Судебная практика

По заявлению прокурора о непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества. Решение от 16 июня 2011 года № 2-136/11. Красноярский край.

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Корнева *.*.,

при секретаре судебного заседания Степановой *.*.,

с участием заявителя - помощника Шарыповского межрайонного прокурора Тубиша *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шарыповского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – муниципальное образование Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения – плотины, расположенной на территории муниципального образования, и возложении на администрацию муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края обязанности обратиться в Шарыповский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о
принятии на учет гидротехнического сооружения – плотины как бесхозяйного недвижимого имущества,

Установил:

Шарыповский межрайонный прокурор обратился в Шарыповский районный суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (жителей, проживающих на территории муниципального образования) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – муниципальное образование Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения – плотины, расположенной на территории муниципального образования, и возложении на администрацию муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края обязанности обратиться в Шарыповский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – плотины, расположенной на пруду ручья Окуневый на окраине с. Ораки Шарыповского района Красноярского края, в административных границах муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в рамках осуществления надзора за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий установлено наличие бесхозяйного объекта недвижимости гидротехнического сооружения – плотины, расположенной в границах указанного муниципального образования. Согласно акту проверки Енисейского управления Ростехнадзора от 07 апреля 2011 года №30-09ГТС/11 уровень безопасности гидросооружения – плотины на пруду ручья Окуневый определен как «опасный», водосбросные сооружения отсутствуют, плотина имеет по всей длине просадки, а согласно отчету о научно-исследовательской работе «Инвентаризационное обследование, оценка технического состояния гидротехнических сооружений пруда на ручье Окуневый», выполненного в 2003 году, при прорыве плотины в зону затопления попадет часть с. Ораки и участок грунтовой автодороги. Непринятие администрацией Парнинского
сельсовета действенных мер по постановке гидросооружения на учет как бесхозяйного объекта недвижимости создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, проживающих в зоне затопления, а так же их имуществу.

В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Тубиш *.*. требования прокурора поддержал по тем же основаниям. Пояснил, что из-за неопределенности статуса данного гидротехнического сооружения и источника финансирования его содержания, отсутствует возможность реализации мер по предупреждению аварий, а так же созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий и их последствий, обеспечению безопасности их работы, что нарушает право населения поселения района на защиту от чрезвычайных ситуаций в случае аварии на гидротехническом сооружении.

Глава администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края ФИО4 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии, представил отзыв, согласно которому гидротехническое сооружение – плотина на ручье Окуневский, расположенное на территории Парнинского сельсовета построено хозяйственным способом в 60-х годах ХХ века с целью поения скота, организации летнего отдыха жителей. Администрацией сельсовета ежегодно проводятся ремонтные работы гидротехнического сооружения (отсыпка плотины сыпучим грунтом), финансовые средства для регистрации права на гидротехническое сооружение – плотину, планируется заложить в бюджет на 2012 год (л.д.18, 23).

Выслушав помощника прокурора Тубиша *.*., исследовав отзыв главы администрации Парнинского сельсовета ФИО4, представленные заявителем материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Выбор одного из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) принадлежит заявителю (в данном случае прокурору), который, обратился в суд на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), Определил избранный
им способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц (жителей поселения) и действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.

В соответствии со ст. 245 (далее ГПК РФ) суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к бездействию органов местного самоуправления, оспариваемому в порядке гражданского судопроизводства, относится, в том числе, и бездействие в результате которого нарушены права и свободы гражданина.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как следует из п. 2 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной
регистрационной службы (в настоящий момент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с п.п. 8, 22 части 1 статьи 7 «Вопросы местного значения сельсовета» Устава муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края (принят Решением Парнинского сельского Совета депутатов от 11 апреля 2003 года № 3) к компетенции администрации сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 20, 21).

Согласно ст.ст. 4, 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств органы местного самоуправления входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в полномочие органов местного самоуправления входит Решение вопросов по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Закон) к гидротехническим сооружениям относятся, в том числе, плотины, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек.

Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения в соответствии со ст.9 Закона понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Таким образом, указанные меры по предупреждению аварий гидротехнического сооружения не могут быть реализованы при неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

Согласно материалам дела, на территории Парнинского сельсовета на окраине с.Ораки, Шарыповского района Красноярского края, на пруду ручья Окуневый, находится гидротехническое сооружение – грунтовая плотина длинной около 150 метров, шириной по гребню 4-8 метров, высотой 3,5-4 метра (л.д. 10, 13, 27).

Согласно предоставленному главой
администрации Парнинского сельсовета ФИО4 отзыву, в рамках мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, ежегодно проводится отсыпка плотины сыпучим грунтом, при этом ремонт производится без проектных решений своими силами (л.д. 18).

Как следует из акта проверки Енисейского управления Федеральной Службы по экологическому, техническому и атомному надзору (далее Енисейской управление Ростехнадзора) № 30-09ГТС/11 от 07 апреля 2011 года в ходе внеплановой выездной проверки гидротехнического сооружения на ручье Окуневый установлено, что гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую плотину длинной около 150 метров, шириной по гребню 4-8 метров, высотой 3,5-4 метра не эксплуатируется согласно норм действующего законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений, уровень безопасности плотины на момент ее обследования, определен как «опасный». Дамба по всей длине имеет просадки. В качестве возможных последствий катастрофического разрушения гидросооружения, в соответствии с отчетом о научно-исследовательской работе «Инвентаризационное обследование, оценка технического состояния гидротехнических сооружений пруда на руч. Окуневый», выполненного в 2003 году, указано, что при прорыве плотины в зону затопления попадает часть села Ораки и участок автодороги грунтовой. В нижнем бьефе на расстоянии 500 метров расположен жилой сектор. В дальнейшем безопасная эксплуатация гидротехнического сооружения возможна после определения собственника, проведения ремонтно-восстановительных работ и создания службы эксплуатации (л.д. 9, 11).

Согласно ответу Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Шарыповского района № от ДД.ММ.ГГГГ гидротехническое сооружение – грунтовая плотина, расположенная на ручье Окуневский, не является муниципальной собственностью и в ррестре муниципальной собственности района не значится (л.д. 25).

Как следует из уведомления Шарыповского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ права на объект недвижимого имущества: гидротехническое
сооружение – грунтовая плотина на ручье Окуневский, адрес: Красноярский край, Шарыповский район, с. Ораки, не зарегистрированы (л.д. 24).

Из ответа администрации Парнинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по гидротехническому сооружению – дамба на пруду Окуневском в с. Ораки ведутся работы по признанию объектов бесхозяйными для последующего оформления в муниципальную собственность (л.д. 12-13).

Доказательств, подтверждающих совершение действий по постановке гидросооружения на учет как бесхозяйного имущества, администрацией Парнинского сельсовета не представлено.

Согласно ответу Шарыповского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ название ручья, расположенного на окраине с. Ораки Шарыповского района, согласно картографических материалов, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства – Окуневый, о ручье с названием Окуневский сведения отсутствуют (л.д. 26-27).

Таким образом, устранено противоречие, которое усматривается в материалах дела, относительно названия ручья, на котором расположено гидротехническое сооружение – грунтовая плотина, в отношении которой заявлены требования прокурора. Название ручья Окуневский следует считать ошибочным, правильное название ручья – Окуневый.

Поскольку в суде установлен факт нахождения бесхозяйного объекта недвижимого имущества, гидротехнического сооружения – грунтовой плотины, расположенной в административных границах муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края, а так же факт отсутствия обращения администрации поселения в Шарыповский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества, это свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного
самоуправления, на территории которого они находятся.

Оценив и проанализировав в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд полагает, что требования Шарыповского межрайонного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению и считает необходимым признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – муниципальное образование Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнического сооружения – грунтовой плотины, расположенной на ручье Окуневый на окраине с. Ораки Шарыповского района Красноярского края, в административных границах муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края и возложить на администрацию муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края обязанность обратиться в Шарыповский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – грунтовой плотины, расположенной на ручье Окуневый на окраине с. Ораки Шарыповского района Красноярского края, в административных границах муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края, поскольку из-за неопределенности статуса данного гидротехнического сооружения и источника финансирования его содержания, отсутствует возможность реализации мер по предупреждению аварий, а так же созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий и их последствий, обеспечению безопасности их работы, что нарушает право населения, проживающего на территории администрации Парнинского сельсовета, на защиту от чрезвычайных ситуаций в случае аварии на гидротехническом сооружении.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления обоснованным, принимает Решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод.

Исходя из требований п. 19 ч. 1 ст.
333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Удовлетворить требования Шарыповского межрайонного прокурора.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – муниципальное образование Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнического сооружения – грунтовой плотины, расположенной на ручье Окуневый на окраине с. Ораки Шарыповского района Красноярского края, в административных границах муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края.

Возложить на администрацию муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края обязанность обратиться в Шарыповский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнического сооружения – грунтовой плотины, расположенной на ручье Окуневый на окраине с. Ораки Шарыповского района Красноярского края, в административных границах муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд в течение десяти дней со дня получения его копии.

Председательствующий:/подпись/.

Решение вступило в законную силу 12 июля 2011 года.

ВЕРНО:

Судья *.*. Корнев