Судебная практика

Об оспаривании решения Управления муниципального имущества градостроительства и архитектуры администрации. Решение от 27 мая 2011 года № 2-2930/11. Приморский край.

27 мая 2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего судьи: Соловьевой *.*.

при секретаре: Долиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Вольского <данные изъяты> об оспаривании решения Управления муниципального имущества градостроительства и архитектуры администрации <адрес>,

Установил:

Вольский *.*. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, указав, что он направил в Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> пакет документов и письменное обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>2 на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации жилого дома.

Письмом № сп от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в утверждении и выдаче
схемы расположения земельного участка, со ссылкой на то, что на испрашиваемом земельном участке, расположены пристройки, обозначенные как «КН» правоустанавливающие документы на которые не предоставлены. Дополнительно сообщено, что представленный кадастровый план территории от ДД.ММ.ГГГГ № не отражает в полном объеме сведения о земельном участке и смежных с ним земельных участков. Также в схеме расположения земельного участка не отражены информация о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретном районе военного объекта и водоохраной зоне водного объекта (моря). Считает Решение об отказе в утверждении и выдаче схемы незаконным, поскольку законом не предусмотрен отказ в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по данным основаниям, данный земельный участок фактически используется им много лет. Считает, что Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> не является органом осуществляющим распоряжение земельными участками. Просил признать незаконным отказ Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № сп в утверждении схемы земельного участка находящегося в районе <адрес>2 в <адрес>; обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> утвердить и выдать схему расположения границ земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории находящегося в районе <адрес>2 в <адрес> по его обращению в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда. Взыскать с Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представители заявителя по доверенности Вольская *.*. и Самборская *.*. поддержали заявленные требования в полном объеме и пояснили, что на земельном участке имеются самовольные постройки, принадлежащие заявителю. Данные строения они намерены узаконить после оформления права собственности на землю.

Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации
<адрес> по доверенности ФИО5 не согласилась с заявленными требованиями и суду пояснила, что на испрашиваемом земельном участке расположены самовольно возведенные пристройки, правоустанавливающие документы на которые не предъявлены. Действующим законодательством не предусмотрено утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, при отсутствии правоустанавливающих документов на объект недвижимости. Представленный заявителем кадастровый план территории от ДД.ММ.ГГГГ № не отражает в полном объеме сведения о земельном участке и смежных с ним земельных участках. Сведения кадастрового плана территории приходятся на 2008 год, а обращение Вольского *.*. имело место в 2010 году. Просила отказать в заявленных требованиях.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, считает, что заявление Вольского *.*. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ч.1 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственно власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.

ДД.ММ.ГГГГ Вольский *.*. обратился в УГА администрации <адрес> с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>2 (<адрес>), площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ письмом № сп Управлением градостроительства и архитектуры администрации <адрес> Вольскому *.*. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: в районе <адрес>2 (<адрес>) в <адрес> было отказано.

Основанием отказа явилось расположение на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенных пристроек, обозначенных как «КН», правоустанавливающие документы на которые не предоставлены. РазРешение на строительство и разРешение на
ввод не представлено-данные пристройки являются самовольно возведенными. Дополнительно сообщено, что представленный кадастровый план территории от ДД.ММ.ГГГГ № не отражает в полном объеме сведения о земельном участке и смежных с ним земельных участков. Также в схеме расположения земельного участка не отражены информация о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретном районе военного объекта и водоохраной зоне водного объекта (моря).

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

На основании статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В силу ст. 36 п. 7 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо
обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Наличие самовольно возведенных построек не является основанием для отказа в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте является промежуточным техническим документом и законодатель не наделяет орган местного самоуправления, на которого возложены функции по утверждению схемы расположения земельного участка, принимать Решение о распоряжении земельным участком.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, ст. <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>», Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия по распоряжению земельными участками в <адрес>, являющимися собственностью <адрес>, переданы Департаменту земельных ресурсов и землеустройства <адрес>, в связи с чем, рассмотрение вопроса о возможности предоставления Вольскому *.*. испрашиваемого земельного участка не относится к компетенции УГА администрации <адрес>.

В силу п. 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Указанная норма содержит исключительные случаи отказа в предоставлении в собственность земельного участка.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено заявителем, а также не оспаривалось представителем Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, на испрашиваемом земельном участке находятся самовольно возведенные постройки, принадлежащие заявителю, которые он намерен узаконить после оформления
права собственности на землю.

Таким образом, нахождение на земельном участке самовольно возведенных построек не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <адрес>2 (<адрес>).

Вместе с тем, установлено, что заявителем Вольским *.*. для утверждения и выдачи схемы расположения земельных участков в Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> были предоставлены все необходимые документы.

Указание в решении УГА администрации <адрес> о том, что кадастровый план территории от ДД.ММ.ГГГГ не отражает в полном объеме сведения о земельном участке и смежных с ним земельных участках не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку законом не предусмотрен отказ в утверждении схемы на этом основании. Кроме того, предоставленный заявителем кадастровый план территории изготовлен полномочным на то лицом – Управлением Роснедвижимости по <адрес>. Действующим законодательством не предусмотрен порядок изготовления кадастрового плана и периодов его изготовления перед предоставлением, поэтому утверждения на неполное отражение в плане сведений о земельном участке и смежных с ним участках является ошибочным.

Суд не может признать обоснованными основания отказа в утверждении схемы как не отражение в схеме информации о нахождении земельного участка в запретном районе военного объекта и водоохраной зоне водного объекта (моря), поскольку заявителем в УГА <адрес> была предоставлена изготовленная схема расположения испрашиваемого земельного участка. Как следует из предоставленных Управлением документов, информация о нахождении земельного участка в запретном районе военного объекта и водоохраной зоне водного объекта (моря) на топографической съемке отражена специалистами УГА <адрес> при рассмотрении обращения. Следовательно, обязанность отразить указанную информацию в схеме должны специалисты УГА при её
утверждении.

По мнению суда, оспариваемым Решением Управлением градостроительства и архитектуры администрации <адрес> нарушаются права и законные интересы заявителя, поскольку препятствуют заявителю в оформлении земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает Решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления… устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Однако, суд не может обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка, поскольку не вправе вмешиваться в деятельность местного самоуправления.

Таким образом, нарушение прав Вольского *.*. должно быть устранено путем возложения на Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> обязанности рассмотреть обращение заявителя об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки понесенные Вольским *.*. по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей при подаче заявления в суд, подлежат взысканию с Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> в его пользу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Вольского <данные изъяты> об оспаривании отказа от ДД.ММ.ГГГГ письмом № сп Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> – удовлетворить в части.

Признать незаконным Решение Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № сп об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в районе <адрес>2 (<адрес>) в <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> рассмотреть заявление Вольского <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы земельного участка находящегося в районе <адрес>2
(<адрес>) в <адрес> поступившего в Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> в пользу Вольского <данные изъяты> уплаченную им государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья: *.*. Соловьева