Судебная практика

Постановление от 30 декабря 2008 года № А40-1904/2008. По делу А40-1904/2008. Московская область.

Постановление

№КГ-А40/9215-08

г. Москва

30 декабря 2008года

Дело №А40-1904/08-55-21

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2008года

Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2008года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Бусаровой *.*.

судей Денисовой *.*., Мойсеевой *.*.

при участии в заседании:

от истца Дубровского *.*. - доверенность от 23.04.2008года

от ответчика Баркова *.*. - доверенность от 25.12.2008года

рассмотрев 26 декабря 2008года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - ЗАО «РОДОС-Южное»

на Решение от 14 апреля 2008года

Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Ахмадовой *.*.,

на Постановление от 7 июля 2008года № 09АП-6453/2008-ГК

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Чепик *.*., Дегтяревой *.*., Баниным *.*.

по делу № А40-1904/08-55-21

по иску Московского МТУ Ростехнадзора

к ЗАО «РОДОС-Южное»

о взыскании 7.751.315 руб. 32 коп.

Установил:

Московское МТУ
Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ЗАО «РОДОС-Южное» о взыскании 7.751.315 руб. 32 коп., составляющих плату за негативное воздействие на окружающую среду, образовавшуюся у ответчика за период с 2004 года по 2006 год.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2008года, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2008года, исковые требования удовлетворены.

При вынесении судебных актов, суды обеих инстанций исходили из того, что ответчик в результате своей хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в силу ст. 16 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» обязан осуществлять экологические платежи.

Не согласившись с принятыми судебными актами, полагая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, Решение и Постановление приняты с нарушением норм материального права, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование кассационной жалобы заявитель сослался на то, что ответчик не является собственником размещаемых отходов, а осуществляет только их уборку с улиц на основании договора с ГУП ДЕЗ по ЭКРЖФДиБ ЮАО г. Москвы. По мнению заявителя жалобы, поскольку размещение ответчиком отходов, собственником которых является ГУП ДЕЗ по ЭКРЖФДиБ ЮАО г. Москвы, и в соответствии со ст. 980 Гражданского кодекса Российской Федерации носит характер действий в чужом интересе без поручения, у последнего возникает обязанность по внесению платы за негативное
воздействие на окружающую среду.

В суде кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель истца против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты в силе.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец, действующий на основании Положения от 26 мая 2006года № 488, Постановления Правительства от 30 июля 2004года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислению, учету, взысканию и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет.

Судом установлено также, что ответчик является подрядной организацией, привлеченной для оказания услуг по механизированной уборке улиц и проездов, и размещающей образовавшиеся отходы производства и потребления на специализированных полигонах. Отходы размещались ЗАО «РОДОС-Южное» на полигоне «Саларьево».

Федеральным законом от 10 января 2002года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная или иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среды.

В связи с не перечислением ответчиком в добровольном порядке платы за фактическое загрязнение природной среды, а именно: за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников, за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижных источников, а также за размещение отходов, Московское МТУ Ростехнадзора обратилось за ее взысканием в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 3, 16 Федерального закона от
10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 и Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ЗАО «РОДОС-Южное» обязанности по осуществлению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2004года по 2006год в размере 7.751.315 руб. 32 коп.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Московского округа не нашел оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов, применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую
природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации Постановлением от 28.08.1992 N 632 утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), а Постановлением от 12.06.2003года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» - нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов.

Судами установлено, что ответчик, помимо вывоза мусора, осуществлял временное хранение отходов с последующим использованием в ГУП «Промотходы».

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, в соответствии с пунктом 2 которого данные нормативы применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению N 2.

Всесторонне, полно, объективно рассмотрев представленные документы и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, суды обеих инстанций Установили, что расчет платы за загрязнение окружающей природной среды за период с 2004года по 2006год составлен истцом в соответствии с нормативами и с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы) по территориям экономических районов.

Выводы судов являются правильными и соответствуют имеющимся в деле документам и действующему законодательству.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст.
ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2008года и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008года по делу № А40-1904/08-55-21 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО «РОДОС-Южное» - без удовлетворения.

Председательствующий *.*. Бусарова

Судьи *.*. Денисова

А.Мойсеева