Судебная практика

Решение от 08 августа 2011 года № А76-5514/2011. По делу А76-5514/2011. Челябинская область.

Решение

г. Челябинск

«08» августа 2011 г. Дело № А76-5514/2011

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2011г.

Полный текст решения изготовлен 08 августа 2011г.

Судья арбитражного суда Челябинской области Костылев *.*.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой *.*.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации г.Трехгорного Челябинской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, г.Челябинск

о признании частично недействительным решения от 14.03.2011г. по делу № 54-07/10, предписания от 14.03.2011г. № 2257/10 по делу №54-07/10 в полном объеме

При участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «Комбинат благоустройства», ООО «Гелиос», МУ «Служба заказчика».

при участии в заседании:

от заявителя: Полончикова *.*. – по доверенности от 15.02.2010г, паспорт

от
ответчика: Казанцевой *.*. – по доверенности от 01.06.2011г., удостоверение

Установил:

Администрация г. Трехгорного Челябинской области (далее – Заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (т.1 л.д.2-10) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – УФАС по Челябинской области, ответчик) о признании недействительными пунктов 4-7 решения от 14.03.2011г. по делу № 54-07/10, о признании недействительным предписания от 14.03.2011г. № 2257/10 по делу №54-07/10 в полном объеме.

УФАС по Челябинской области с требованиями заявителя не согласна, считает, что оспариваемые Решение и предписание приняты в соответствии с действующим законодательством, просит отказать в удовлетворении требований, свои доводы изложило в отзыве (т.1 л.д.118-120).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены – ОАО «Комбинат благоустройства», ООО «Гелиос», МУ «Служба заказчика».

ОАО «Комбинат благоустройства» в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, представило письменное мнение (т.2 л.д. 16), полагает, что требования Заявителя подлежат удовлетворению.

ООО «Гелиос», МУ «Служба заказчика» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, письменного мнения не представили.

Дело рассматривается по правилам, предусмотренным ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что при неявке в судебное заседание истца или ответчика, а также иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав представленные документы, заслушав представителей сторон, арбитражным судом установлено следующее:

Челябинским УФАС был проведен анализ муниципальных правовых актов г. Трехгорного, регулирующих порядок организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в результате которого были выявлены признаки нарушения
антимонопольного законодательства.

Ответчиком было вынесено оспариваемое Решение, пунктами 4, 5, 6, 7 (оспариваемые пункты) которого указано следующее:

Пункт 4. Признать нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации по наделению специализированной службы по вопросам похоронного дела – хозяйствующего субъекта МУ «Служба заказчика» функциями органа местного самоуправления, что предусмотрено следующими пунктами Правил деятельности кладбищ № 916:

пункт 23 (в части установления положения о том, что общественные кладбища на территории г. Трехгорного находятся в ведении МУ «Служба заказчика» на праве оперативного управления);

подпункт 3 пункта 24 (в части наделения МУ «Служба заказчика» полномочиями по осуществлению отвода мест для захоронения и предоставлению мест для захоронения);

подпункты 4, 6 и 14 пункта 24;

подпункт 2 пункта 25 (в части наделения МУ «Служба заказчика» полномочиями по обеспечению формирования и сохранности архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на погребение);

пункт 40 (в части установления условия о необходимости уведомления МУ «Служба заказчика» для установки надгробий (надмогильных сооружений);

подпункты 3 и 6 пункта 53 (в части установления необходимости согласования с МУ «Служба заказчика» посадки деревьев, а также проезда на территорию общественных кладбищ в случаях установки (замены) надгробий (надмогильных сооружений)).

Пункт 5. Признать действия Администрации по установлению в пункте 2 постановления от 30.03.2010 г. № 311 положения о том, что функции специализированной службы по вопросам похоронного дела в г. Трехгорном осуществляет ОАО «Комбинат благоустройства», что создает данному хозяйствующему субъекту необоснованные преимущества и ведет к ограничению конкуренции в сфере оказания услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению на территории г. Трехгорного, нарушением части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в т.ч. пункта
2 части 1 указанной статьи.

Пункт 6. Признать действия Администрации по установлению в пункте 11 Порядка ритуальных услуг № 692 способа определения специализированной службы по вопросам похоронного дела посредством возложения обязанности выполнения функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на хозяйствующего субъекта Постановлением Администрации, которые могут привести к ограничению конкуренции в сфере оказания услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению на территории г. Трехгорного, в т.ч. посредством создания необоснованного преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, нарушением части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в т.ч. пункта 2 части 1 указанной статьи.

Пункт 7. Признать действия Администрации по наделению хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по ведению общественными кладбищами и недвижимым имуществом, расположенным на данных участках и необходимым для осуществления полномочий органа местного самоуправления, путем вынесения постановлений Администрации от 27.10.2010 г. № 1190, от 05.09.2002 № 884 и от 27.10.2010 г. № 1191 и подписания акта приема-передачи от 19.11.2010 № 32, нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Пункты 4 и 7 оспариваемого решения.

Администрацией г. Трехгорного принято Постановление от 18.08.2010 г. № 916 «Об утверждении Правил содержания мест погребения и деятельности общественных кладбищ на территории Трехгорного городского округа» (т.1 л.д. 27-28).

Антимонопольной службой сделан вывод о том, что названные Правила частично не соответствуют требованиям ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части запрета наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, а именно:

пункт 23 Правил предусматривающий, что общественные кладбища на территории г. Трехгорного находятся в ведении МУ «Служба заказчика» на праве оперативного управления;

подпункт 3 пункта 24 Правил наделяющий МУ «Служба
заказчика» компетенцией по осуществлению отвода мест для захоронения и предоставлению мест для захоронения;

подпункт 4 пункта 24 Правил наделяющий МУ «Служба заказчика» компетенцией по осуществлению контроля за соблюдением правил подготовки могил, порядка захоронений;

подпункт 6 пункта 24 Правил наделяющий МУ «Служба заказчика» компетенцией по регистрации захоронений умерших в книге регистрации (учета) захоронений, ведении книги регистрации установки надгробий, выдача удостоверений о захоронении;

подпункт 3 пункта 24 Правил наделяющий МУ «Служба заказчика» компетенцией по контролю за наличием санитарно-эпидемиологического заключения на предметы и вещества, используемые при погребении умершего;

подпункт 2 пункта 25 наделяющий МУ «Служба заказчика» полномочиями по обеспечению формирования и сохранности архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на погребение;

пункт 40 в части установления условия о необходимости уведомления МУ «Служба заказчика» для установки надгробий (надмогильных сооружений);

подпункты 3 и 6 пункта 53 в части установления необходимости согласования с МУ «Служба заказчика» посадки деревьев, а также проезда на территорию общественных кладбищ в случаях установки (замены) надгробий (надмогильных сооружений).

Постановлением Администрации г. Трехгорного от 27.10.2010 г. № 1190 (т.1 л.д. 55) на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Трехгорного возложена обязанность закрепить на праве оперативного управления за МУ «Служба заказчика» муниципальное недвижимое имущество, находящееся на территории кладбищ.

В соответствии с постановлениями Администрации г. Трехгорного от 05.09.2002 № 884 и от 27.10.2010 г. № 1191 (т.1 л.д. 57, 58) МУ «Служба заказчика» в постоянное бессрочное пользование переданы земельные участки на которых расположены общественные кладбища г. Трехгорного.

Акта приема-передачи от 19.11.2010 № 32 вышеуказанные земельные участки переданы МУ «Служба заказчика».

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные
кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно пункту 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что Решение вопросов местного значения осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.

В части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержится запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Часть 1 названной статьи запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Суд считает, что вышеперечисленные функции и компетенция, возложенные Правилами на МУ «Служба заказчика» входят в состав понятия «организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения», в связи с чем данный вывод антимонопольной службы является правомерным.

Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что МУ «Служба заказчика» осуществляется деятельность, приносящая
ему доход. В частности, за 2010 г. МУ «Служба заказчика» получен доход от приносящей доход деятельности в размере 9288700 руб. (т.1 л.д.123).

Как указано в ст. 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

По смыслу приведенной нормы некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доход деятельность, признается хозяйствующим субъектом независимо от того, на какие цели направляются полученные денежные средства.

Как следствие, в рассматриваемой ситуации МУ «Служба заказчика» соответствует критериям хозяйствующего субъекта, установленным Законом о защите конкуренции.

Данный вывод соответствует правовой позиции Федерального арбитражного суда Уральского округа, изложенной в постановлении от 20.04.2010 г. № Ф09-2537/10-С1.

Таким образом, Заявителем нарушен запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, установленный ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что требования Заявителя о признании недействительным пунктов 4 и 7 оспариваемого решения Челябинского УФАС удовлетворению не подлежат.

Ответчиком вынесено предписание от 28.12.2010 г. (т.1 л.д. 24-26).

В целях устранения нарушений, указанных в пунктах 4 и 7 оспариваемого решения антимонопольной службы, пунктом 1 предписания на заявителя возложена обязанность прекратить нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта МУ «Служба заказчика» функциями органов местного самоуправления, путем утверждения Постановлением от 18.08.2010 г. № 916 вышеуказанных Правил, содержание пунктов 23, 24, 25, 40, 53 которого в части не соответствует требованиям законодательства.

Поскольку требования Заявителя в части признания недействительными пунктов 4 и 7 оспариваемого решения удовлетворению не подлежат, требование в части признания недействительным п. 1 Предписания также удовлетворению не подлежит.

Пункты 5 и
6 оспариваемого решения.

Пунктом 2 постановления Администрации г. Трехгорного от 30.03.2010 г. № 311 установлено, что функции специализированной службы по вопросам похоронного дела в г. Трехгорном осуществляет ОАО «Комбинат благоустройства» (т.1 л.д. 52).

Ответчиком сделан вывод о том, что названное Постановление создает данному хозяйствующему субъекту необоснованные преимущества и ведет к ограничению конкуренции в сфере оказания услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению на территории г. Трехгорного, нарушением части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в т.ч. пункта 2 части 1 указанной статьи.

По мнению ответчика, изложенному в оспариваемом решении, выбор специализированной службы по вопросам похоронного дела должен осуществляться на конкурсной основе либо функции специализированной службы должны возлагаться на некоммерческую организацию.

В соответствии со ст. 25 Закона N 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу п. 1, п. 2 ст. 29 названного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

В силу п. 4 ст. 51 Закона об организации местного самоуправления органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного
значения.

Как указывает Заявитель и ОАО «Комбинат благоусторойства», и не оспаривается Ответчиком, ОАО «Комбинат благоусторойства» создан путем приватизации МУП «Комбинат благоустройства», 100% акций принадлежит муниципальному образований Трехгорный городской округ.

В соответствии со ст. 9 Закона N 8-ФЗ на специализированную службу возложены обязанности по оказанию услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению, предусмотренный статьей 9 Закона N 8-ФЗ.

Закрепление органом местного самоуправления права на оказание ритуальных услуг и захоронение за специализированными службами по вопросам похоронного дела, согласуется с требованиями п. 2 ст. 9 и п. 2 ст. 25 Закона N 8-ФЗ, не ограничивает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг и не ущемляет интересов хозяйствующих субъектов.

Таким образом, Заявитель установив, что функции специализированной службы по вопросам похоронного дела осуществляет ОАО «Комбинат благоустройства», действовал в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 25 Закона о погребении и похоронном деле.

Пунктом 11 Порядка ритуальных услуг, утвержденных Постановлением Администрации г. Трехгорного от 24.06.2010 г. № 692 (т.1 л.д. 45-51) установлено, что на территории Трехгорного городского округа обязанности выполнения функций специализированной службы по вопросам похоронного дела возлагается на хозяйствующий субъект Постановлением администрации г. Трехгорного.

Названное полномочие органа местного самоуправления соответствует компетенции органов местного самоуправления, предусмотренной ст.ст. 9, 25 Закона о погребении и похоронном деле.

Таким образом, пункты 4 и 5 оспариваемого решения антимонопольного органа приняты в отсутствие на то правовых оснований, в связи с чем требования Заявителя в данной части подлежат удовлетворению.

Пунктом 5 и 6 оспариваемого решения корреспондируют пункты 2 и 3 Предписания, в связи с чем п.п. 2 и 3 Предписания подлежат признанию недействительными.

Руководствуясь ст. ст. 167, 168, п. 2 ст. 176, 201
АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительными пункты 5, 6 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14.03.2011 г. по делу № 54-07/10 (регистрационный номер 2256/07 от 14.03.2011 г.).

Признать недействительными пункты 2, 3 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14.03.2011 г. по делу № 54-07/10 (регистрационный номер 2256/07 от 14.03.2011 г.).

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.

Судья *.*. Костылев