Судебная практика

Об обеспечении резервным источником электропитания котельной. Решение от 01 июля 2011 года № 2-110/11. Красноярский край.

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арефьева *.*., при секретаре Рыковой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании Администрации Канского района обеспечить резервным источником электропитания в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу котельную, расположенную по адресу <адрес>,

Установил:

Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Канского района, ООО «Коммунальщик Канского района», в котором просил обязать ответчиков обеспечить котельную, расположенную по адресу <адрес> <адрес> резервным источником электропитания в течение 3 месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. производство по делу в части требований к ООО “Коммунальщик Канского района“ прекращено в связи с отказом от иска и ООО «Коммунальщик Канского района“ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

Требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об обеспечении объектов 1 и 2 категории надежности (котельные, медицинские и образовательные учреждения, насосные станции водоснабжения и др. объекты жизнеобеспечения) резервными источниками питания электроснабжения в <адрес> установлено, что в котельной, расположенной по указанному адресу и являющейся муниципальной собственностью Канского района, отсутствует резервный источник питания. Котельная передана в аренду ООО “Коммунальщик Канского района“ для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды.

Отсутствие резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на котельную может повлечь за собой остановку оборудования в отопительный период, размораживание систем тепло-водоснабжения, что приведет к чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании, массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества.

Объекты, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, к которым относятся котельные, должны иметь независимый источник питания для обеспечения бесперебойного питания при перерывах в электроснабжении. Указанные требования к эксплуатации электроустановок предъявляются п. 1.2.18, п. 1.2.19 Правил устройств электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002. № 204, предусматривающих, что электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного источника питания может быть допущен лишь на время
автоматического восстановления питания. В качестве второго независимого источника питания для остальных приемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем, предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.

Пункт 8.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003. № 115, предусматривающий, что баки-аккумуляторы горячей воды должны быть оборудованы автоматическим устройством переключения системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный при исчезновении напряжения в основном источнике, так же указывает на необходимость наличия резервного источника электроснабжения в котельной.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника.

Пункт 21 ст. 15 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ относит к вопросам местного значения муниципального района в том числе организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу ст. 7 ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Статей 14 ФЗ “О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ определенно, что организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности администрации Канского района №, котельная (имущество), расположенная по адресу <адрес>, передана во временное пользование ООО «Коммунальщик Канского района“ для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды.

Грубое нарушение правил пользования энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, содержания и реализации энергоносителей создает угрозу жизни и безопасности населения, на территории, обслуживаемой ООО “Коммунальщик Канского района“.

На иск ответчиком администрацией Канского района представлены возражения, в которых ответчик просит отказать в удовлетворении иска. Возражения мотивированы тем, что в собственности муниципального образования Канский район имеется передвижная блочно-контейнерная автоматизированная электростанция, которая используется ООО “Коммунальщик Канского района“. Кроме того, котельная относится не к 1-ой, как указывает прокурор, а к 3-ей категории обеспечения надежности.

-В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержала, пояснила, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении объектов 1 и 2 категории надёжности (котельные, медицинские и образовательные учреждения, насосные станции водоснабжения и другие объекты жизнеобеспечения) резервными источниками питания электроснабжения в <адрес> В ходе данной проверки было установлено, что в котельной, находящейся по вышеуказанному адресу, которая является собственностью Муниципального образования Канский район, Красноярского края, отсутствует резервный источник питания. Отсутствие данного источника в случае прекращения подачи электроэнергии на котельную может повлечь за собой остановку оборудования в отопительный
период, размораживание систем теплоснабжения и водоснабжения, что приведёт к чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании, к массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества. Объекты, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей, а к таковым относятся и котельные, должны иметь независимый источник питания при перерывах в электроснабжении. Указанные требования к эксплуатации электроустановок предъявляются п. 1.2.18 и п. 1.2.19 Правил устройств электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 года № 204, предусматривающих, что электроприёмники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих питания источников, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного источника питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. В качестве второго независимого источника питания для остальных приёмников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем, предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и тому подобные. Баки аккумуляторы горячей воды должны быть оборудованы автоматическим устройством переключения системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный, при исчезновении напряжения в основном источнике, так же указывает на необходимость наличия резервного источника электроснабжения в котельной. В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника. На основании договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Администрации Канского района от ДД.ММ.ГГГГ за № вышеуказанная котельная передана во временное пользование ООО «Коммунальщик Канского района» для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды. Грубое нарушение правил пользования энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, содержания и реализации
энергоносителей, создаёт угрозу жизни и безопасности населения, проживающей на территории обслуживаемой ООО «Коммунальщик Канского района».

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обращения в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределённого круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст. 45 ГПК РФ Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре РФ», просит обязать Администрацию Канского района Красноярского края обеспечить котельную, расположенную по адресу: Красноярский край, <адрес> резервным источником электропитания в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика Администрации Канского района ФИО4 с исковыми требованиями не согласна, суду пояснила, что котельная, расположенная по адресу: <адрес> <адрес> введена в эксплуатацию много лет назад, и она относится к третьей категории, а не к первой и не ко второй категории надёжности. Кроме того имеется блок-контейнер автоматизированной дизельной электростанции БКАЭ 1 - АД50С х 1,1 - 0,2 С, который введён в эксплуатацию в 2006 году. Согласно п. 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электроснабжения населения. Следовательно электроснабжение относится к полномочиям поселения. В собственности муниципального образования «Канский район» имеется блок-контейнер автоматизированной дизельной электростанции, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Канского района от ДД.ММ.ГГГГ №, которую просит приобщить к материалам дела. Считает, что данная котельная не требует дополнительного источника электропитания, так как относится к третьей категории. Просит отказать в удовлетворении требований Канского межрайпрокурора, приобщить к
материалам дела выписку из реестра и письменный отзыв на исковое заявление Канского межрайпрокурора, копию паспорта на блочно-контейнерную автоматизированную электростанцию БКЭС1хАД50х1.1-0.2. С №.

Представитель третьего лица ООО «Коммунальщик Канского района» - ФИО5 с исковыми требованиями не согласен, суду пояснил, что имеется блок-контейнер автоматизированной дизельной электростанции, который стоит на хранении и пользовании в ООО «Коммунальщик Канского района» в <адрес>, находится в тёплом гараже и при необходимости доставляется в нужный населённый пункт. В случае аварии на котельной насосы перестают гонять тепло и горячую воду, в таком случае возникает взрывоопасная ситуация, но она исключена, так как сразу тушатся топки и сразу компрессором сливается вода из системы. Резервное питание необходимо для того, чтобы водоснабжение возобновить и мощности блок-контейнера автоматизированной дизельной электростанции хватает для этого. Просит приобщить к материалам дела копию акта осмотра электроустановки, расположенной в <адрес>. Преимущество питания от двух трансформаторов заключается в том, что если возникают перебои электропитания на одной линии, то автоматически подключается вторая линия электропитания. Два независимых источника питания требуется для первой категории, но у котельной, расположенной в <адрес>, не первая категория.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела: справку об отсутствии резервного источника питания в котельной, договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района с приложениями, Устав общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района», свидетельство о постановке на учет Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района», Решение № о принятии полномочий директора Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района» ФИО1, выписку из реестра муниципальной собственности Канского района, паспорт Блочно - контейнерной автоматизированной электростанции, Акт осмотра электроустановки, справку о категориях надежности электроснабжения, в которой указано,
что ПУЭ 7-го издания от 2002 года распространяются только на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки, и их применение для действующих электроустановок согласно п.1.1.1 носит рекомендательный характер, суд считает, что исковое заявление необоснованно и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч.2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В силу ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Статей 14 указанного Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определенно, что организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Судом установлено, что по адресу
<адрес>, расположена котельная, находящаяся в муниципальной собственности и переданная в аренду ООО “Коммунальщик Канского района“ для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, что относится к видам деятельности ООО “Коммунальщик Канского района“. Электроснабжение котельной осуществляется от одного источника питания. Резервный источник электропитания в котельной отсутствует.

Приведенные обстоятельства подтверждаются объяснениями участников, материалами дела: договором аренды муниципального имущества, уставом ООО «Коммунальщик Канского района»,

Согласно п. 1.2.18. Правил устройства электроустановок. Издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.5, 7.6, 7.10, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002. № 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории:

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Пунктом 1.2.20. названных Правил установлено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения
резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Из приведенных положений Правил устройства электроустановок, ответа Енисейского управления Ростехнадзора следует, что котельная, расположенная по адресу <адрес> <адрес> относится к электроприемникам второй категории надежности электроснабжения. Доказательств, подтверждающих, что указанная котельная относится к электроприемникам первой категории надежности электроснабжения, истцом суду не представлено. В связи с чем, ссылка в иске на пункт 1.2.19 Правил устройства электроустановок, определяющий способы обеспечения электроэнергией электроприемники первой категории надежности, является несостоятельной.

В соответствии с п. 1.1.1 вышеназванных Правил устройства электроустановок Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разд. 7 Правил.

Устройство специальных электроустановок, не рассмотренных в разд. 7, должно регламентироваться другими нормативными документами. Отдельные требования настоящих Правил могут применяться для таких электроустановок в той мере, в какой они по исполнению и Ф.И.О. электроустановкам, рассмотренным в настоящих Правилах.

Требования Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

По отношению к реконструируемым электроустановкам требования настоящих Правил распространяются лишь на реконструируемую часть электроустановок.

Согласно приложению к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, год ввода в эксплуатацию котельной по адресу <адрес> <адрес> 1986, то есть до издания Приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002. № 204, которым утверждены Правила устройства электроустановок (седьмое издание).

Доказательств тому, что в период действия названных Правил спорная котельная подвергалась реконструкции, суду не представлено.

Из изложенного следует, что требования Правил об обеспечении электроприемников второй категории надежности электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (п. 1.2.20.) с учетом положений пункта 1.1.1 Правил носят рекомендательный характер и не могут служить основанием для возложения на администрацию Канского района, как собственника котельной, обязанности обеспечить котельную резервным источником питания.

Кроме того, выпиской из реестра муниципальной собственности, паспортом блочно-контейнерной автоматизированной электростанции, подтверждается, что указанная передвижная электростанция находится в муниципальной собственности Канского района и используется, согласно объяснениям представителя ответчика, в качестве резервного источника электропитания на котельных в Канском районе, что отвечает требованиям пункта 1.2.20. Правил, допускающего возможность перерыва электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Согласно п. 8.1.8. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003. № 115, баки-аккумуляторы горячей воды оборудуются, в том числе, автоматическим устройством переключения системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный при исчезновении напряжения в основном источнике.

В то же время, согласно п. 1.3. названных Правил электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Таким образом, положения пункта 8.1.8. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок во взаимосвязи с п. 1.3. этих же Правил и п. 1.2.20. Правил устройства электроустановок не являются основанием для обязательного оборудования спорной котельной резервным источником электропитания.

Ссылку истца на положения Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, Федерального закона “О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ суд находит необоснованной, поскольку, хотя положения данных Законов и возлагают на органы местного самоуправления и организации обязанность принятия мер, направленных на защиту населения и территорий муниципальных образований, работников организаций от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, однако прямо не регулируют спорные правоотношения и не возлагают на собственников тепловых энергоустановок и электроустановок второй категории надежности электроснабжения обеспечивать такие установки резервным источником электропитания.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Канского района о возложении обязанности обеспечить котельную, расположенную по адресу <адрес>, резервным источником электропитания в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий *.*. Арефьев