Судебная практика

По иску администрации МО г. Краснодар о снятии земельного участка с кадастрового учета. Решение от 27 июля 2011 года №. Краснодарский край.

ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи: Прокуда *.*.

при секретаре: Дубиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования г. Краснодар к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета

Установил:

Администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с иском к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю о снятии земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастрового учета, обязав ответчика в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации муниципального образования город Краснодар путем снятия указанного земельного участка с государственного кадастрового учета.

В обоснование
требований ссылается на то, что администрация муниципального образования город Краснодар в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар обратилась в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с <данные изъяты>, расположенными по адресу: <адрес>. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № департаменту архитектуры и градостроительства <адрес> было отказано в снятии указанных земельных участков с государственного кадастрового учета, поскольку они не являются преобразуемыми и не подлежат снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном кадастре недвижимости» особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> имеют статус «ранее учтенный». Истец считает этот отказ не законным, поскольку он препятствует администрации муниципального образования город Краснодар сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования г. Краснодара по доверенности Бахшян *.*. исковые требования уточнила, просила обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенными по адресу: <адрес>

Представитель ФГУ « Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю по доверенности Куприева *.*. в судебном заседании против первоначально заявленного иска возражала, по уточненным требованиям полагалась на усмотрение суда. Пояснила, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, являются «ранее учтенным», т.к. были поставлены на государственный кадастровый учет до 01.03.2008г., т.е. до вступления в силу Закона о кадастре. Участок не может быть снят с государственного кадастрового учета, поскольку не является преобразуемым, и не подлежит снятию с учета в
соответствии с установленными ст.24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Фещенко *.*. являющейся уполномоченным лицом по представлению интересов собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>, в судебном заседании исковые требования администрации города поддержал, указав, что на внеочередном собрании жильцами и собственниками помещений было принято Решение о формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома, в котором они проживают. Однако ввиду того, что собственник магазина, расположенного на первом этаже дома, сдающий часть своих помещений в аренду, ранее поставил на кадастровый учет, предоставленный ему земельный участок, жильцы дома лишены возможности оформить сформированный земельный участок под многоквартирным жилым домом №.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с п.3 ст. 16 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

П.4 указанной статьи предусматривает, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества,
переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п.5 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ»).

Как установлено в судебном заседании собственники помещений многоквартирного <адрес> обратились в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для эксплуатации указанного многоквартирного дома.

Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодара от 15.09.2010 г. утверждена на землях населенных пунктов схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью <данные изъяты> в том числе земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного в охранной зоне инженерных коммуникаций, для эксплуатации многоквартирного дома, по <адрес> <данные изъяты> Как следует из указанного постановления департамент архитектуры и градостроительства администрации города обязан внести соответствующие изменения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования (п.3). При проведении мероприятий по изготовлению межевых планов и схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующих территорий установлено, что государственный кадастр недвижимости содержит сведения о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>. По обращениюдепартамента архитектуры и градостроительства МО <адрес> в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> с заявлением о снятии этого земельного участка с государственного кадастрового учета, было принято Решение ФГУ от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в снятии указанных участков с государственного кадастрового учета, так как земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> не является преобразуемым, и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст.24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Как следует из представленного ответчиком на запрос суда кадастровых дел на указанные объекты недвижимости, право аренды на земельный участок
по указанному адресу с кадастровым номером 23:43:00145001:1, имеющим статус «ранее учтенный» зарегистрировано за Абориной *.*. Рассматривая дело по существу, суд учитывает то обстоятельство, что собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> имеющими статус «ранее учтенный» является муниципальное образование. Удовлетворяя иск, суд учитывает пояснения третьего лица Фещенко *.*. в судебном заседании о том, что о проведении собрания и повестке дня все собственники помещений были заблаговременно уведомлены, а представленный протокол внеочередного собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме (л.д.122), на котором голосовали собственники помещений, имеющие 52,3 % голосов, свидетельствует о принятии решения по формированию земельного участка для эксплуатации указанного дома, а также согласие арендатора Абориной *.*.

Рассматривая дело, суд руководствуется п.2 ст.25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости» особенностями осуществления кадастрового учета при преобразования объектов недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости» учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-АР).

Согласно п.3.1 указанной статьи учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.

Удовлетворяя иск, суд руководствуется статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что собственник может требовать устранения всяких нарушения его права, хотя бы эти нарушения не были связаны с лишением владения. Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами, расположенные по адресу: <адрес>, адресу: <адрес>, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, иск о снятии которого с государственного кадастрового учета, предъявлен в суд, находится в муниципальной собственности, ввиду чего МО <адрес> вправе предъявлять требования, касающиеся своего имущества. Иск фактически предъявлен в интересах всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе - и арендатора Абориной *.*. Иные землепользователи по указанному адресу, как следует из кадастрового дела, не имеются.

Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Принимая во внимание, что постановка на кадастровый учет с внесением в дежурную кадастровую карту геодезических координат земельного участка возможна в случае исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:014001:3 и 23:43:00145001:1, расположенных по адресу: <адрес>, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, суд находит основания для удовлетворения требований.

руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск администрации муниципального образования <адрес> к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> о снятии земельного участка с кадастрового учета - удовлетворить.

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю снять с государственного кадастрового учета земельные участки
с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенными по адресу: <адрес>, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней через Советский районный суд г.Краснодара.

Судья