Судебная практика

О понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства. Решение от 28 июня 2011 года № 2-135/2011. Красноярский край.

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной *.*.

при секретаре Бритько *.*.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора <данные изъяты> к обществу с ограниченной ответственностью «А... » о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства, суд

Установил:

Управление Роспотребнадзора <данные изъяты> обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что 31 августа 2009 года и.о. главного государственного санитарного врача <данные изъяты> вынесены постановления по делам об административном правонарушении №, в соответствии с которыми Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «А...» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Согласно вышеназванных постановлений, 18 августа 2009 года на объектах, принадлежащих
ООО «А...», молочно-товарных фермах, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил.

В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей 28 августа 2009 года должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ООО «А....» выдано предписание об устранении выявленных нарушений за №. В предписании указано на необходимость устранения выявленных на объектах (молочно-товарных фермах в <адрес>) нарушений санитарного законодательства в срок до 01 сентября 2010 года.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, в отношении ООО «А....» 06 октября 2010 года проведена внеплановая проверка по исполнению предписания. В ходе проверки выявлено невыполнение в установленный срок предписания, в частности, не исполнены требования: 1) пункта 3.2. СП 3.1.1295-03 «Профилактика туберкулеза» в части ежегодного проведения с целью раннего выявления туберкулеза медицинских осмотров работников методом флюорографического обследования; 2) абзаца 10 пункта 4.1 СП 3.1.094-96. ВП 13.3.1318-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Иерсиниозы» в части бактериологического контроля за обсемененностью иерсиниями кормов, особенно при использовании в весеннее время длительно сохранявшихся кормов (силос, сенаж); 3) абзаца 4 пункта 3.11. СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»; п.п. 7.1., 7.4., 7.6. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в части обеспечения юридическим лицом условий, необходимых для своевременного прохождения медицинских осмотров декретированных контингентов, связанных
с работой по выращиванию, уходу и кормлению животных, обследования их в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней на гельминтозы и кишечные протозоозы, внесения данных о прохождении медицинских осмотров в личные медицинские книжки; 4) абзаца 5 пункта 4.2. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения» в части осуществления гигиенического обучения и воспитания работников, направленных на профилактику инфекционных болезней, в том числе, заразных болезней, общих для человека и животных; 5) подпунктов 3.3.4.1., 3.3.4.4. СП 3.1.085-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бруцеллез» в части обязательного диспансерного профилактического осмотра при поступлении на работу и не реже 1 раза в год контингентов, подвергающихся риску заражения бруцеллезом, занятых обслуживанием животных, первичной обработкой и транспортировкой продуктов животноводства; проведения серологического обследования на бруцеллез в РХ или ИФА; 6) пункта 10.4.5. СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» в части обеспечения профессиональных групп риска (животноводов, механизаторов) репеллентами с целью предупреждения заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом; 7) пункта 10.4.6. СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» в части ежегодного составления списков профессиональных групп риска, подлежащих вакцинации и ревакцинации против клещевого энцефалита, обеспечения явки работающих для ее проведения в лечебно-профилактические организации, недопущения к работе в природном очаге в сезон передачи клещевого энцефалита без предварительной вакцинации; 8) пункта 10.4.7. СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» в части обучения работников, информирования их о проявлениях и последствиях клещевого вирусного энцефалита, условиях заражения, методах защиты от клещей; разъяснение значения и эффективности вакцинации и ревакцинации, важности соблюдения сроков прививок и значение экстренной
профилактики; 9) абзаца 1, абзац 13 пункта 4.15. СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»; п. 5.1., абз. 1, абз. 3 п.7.4. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения» в части создания наиболее благоприятных условий для содержания животных, предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней человека и животных, безопасности (в ветеринарно-санитарном отношении) продуктов животноводства; благоустройства мест содержания и убоя скота; соблюдения режима откорма и убоя скота.

По факту неисполнения предписания в отношении ООО «А...» по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении №. На момент предъявления настоящего искового заявления вышеуказанные пункты предписания от 28.08.2009 г. № ответчиком не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не предоставлено. Нарушения, допущенные ответчиком, создают реальную угрозу возникновения и распространения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда. Один из видов деятельности ответчика - производство, переработка, реализация сельскохозяйственной продукции, производство готовых кормов (смешанных и несмешанных) для животных, содержащихся на фермах. Кроме того ответчик осуществляет производство молока.

Как установлено в части 2 статьи 5 Закона № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее Закон № 88-ФЗ), сырое молоко должно быть получено от здоровых сельскохозяйственных животных на территории, благополучной в отношении инфекционных и других общих для человека и животных заболеваний.

В силу ст. 15 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из
благополучной по заразным болезням животных территории;организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечив выполнение указанных требований.

В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 52054-2003 «Молоко натуральное коровье - сырье. Технические условия» молоко получают от здоровых животных в хозяйствах, благополучных по инфекционным болезням, согласноМеждународному ветеринарному кодексу (млекопитающие, птицы и пчелы) Международного эпизоотического бюро. Требования к молоку также содержаться вСП 3.1.7.2613-10 «Профилактика бруцеллеза». В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ от 02.01.2000 № 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов“ работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством РФ. Прохождение работниками организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) предусмотрено ч. 2 ст. 213 ТК РФ в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 (пункты 1, 3 предписания). Обязательные медицинские осмотры предусмотрены и в ст. 34 Закона, согласно которой, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций
при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. В соответствии с п. 3 указанной статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. В пункте 5 ст. 34 Закона предусмотрено, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

Согласно Письма от 08.02.2010 № 01/1607-0-32 Федеральной службы надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Перечень административных территорий субъектов Российской Федерации, эндемичных клещевому вирусному энцефалиту в 2009 году», из 60 административных территорий Красноярского края 56 территорий являются эндемичными по клещевому вирусному энцефалиту, в том числе <адрес>. Отсутствие организации профилактических мероприятий по проведению не специфической профилактики (приобретение репеллентов, проведение инструктажа) и специфической профилактики (вакцинация) не исключает возможность присасывания клещей-переносчиков к людям и в свою очередь может привести к росту заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом среди населения. Ответчик продолжает нарушать вышеуказанные требования норм действующего санитарного законодательства Российской Федерации, в результате чего нарушаются законные права всех работающих в ООО «А....», а также граждан на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на ст. 46, 131, 132 ГПК РФ, ст. ст. 2, 5, 11, 22, 23, 39, 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ просит обязать ООО «А...»:
исполнить пункт 1 предписания № в части устранения нарушения п. 3.2. СП 3.1.1295-03 - провести медицинский осмотр работников методом флюорографического обследования в срок до 01.01.2011 г.; исполнить пункт 3 предписания № в части устранения нарушения абз. 4 п. 3.11. СанПиН 3.2.1333-03; п.п. 7.1., 7.4., 7.6. СП 3.1./3.2.1379-03 - обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров декретированных контингентов, связанных с работой по выращиванию, уходу и кормлением животных, обследования их на гельминтозы и кишечные протозоозы, внести данные о прохождении

медицинских осмотров в личные медицинские книжки в срок до 01.01.2011 г.; исполнить пункт 4 предписания № в части устранения нарушения абз. 5 п. 4.2. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - организовать и провести гигиеническое обучение работников в срок до 01.01.2011 г.; исполнить пункт 5 предписания № в части

устранения нарушения п.п. 3.3.4.1., 3.3.4.4. СП 3.1.085-96 - провести обязательный диспансерный профилактический осмотр при поступлении на работу и не реже 1 раза в год контингентов, подвергающихся риску заражения бруцеллезом, занятых обслуживанием животных, первичной обработкой и транспортировкой продуктов животноводства, серологическое обследование на бруцеллез в срок до 01.01.2011 года; исполнить пункт 6 предписания № в части устранения нарушения п. 10.4.5. СП 3.1.3.2352-08 - обеспечить профессиональных групп риска (животноводов, механизаторов) репеллентами в срок до 01.04.2011 года; исполнить пункт 7 предписания № в части устранения нарушения п. 10.4.6. СП 3.1.3.2352-08 - составить списки профессиональных групп риска, подлежащих вакцинации и ревакцинации против клещевого энцефалита в срок до 01.01.2011 года; исполнить пункт 7 предписания № в части устранения нарушения п. 10.4.6. СП 3.1.3.2352-08 - обеспечить явку работающих для её проведения в лечебно-профилактические организации,
не допускать к работе в природном очаге в сезон передачи клещевого энцефалита без предварительной вакцинации в срок до 01.04.2011 г.; исполнить пункт 8 предписания № в части устранения нарушения п. 10.4.7. - обучить работников, информировать их о проявлениях и последствиях клещевого вирусного энцефалита, условиях заражения, методах защиты от клещей в срок до 01.04.2011 г.; исполнить пункт 9 предписания № в части устранения нарушения абзаца 1, абзаца 13 пункта 4.15. СанПиН 3.2.1333-03, п. 5.1., абз. 1, абз. 3 п.7.4. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - благоустроить места содержания и убоя скота, соблюдать режим откорма и убоя скота, установить дезинфекционный барьер в срок до 01.01.2011 г.; исполнить пункт 9 предписания № в части устранения нарушения абз. 1, абз. 13 п. 4.15. СанПиН 3.2.1333-03; п. 5.1., абз. 1, абз. 3 п.7.4. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - соблюдать режим откорма и убоя скота в срок до 01.01.2011 г.; исполнить пункт 9 предписания № в части устранения нарушения абз. 1, абз. 13 п. 4.15. СанПиН 3.2.1333-03; п. 5.1., абз. 1, абз. 3 п. 7.4 СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - установить дезинфекционный барьер в срок до 01.01.2011 г.

В последующем Управлением Роспотребнадзора <данные изъяты> заявленные исковые требования уточнены. Согласно уточненных исковых требований просят обязать ООО «А.....»: 1) исполнить пункт 1 предписания № в части устранения нарушения п. 3.2 СП 3.1.1295-03 - провести медицинский осмотр работников ООО «А...» методом флюорографического обследования в срок до 01 августа 2011 года; 2) обязать исполнить п. 3 предписания № в части устранения нарушения абз. 4 п. 3.11 СанПиН 3.2.1333-03, п.п. 7.1., 7.4., 7.6.
СП 3.1./3.2.1379-03 - обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров декретированных контингентов, связанных с работой по выращиванию, уходу и кормлением животных, обследования их на гельминтозы и кишечные протозоозы, внесения данных о прохождении медицинских осмотров в личные медицинские книжки: определить количество работников, относящихся к декретированным контингентам, заключить договор с лечебно-профилактическим учреждением, имеющим разРешение на осуществление работ с возбудителями инфекционных болезней 3-4 групп патогенности и гельминтами, определить совместно с лечебно-профилактическим учреждением сроки проведения периодического медицинского осмотра работников, в том числе, методом лабораторного обследования, организованно направить работников на прохождение профилактического осмотра и лабораторное обследование в соответствии с определенными и согласованными с лечебно-профилактическим учреждением сроками, проконтролировать 100% прохождение профилактического осмотра и лабораторного обследования на паразитозы, внести результаты лабораторного обследования в личные медицинские книжки в срок до 01 августа 2011 года; 3) исполнить пункт 4 предписания № в части устранения нарушения абз. 5 п. 4.2. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - организовать и провести гигиеническое обучение работников в срок до 01 августа 2011 г.; 4) исполнить пункт 5 предписания № в части

устранения нарушений п.п. 3.3.4.1., 3.3.4.4. СП 3.1.085-96 - провести обязательный диспансерный профилактический осмотр при поступлении на работу и не реже 1 раза в год контингентов, подвергающихся риску заражения бруцеллезом, занятых обслуживанием животных, первичной обработкой и транспортировкой продуктов животноводства, серологическое обследование на бруцеллез в срок до 01 августа 2011 года; 5) исполнить пункт 6 предписания № в части устранения нарушения п. 10.4.5. СП 3.1.3.2352-08 - обеспечить профессиональные группы риска (животноводов, механизаторов) репеллентами в срок до 01 августа 2011 года; 6) исполнить пункт 7 предписания №
в части устранения нарушения п. 10.4.6. СП 3.1.3.2352-08 - составить списки профессиональных групп риска, подлежащих вакцинации и ревакцинации против клещевого энцефалита в срок до 01 августа 2011 года; 7) обязать исполнить пункт 7 предписания № в части устранения нарушения п. 10.4.6. СП 3.1.3.2352-08 - обеспечить явку работающих для проведения вакцинации и ревакцинации против клещевого вирусного энцефалита в лечебно-профилактические организации, не допускать к работе в природном очаге в сезон передачи клещевого энцефалита работников, не прошедших предварительную вакцинацию в срок до 01 августа 2011 года; 8) обязать исполнить пункт 8 предписания № в части устранения нарушения п. 10.4.7. - обучить работников, информировать их о проявлениях и последствиях вирусного клещевого энцефалита, условиях заражения, методах защиты от клещей в срок до 01 августа 2011 года; 9) обязать исполнить пункт 9 предписания № в части устранения нарушений абз. 1, абз. 13 п. 4.15. СанПиН 3.2.1333-03, п. 5.1, абз. 1, абз. 3 п. 7.4. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - благоустроить места содержания, а именно, обнести изгородью территории молочно-товарных ферм в <адрес> и <адрес>, с целью исключения доступа посторонних лиц и бродячих животных на территорию ферм; благоустроить места убоя скота - выделить помещение (в отдельно стоящем здании или коровнике) с бетонным покрытием пола, обязательной подводкой воды, оборудованным приемником для сбора канализационных стоков, водонепроницаемой емкостью для сбора конфиската забоя в срок до 01 августа 2011 года; 10) обязать исполнить пункт 9 предписания № в части устранения нарушений абз. 1, абз. 13 п. 4.15. СанПиН 3.2.1333-03, п. 5.1., абз. 1, абз. 3 п. 7.4. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - соблюдать режим откорма - оборудовать хранилище для сухого корма (сена) для крупного рогатого скота на территориях МТФ в <адрес> и <адрес> в виде площадки с твердым покрытием под навесом с целью исключения загрязнения кормов патогенными микроорганизмами извне; соблюдать режим убоя скота - не допускать вынужденный забой животных непосредственно в животноводческих помещениях, забой проводить только в специально оборудованном помещении, подвергать обязательной дезинфекции стоки после забоя животного в приемнике для сбора канализационных стоков, своевременно откачивать обеззараженные стоки (не допускать переполнение емкости), по окончании забоя провести дезобработку помещения в срок до 01 августа 2011 года; 11) обязать исполнить пункт 9 предписания № в части устранения нарушений абз. 1, абз. 13 п. 4.15. СанПиН 3.2.1333-03, п. 5.1., абз. 1, абз. 3 п. 7.4. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - установить дезинфекционный барьер на фермах в <адрес> и <адрес> - выездной дезбарьер оборудуется на въезде на территорию фермы, используется только в теплое время года и предназначен для дезинфекции колес транспорта или копыт животных при прохождении через ванну и представляет собой углубление в земле с бетонным покрытием (ванна), которое периодически наполняется дезинфекционным раствором или опилками, пропитанными дезраствором, количество дезраствора на ванну зависит от её объема (по типовому проекту дезбарьер - это углубление объемом 7,2 м. куб., количество дезраствора на ванну - 4 м. куб.), заправка дезбарьера раствором производится в среднем 3-4 раза в месяц) в срок до 01 августа 2011 года.

Представитель Управления Роспотребнадзора <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление представителя Управления Роспотребнадзора <данные изъяты> о рассмотрении дела в их отсутствие, настаивают на удовлетворении уточненных исковых требований.

Представитель ответчика ООО «А....» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Согласно представленного отзыва на иск, в ходатайстве истца от 12.04.2011 года, полученном ООО «А....» 16 июня 2011 года истец просит обязать ответчика исполнить пункты предписания №. Однако ответчик указывал, что предписание, как указано в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010 № 09АП-24499/2010-АК, «является самостоятельным ненормативным актом, содержащим властные распоряжения контролирующего государственного органа, за неисполнение которых установлена административная ответственность, при этом, действующим законодательством не предусмотрена возможность принудительного исполнения в судебном порядке такого предписания». Об этом также говориться и в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу № А41-43467/09 «Апелляционный суд считает, что понуждение к исполнению требований Департамента, изложенных в предписании № 13-41/371, может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения. Поскольку в ГК РФ, КоАП РФ и в иных законах такой способ защиты как обязание исполнить предписание не предусмотрен, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты своего права». Нормативного обоснования заявленных требований истцом не указано, имеются только ссылки на пункты СанПиНов, которые якобы нарушены ответчиком. Кроме того, ответчику неясно, на основании какого акта истец просит обязать исполнить предписание в указанные им сроки. Из какого документа следует, что для исполнения данных обязательств установлены заявленные истцом сроки? Предписание, которое истец просит обязать исполнить, данные сроки также не содержит. На основании изложенного просят в исковых требованиях Роспотребнадзора отказать.

Исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.).

Судом установлено, что 28 августа 2009 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <данные изъяты> проведена проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «А...» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам проведенной проверки и.о. главного государственного санитарного врача <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ 2009 года вынесены постановления по делу об административном правонарушении №, которыми ООО «А....» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа (л.д. 16-25).

Кроме того, по результатам проверки 28 августа 2009 года и.о. главного государственного санитарного врача <данные изъяты> выдано предписание, в котором предписано ООО «А...» устранить выявленные нарушения (л.д. 26-27). В исследуемом предписании указано на необходимость устранить в срок до 01 сентября 2010 года нарушения: 1) пункта 3.2. СП 3.1.1295-03 «Профилактика туберкулеза» в части ежегодного проведения с целью раннего выявления туберкулеза медицинских осмотров работников методом флюорографического обследования; 2) абзаца 10 пункта 4.1 СП 3.1.094-96. ВП 13.3.1318-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Иерсиниозы» в части бактериологического контроля за обсемененностью иерсиниями кормов, особенно при использовании в весеннее время длительно сохранявшихся кормов (силос, сенаж); 3) абзаца 4 пункта 3.11. СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»; п.п. 7.1., 7.4., 7.6. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в части обеспечения юридическим лицом условий, необходимых для своевременного прохождения медицинских осмотров декретированных контингентов, связанных с работой по выращиванию, уходу и кормлением животных, обследования их в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней на гельминтозы и кишечные протозоозы, внесения данных о прохождении медицинских осмотров в личные медицинские книжки; 4) абзаца 5 пункта 4.2. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения» в части осуществления гигиенического обучения и воспитания работников, направленных на профилактику инфекционных болезней, в том числе, заразных болезней, общих для человека и животных; 5) подпунктов 3.3.4.1., 3.3.4.4. СП 3.1.085-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бруцеллез» в части обязательного диспансерного профилактического осмотра при поступлении на работу и не реже 1 раза в год контингентов, подвергающихся риску заражения бруцеллезом, занятых обслуживанием животных, первичной обработкой и транспортировкой продуктов животноводства; проведения серологического обследования на бруцеллез в РХ или ИФА; 6) пункта 10.4.5. СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» в части обеспечения профессиональных групп риска (животноводов, механизаторов) репеллентами с целью предупреждения заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом; 7) пункта 10.4.6. СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» в части ежегодного составления списков профессиональных групп риска, подлежащих вакцинации и ревакцинации против клещевого энцефалита, обеспечения явки работающих для ее проведения в лечебно-профилактические организации, недопущения к работе в природном очаге в сезон передачи клещевого энцефалита без предварительной вакцинации; 8) пункта 10.4.7. СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» в части обучения работников, информирования их о проявлениях и последствиях клещевого вирусного энцефалита, условиях заражения, методах защиты от клещей; разъяснение значения и эффективности вакцинации и ревакцинации, важности соблюдения сроков прививок и значение экстренной профилактики; 9) абзаца 1, абзац 13 пункта 4.15. СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»; п. 5.1., абз. 1, абз. 3 п.7.4. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения» в части создания наиболее благоприятных условий для содержания животных, предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней человека и животных, безопасности (в ветеринарно-санитарном отношении) продуктов животноводства; благоустройства мест содержания и убоя скота; соблюдения режима откорма и убоя скота.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

До настоящего времени выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком не устранены.

Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным мировым судьей судебного участка № 2 в г. Ачинске Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «А....» привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей (л.д. 52).

Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Допущенные ООО «А...» нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, создают реальную угрозу возникновения и распространения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Один из видов деятельности ответчика - производство, переработка, реализация сельскохозяйственной продукции, производство готовых кормов (смешанных и несмешанных) для животных, содержащихся на фермах, производство молока.

В силу ч. 2 ст. 5 Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ (ред. от 22.07.2010) “Технический регламент на молоко и молочную продукцию“ сырое молоко должно быть получено от здоровых сельскохозяйственных животных на территории, благополучной в отношении инфекционных и других общих для человека и животных заболеваний.

Работники, занятые в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки, обязаны: 1) проходить предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования); 2) пройти гигиеническое обучение перед поступлением на работу и аттестацию в установленном порядке (ст. 22, ФЗ от 12.06.2008 N 88-ФЗ “Технический регламент на молоко и молочную продукцию“).

Согласно ст. 15 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 “О ветеринарии“ продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные еще в 2009 году нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «А....» не устранены.

Учитывая, что допущенные ответчиком нарушения создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), бездействие ООО «А....» в части не устранения выявленных нарушений - незаконно.

Доводы ответчика о том, что исполнение предписания является самостоятельным ненормативным актом, содержащим властные распоряжения контролирующего государственного органа, за неисполнение которых установлена административная ответственность, при этом, действующим законодательством не предусмотрена возможность принудительного исполнения в судебном порядке такого предписания, суд считает не состоятельными, поскольку истец обратился с иском не об исполнении предписания, а о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства.

При таких обстоятельствах заявление Управления Роспотребнадзора <данные изъяты> подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «А....» устранить нарушения: п. 3.2. СП 3.1.1295-03 - провести медицинский осмотр работников методом флюорографического обследования в срок до 1 августа 2011 года; абз. 4 п. 3.11. СанПиН 3.2.1333-03; п.п. 7.1., 7.4., 7.6. СП 3.1./3.2.1379-03 - обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров декретированных контингентов, связанных с работой по выращиванию, уходу и кормлением животных, обследования их на гельминтозы и кишечные протозоозы, внесения данных о прохождении медицинских осмотров в личные медицинские книжки: определить количество работников, относящихся к декретированным контингентам, заключить договор с лечебно-профилактическим учреждением, имеющим разРешение на осуществление работ с возбудителями инфекционных болезней 3-4 групп патогенности и гельминтами, определить совместно с лечебно-профилактическим учреждением сроки проведения периодического медицинского осмотра работников, в том числе, методом лабораторного обследования, организованно направить работников на прохождение профилактического осмотра и лабораторное обследование в соответствии с определенными и согласованными с лечебно-профилактическим учреждением сроками, проконтролировать прохождение профилактического осмотра и лабораторного обследования на паразитозы всеми работниками, внести результаты лабораторного обследования в личные медицинские книжки в срок до 1 августа 2011 года; абз. 5 п. 4.2. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - организовать и провести гигиеническое обучение работников в срок до 01 августа 2011 года; п.п. 3.3.4.1., 3.3.4.4. СП 3.1.085-96 - провести обязательный диспансерный профилактический осмотр при поступлении на работу и не реже 1 раза в год контингентов, подвергающихся риску заражения бруцеллезом, занятых обслуживанием животных, первичной обработкой и транспортировкой продуктов животноводства, серологическое обследование на бруцеллез в срок до 01 августа 2011 года; п. 10.4.5. СП 3.1.3.2352-08 - обеспечить профессиональные группы риска (животноводов, механизаторов) репеллентами в срок до 01 августа 2011 года; п. 10.4.6. СП 3.1.3.2352-08 - составить списки профессиональных групп риска, подлежащих вакцинации и ревакцинации против клещевого энцефалита в срок до 01 августа 2011 года; п. 10.4.6. СП 3.1.3.2352-08 - обеспечить явку работающих для проведения вакцинации и ревакцинации против клещевого вирусного энцефалита в лечебно-профилактические организации, не допускать к работе в природном очаге в сезон передачи клещевого энцефалита работников, не прошедших предварительную вакцинацию в срок до 01 августа 2011 года; п. 10.4.7. - обучить работников, информировать их о проявлениях и последствиях вирусного клещевого энцефалита, условиях заражения, методах защиты от клещей в срок до 01 августа 2011 года; абз. 1, абз. 13 п. 4.15. СанПиН 3.2.1333-03, п. 5.1, абз. 1, абз. 3 п. 7.4. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - благоустроить места содержания, а именно, обнести изгородью территории молочно-товарных ферм в <адрес> и <адрес>, с целью исключения доступа посторонних лиц и бродячих животных на территорию ферм; благоустроить места убоя скота - выделить помещение (в отдельно стоящем здании или коровнике) с бетонным покрытием пола, обязательной подводкой воды, оборудованным приемником для сбора канализационных стоков, водонепроницаемой емкостью для сбора конфиската забоя в срок до 01 августа 2011 года; нарушений абз. 1, абз. 13 п. 4.15. СанПиН 3.2.1333-03, п. 5.1., абз. 1, абз. 3 п. 7.4. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - соблюдать режим откорма - оборудовать хранилище для сухого корма (сена) для крупного рогатого скота на территориях МТФ в <адрес> и <адрес> в виде площадки с твердым покрытием под навесом с целью исключения загрязнения кормов патогенными микроорганизмами извне; соблюдать режим убоя скота - не допускать вынужденный забой животных непосредственно в животноводческих помещениях, забой проводить только в специально оборудованном помещении, подвергать обязательной дезинфекции стоки после забоя животного в приемнике для сбора канализационных стоков, своевременно откачивать обеззараженные стоки (не допускать переполнение емкости), по окончании забоя провести дезобработку помещения в срок до 01 августа 2011 года; абз. 1, абз. 13 п. 4.15. СанПиН 3.2.1333-03, п. 5.1., абз. 1, абз. 3 п. 7.4. СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96 - установить дезинфекционный барьер на фермах в <адрес> и <адрес>, оборудовав на въезде на территорию ферм углубление в земле с бетонным покрытием (ванну), которое периодически наполнять дезинфекционным раствором или опилками, пропитанными дезраствором, в зависимости от объема дезинфекционного барьера, заправку дезбарьера раствором производить 3-4 раза в месяц, в срок до 01 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в 10-дневный срок.

Председательствующий: Фатюшина *.*.