Об установлении дорожных знаков. Решение от 29 июля 2011 года №. Республика Саха.
Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Поповой *.*., с участием и.о. прокурора Чурапчинского района Афанасьева *.*., представителя администрации МО «Сыланский наслег» Чурапчинского района по доверенности Монастырева *.*., при секретаре Поповой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Чурапча 22 марта 2010 года гражданское дело по заявлениюзаместителя прокурора Чурапчинского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Муниципального образования «Сыланский наслег» Чурапчинского района,
Установил:
Заместитель прокурора Чурапчинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации МО «Сыланский наслег» Чурапчинского района, мотивируя тем, что при проверке исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в границах данного муниципального образования, проведенной с привлечением сотрудников ОГИБДД ОВД по Чурапчинскому району было установлено, что администрацией МО «Сыланский наслег» Чурапчинского района в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 не установлены дорожные знаки на автомобильных дорогах, находящихся в границах муниципального поселения. В результате бездействия администрации МО «Сыланский наслег» Чурапчинского района создается угроза жизни и здоровью граждан, проживающих и пользующихся автомобильными дорогами в границах муниципального образования, тем самым нарушаются их права на безопасные условия движения по дорогам поселения, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, а также на получение от органа местного самоуправления достоверной информации о безопасных условиях дорожного движения.
И.о. прокурора Афанасьев *.*. в суде заявление поддержал в полном объеме.
Представитель администрации МО «Сыланский наслег» Чурапчинского района по доверенности Монастырев *.*. суде с заявлением заместителя прокурора согласился.
Заслушав доводы и.о. прокурора Афанасьева *.*., представителя администрации МО «Сыланский наслег» Монастырева *.*., изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно п.13 данного Постановления, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая - либо обязанность.
В силу п.5 ч.1 ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселений.
Согласно ч.4 ст.6 ФЗ РФ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах, устанавливаются ГОСТ Р 52289-2004, утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № 120-ст.
Согласно п. 5.3.4 указанного ГОСТа, знаки 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой», 2.3.2-2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» устанавливают вне населенных пунктов перед всеми перекрестками на дорогах, обозначенных знаком 2.1. Знаки не устанавливают перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление. Знаки 2.3.4-2.3.7 должны быть установлены, если угол между осями главной и второстепенной дорог составляет менее 60°.
Согласно п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
В соответствии с п.5.6.24 данного ГОСТа, знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.
Однако, как установлено судом и подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным 12 февраля 2010 года ИДПС ОГИБДД ОВД по Чурапчинскому району Скрябиным *.*., а также приложенной к ней схемы, объяснениями и.о. главы администрации МО «Сыланский наслег» Аммосовой *.*., в селе Усун - Кюель в нарушение п.5.3.4 ГОСТ Р 52289-2004 на перекрестке улицы Дьячковского возле магазина «Чолбон» отсутствует знак 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой», на улице Набережная возле пожарной части отсутствуют знаки 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», в нарушение п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 возле здания дома культуры отсутствуют предупреждающие знаки 5.19.1 справа и 5.19.2 слева «Пешеходный переход», в нарушение п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 улице Макарова возле здания школы установлен знак 1.23 «Дети» с нарушением предъявляемых требований.
В силу п.5 ст.5 Устава МО «Сыланский наслег» Чурапчинского района к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливаются ГОСТ Р 50597-93. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды
Согласно п. 4.1.1. ГОСТ Р 50597-93, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности являются основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ч.3 ст.24 указанного Закона, участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;
Таким образом, бездействие администрации МО «Сыланский наслег» Чурапчинского района в виде неисполнения полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих и пользующихся автомобильными дорогами в границах муниципального поселения, тем самым нарушаются их права на безопасные условия движения по дорогам поселения, свободно и беспрепятственного передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, а также на получение от органа местного самоуправления достоверной информации о безопасных условиях дорожного движения.
Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое Решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При таких обстоятельствах суд находит заявление заместителя прокурора Чурапчинского района подлежащим удовлетворению
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление заместителя прокурора Чурапчинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Сыланский наслег» Чурапчинского района по не установлению дорожных знаков на автомобильных дорогах, находящихся в границах муниципального поселения.
Обязать администрацию муниципального образования «Сыланский наслег» Чурапчинского района в срок до 01 июля 2010 года установить на автомобильных дорогах, находящихся границах муниципального поселения дорожные знаки, изготовленные по ГОСТ 10807 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней через районный суд.
Судья: п/п *.*. Попова