Судебная практика

По иску о понуждении к совершению действий.. Решение от 01 июня 2011 года №. Кемеровская область.

Мысковский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Булычевой *.*.,

с участием помощника прокурора города Мыски Сычевой *.*.,

предстателя третьего лица – Комитета по образованию Администрации Мысковского городского округа Ермоловой *.*., действующей на основании доверенности,

при секретаре Кирсановой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мысковского городского суда гражданское дело по иску прокурора города Мыски в интересах ФИО1 к Администрации Мысковского городского округа о понуждении к совершению действий,

Установил:

Прокурор города Мыски обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО1 с требованием обязать Администрацию Мысковского городского округа совершить действия по включению несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередной список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.

Заявленные требования мотивированы
тем, что прокуратурой города, при проведении проверки соблюдения органами опеки и попечительства социальных прав детей-сирот, выявлены нарушения жилищных прав несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением Администрации города Мыски № от 13.10.2009 г. несовершеннолетняя ФИО1 определена как ребенок, оставшийся без попечения родителей и передана на воспитание в приемную семью ФИО2 Несовершеннолетняя проживает и зарегистрирована по месту жительства приемной семьи, однако ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения до настоящего времени не включена. Орган опеки и попечительства Комитета по образованию Администрации Мысковского городского округа в нарушение возложенных на него функций по защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не принял мер по защите социальных прав несовершеннолетней.

Поскольку ФИО1 является ребенком, оставшимся без попечения родителей, т.е. обладает статусом социально незащищенной категории детей, не обладает юридической осведомленностью, не может самостоятельно защищать свои права, прокурор города Мыски был вынужден обратиться в суд с вышеизложенными требованиями.

В судебном заседании помощник прокурора г. Мыски Сычева *.*. полностью поддержала требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.

Третье лицо по делу ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства извещена надлежаще, в том числе путем размещения информации на сайте суда.

Представитель ответчика Администрации Мысковского городского округа в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление, с которым обратился в суд, указал, что поскольку ФИО1 передана на воспитание в семью ФИО2, она, как приемный родитель несовершеннолетней, при содействии органа опеки и попечительства, должна была обратиться в Администрацию Мысковского городского округа с документами, необходимыми
для включения ребенка в список лиц, нуждающихся в жилом помещении. Администрация Мысковского городского округа согласна с требованиями прокурора г. Мыски в той части, что в случае наличия у ребенка оснований для включения его во внеочередной список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, должна осуществляться постановка на учет, но только при наличии обращения в Администрацию городского округа приемного родителя несовершеннолетней с необходимыми на то документами.

Представитель третьего лица - Комитета по образованию Администрации города Мыски Ермолова *.*. пояснила суду, что возражений против заявленных требований не имеет.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд Установил следующие юридически значимые обстоятельства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Статья 10 Федерального закона №159-РФ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Установила, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей, так как родители ребенка ФИО3 и ФИО4 лишены в отношении своей дочери родительских прав на основании решения Мысковского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

В силу требований ст. 6
Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г. каждому гарантируется право на справедливое судебное разбирательство.

В соответствии со ст. 13 Конвенции каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

Механизмом обеспечения прав несовершеннолетних на квалифицированную юридическую помощь, свободного доступа к правосудию, является обращение прокурора в суд в защиту их прав, свобод и интересов в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Статьей 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Специальный государственный механизм защиты прав и свобод граждан включает защиту с помощью прокуратуры. Одной из целей деятельности прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Суд полагает, что уважительность причины того, что прокурор обратился в суд с заявлением в интересах ФИО1 обусловлена тем, что она является ребенком, оставшимся без попечения родителей, т.е. обладает статусом социально незащищенной категории детей, не достигла возраста 14 лет, не обладает юридической осведомленностью, поэтому не может самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъекта РФ по осуществлению гарантий прав ребенка регулируются положениями ст. 5 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Полномочиями по обеспечению жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления (ст. 2 Закона Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправлении отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 121 СК РФ).

В деле имеется договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Органом опеки и попечительства в лице председателя Комитета по образованию Администрации г. Мыски ФИО5 и ФИО2, из которого следует, что несовершеннолетняя ФИО1 передана на воспитание в приемную семью ФИО2, проживающей по адресу: <адрес> (л.д. 4)

Согласно данным адресной справки ФИО1 значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, то есть по месту жительства приемного родителя, на воспитание которому передана на основании указанного выше договора. Указанное жилое помещение передано ФИО2 на основании договора пожизненного содержания с иждивением (л.д. 9).

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 07.10.2010 г., в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества (л.д. 12).

Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами дела, что никакое жилое помещение за
ФИО1 фактически не закреплено, в настоящее время в собственности она жилых помещений не имеет.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите.

На основании ст. 8 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно Закону Кемеровской области от 16.05.2006 г. №67 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закону Кемеровской области от 14.11.2005 г. №124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании
их пребывания в образовательных учреждениях жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма на основании решения органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Указанные нормы являются специальными, определяющими основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанным нормам разРешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

В соответствии с Постановлением Совета народных депутатов г. Мыски от 18.08.2005г: №68 «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социальной найма» учетная норма площади
жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 12,5 кв. на 1 члена семьи гражданина-заявителя.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 13 кв. м на 1 члена семьи, состоящей из 2-х (двух) и более человек, и на одиноко проживающего гражданина - 33 кв. м.

Жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии со ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N67-03 (ред. от 30.06.2007) “О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ предоставляются, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В силу п. 1 ст. 2 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимо представить:

заявление лица, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия;

ходатайство … приемного родителя, если лицо, указанное в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним;

паспорт гражданина Российской Федерации или документы, заменяющие паспорт гражданина Российской Федерации, к которым в соответствии с настоящим Законом относятся;

свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах лица, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, либо о переходе этих прав на объекты недвижимого имущества;

справку из соответствующего учреждения о пребывании лица в этом учреждении;

копии документов, подтверждающих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Решение органа опеки
и попечительства о направлении ребенка в учреждение на полное государственное обеспечение, о передаче его под опеку (попечительство), в приемную семью;

справку о фактическом месте проживания на момент представления документов;

медицинскую справку установленного образца о состоянии здоровья и праве на дополнительную жилую площадь при наличии соответствующих медицинских показаний.

Указанные документы должны быть представлены в соответствующие органы местного самоуправления не позднее, чем за год до окончания пребывания лица в соответствующих учреждениях, приемной семье, детских домах семейного типа, окончания срока установления опеки (попечительства) либо достижения им совершеннолетия (п. 3 ст. 2 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67).

Учитывая указанные нормы закона, суд находит доводы представителя Администрации Мысковского городского округа о несоблюдении установленной законом процедуры постановки на учет как несостоятельные, носящие только формальный характер.

Таким образом, судом установлено, что несовершеннолетняя ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения до настоящего времени не включена. Указанное обстоятельство в дальнейшем будет препятствовать обеспечению ребенка жилым помещением по достижении совершеннолетнего возраста.

Обязанность по обеспечению жилым помещением, а следовательно обязанность по включению ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в силу норм Семейного кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N67-03 (ред. от 30.06.2007) “О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, должна быть возложена на Администрацию Мысковского городского округа.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает исковые требования обоснованными и
подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора города Мыски в интересах в интересах ФИО1 к Администрации Мысковского городского округа о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Администрацию Мысковского городского округа поставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, включив ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного предоставления жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения через Мысковский городской суд.

Судья *.*. Булычева

Решение вступило в законную силу 14.06.2011г.