Судебная практика

Об обязании проведения работ по уборке акватории водного объекта. Решение от 10 мая 2011 года №. Санкт-Петербург.

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Леонтьевой *.*.,

с участием природоохранного прокурора Пыхтыревой *.*.,

при секретаре Барановой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к местной администрации МО пос. Металлострой об обязании проведения работ по уборке акватории водного объекта,

Установил:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к местной администрации пос. Металлострой об обязании совершить определенные действия, просит обязать ответчика в срок до 31.08.2011 г. принять меры по реализации полномочия по исполнению вопроса местного значения и провести уборку акватории водного объекта – ручья без названия, включенного
в Приложение № 1 к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 15.04.2008 г. № 52-р за № 266, идентификатор 1720 (л.д. 3-6).

Процессуальный истец в суд явился, на иске настаивал.

Представитель ответчика в суд явился, иск признал (л.д. 83).

Представитель третьего лица – Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга в суд явился, иск прокурора поддержал.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов, дела природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны водных объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Проверкой выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства в деятельности местной администрации МО пос. Металлострой.

Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

На основании ст. 2 названного федерального закона, законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно ст. 1 Водного Кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) охрана водных объектов – система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Водное законодательство на основании ст. 2 ВК РФ состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Водное законодательство
и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 ВК РФ основываются на следующих основных принципах: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны водных объектов.

На основании ст. 6 ВК РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 данного Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ст. 55 ВК РФ).

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» от 23.09.2009 № 420-79, к вопросам местного значения муниципальных образований, в том числе муниципального образования пос. Металлострой, относится уборка территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Как установлено проверкой, на территории МО пос. Металлострой находится водный объект регионального контроля – ручей б/н. Согласно Приложению № 1 «Перечень водотоков на территории Санкт-Петербурга, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей
среды и обеспечению экологической безопасности от 15.04.2008 № 52-р, данный водный объект включен в приложение за № 266, идентификатор 1720.

Данный водный объект не включен в адресные программы по уборке водных объектов органов исполнительной власти Санкт-Петербурга – Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (ответ № 01-243/11-0-1 от 28.01.2011, л.д. 15) и Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (ответ № 02-77/09-1-1 от 27.01.2011, л.д. 10).

На основании п. 1 ст. 28 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» от 23.09.2009 № 420-79, местная администрация муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.

Таким образом, усматривается, что местной администрацией МО пос. Металлострой не реализуются полномочия по исполнению вопроса местного значения – уборке водного объекта регионального контроля – ручья б/н, включенного согласно Приложению № 1 к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 15.04.2008 № 52-р за № 266, идентификатор 1720 на территории МО пос. Металлострой.

Выявленные нарушения носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Согласно ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается Решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Последствия признания иска, ст.ст. 39, 173
ГПК РФ ответчику разъяснены (л.д. 46). Суд считает возможным принять признание ответчиком иска, так как это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению независимо от признания иска ответчиком.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит Решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить Решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший Решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 39, 173, 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать местную администрацию муниципального образования пос. Металлострой в срок до 31.08.2011 принять меры к реализации полномочия по исполнению вопроса местного значения и провести уборку водного объекта – ручья без названия, включенного в Приложение № 1 к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 15.04.2008 г. № 52-р за № 266, идентификатор 1720 на территории МО пос. Металлострой.

Решение может быть обжаловано в Городской суд Санкт-Петербурга в
течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья Леонтьева *.*.