 года введен в действие Закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской федерации» (далее - Закон от 31 мая 2002 г.)
Согласно ст. 5 Закона от 31 мая 2002 г. гражданами Российской Федерации объявлялись: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Законом.
При этом в силу ст. 10 Закона от 31 мая 2002 г. документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, признается жащий указание на гражданство лица.
Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 “Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации“ содержит перечень документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации, в который включены: исле заграничный паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка); удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя; свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа.
Из материалов дела следует, что Ф.И.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, Отделом внутренних дел Чернушинского района Пермской области ДД.ММ.ГГГГ выдан асно справке ООО «Регион», Топольский *.*., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован по адресу <адрес>, с 14.09.1993 года по настоящее время (л.д.15).
Согласно выписке из домовой книги Рябковского сельского поселения Чернушинского района Пермского края, Топольский *.*. ДД.ММ.ГГГГ г.р., прибывший из <адрес> на работу постоянно зарегистрирован проживающим в <адрес> с 29 декабря 1992 года (л.д. 16-17).
Согласно сведениям отдела Военного комиссариата Пермского края по Чернушинскому и Куединскому районам, Топольский *.*. снят с воинского учета 01.12.2006 года по судимости ( л.д.)
01.12.2006 года по Приговору Чернушинского районного суда Пермской области Топольский осужден по ч.4 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы.
Поскольку представленные сведения достоверно подтверждают постоянную регистрацию Топольского *.*. на территории РФ только с 29 декабря 1992 года, подтверждение факта его регистрации на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года отсутствует; Решение суда об установлении юридического факта проживания Топольского *.*. на территории Российской Федерации на указанную дату не выносилось, доказательств наличия оснований для признания Топольского *.*. гражданином РФ в соответствии с частью 2 ст.13 Закона от 28 ноября 1991 г. заявителем не представлено, по имеющимся учетам Федеральной миграционной службы России Топольский *.*. по вопросу приобретения российского гражданства в территориальные органы ФМС не обращался, документов, удостоверяющих наличие у Топольского *.*. гражданства, перечисленных в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, заявителем так же не представлено, отказ ОУФМС России по Пермскому краю в Чернушинском районе в выдаче паспорта гражданина РФ является законным.
Доводы заявителя и его представителя о том, что он является гражданином РФ, т.к. с декабря 1992 года по декабрь 2006 года состоял на воинском учете и нес воинскую обязанность как гражданин РФ, тот факт, что в 1994 году ему был выдан новый же, что в Приговоре суда в отношении Топольского *.*. указана его принадлежность к гражданству РФ, являются несостоятельными, так как Приговор суда не относится к основным документам, содержащим указание на гражданство лица, предусмотренным Положением, утвержденным Указом Президента РФ № 1325 от 14.11.2002 года, постановка лица на воинский учет после вступления в силу Закона о гражданстве от 28 ноября 1991 г., т.е. после 06.02.1992 года не является основанием для признания лица гражданином РФ, ех случаях являлся документом, удостоверяющим принадлежность к гражданству Российской Федерации, основанием сохранения после 1 июля 2002 г. (после вступления в силу закона № 62-ФЗ от 31 мая 2002) юридической силы документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве являлся вкладыш к паспорту гражданина СССР, свидетельству о рождении и удостоверению личности (военному билету) военнослужащего, оформленный в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. “О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации“, в паспорте гражданина СССР образца 1974 года выданном Топольскому *.*. ОВД Чернушинского района Пермской области 16 февраля 1994 года данный вкладыш отсутствует.
На основании изложенного,
Руководствуясь, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление Ф.И.О. к Отделению Управления Федеральной Миграционной службы по Пермскому краю в Чернушинском районе о признании решения органа об отказе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации незаконным, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья *.*. Толпышева