Судебная практика

О понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности. Решение от 14 июля 2011 года № 2-231/2011. Хабаровский край.

14 июля 2011 года Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе председательствующего федерального Судьи Винникова *.*.

с участием старшего помощника прокурора Комсомольского района Александровой *.*.,

ответчика Фатеева *.*.,

при секретаре судебного заседания Мысковой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края к муниципальному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности, суд

Установил;

Прокурор Комсомольского района обратился в суд с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности.

Обосновывая заявленные требования, помощник прокурора Александрова *.*. пояснила, что прокуратурой Комсомольского района Хабаровского края совместно со специалистом Ростехнадзора проведена проверка соблюдения требований
Федерального закона «О пожарной безопасности» и ППБ-01-03 в здании МУЗ «<данные изъяты>». В ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности было установлено, что администрацией муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» Комсомольского муниципального района Хабаровского края ненадлежащим образом соблюдает требования пожарной безопасности, а именно не допускается установка в светильники сети рабочего и аварийного освещения ламп, мощность или цветность излучения которых не соответствует проектной, а также снятие рассеивателей, экранизирующих и защитных решеток светильников. В нарушение правил на светильниках, установленных в помещениях больницы: палаты №№ 4,5,6,11,12,13,14,15,16,18,22,24,34, холле палат № 9,10, во внутривенной процедурной, моечной пищеблока, столовой, подсобном помещении лаборатории, лаборантской, кабинетах профильных врачей, холле 3 этажа, зуботехнической лаборатории, холле кабинетов №№ 5,6,7 отсутствуют штатные рассеиватели. Также металлические ванны пищеблока, мойки моечной лаборатории, терапии не заземлены. Магистральные заземляющие проводники, проложенные снаружи здания МУЗ «<данные изъяты>» не защищены от коррозии. Нарушение эксплуатации электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий является нарушением пункта 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313. В нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, вентиляция в помещениях, кабинетах, палатах и на пищеблоке находятся в нерабочем состоянии. В нарушение санитарно-эпидемиологических правил оконные проемы, панели лестничных маршей, дверные проемы палат и кабинетов, душевой на 4 этаже в помещении столовой в отделении терапии, в кабинетах № 23, 32, 41, в пищеблоке осыпается штукатурка, стены в трещинах, краска отслоилась и осыпается. Несоблюдение МУЗ «<данные изъяты>» санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, требований пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, создает угрозу больным, находящимся на
лечении, и персоналу больницы. Нарушаются права неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Кроме того, непринятие мер по пожарной безопасности создает опасность повреждения или уничтожения огнем муниципального имущества, что нарушает гарантированное ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 130 Конституции РФ права муниципального образования на равную охрану права муниципальной собственности, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Просит суд обязать МУЗ «<данные изъяты>» устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: установить отсутствующие штатные рассеиватели на светильниках; произвести заземление металлической ванны пищеблока, мойки моечной лаборатории, терапии; произвести работы по защите от коррозии открыто проложенные магистральные заземляющие проводники снаружи здания; устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: произвести ремонт вентиляции в помещениях, кабинетах, палатах и на пищеблоке, произвести косметический ремонт оконных проемов, панелей лестничных маршей, дверных проемов палат и кабинетов, душевой на 4 этаже, в помещении столовой в отделении терапии, в кабинетах № 23, 32, 41, в пищеблоке. В судебном заседании старший помощник прокурора Александрова *.*. в связи с добровольным удовлетворением от части исковых требований отказалась и просила обязать МУЗ «<данные изъяты>» устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: установить отсутствующие штатные рассеиватели на светильниках; произвести заземление металлической ванны пищеблока, мойки моечной лаборатории, терапии; устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: произвести косметический ремонт оконных проемов, панелей лестничных маршей, дверных проемов палат и кабинетов, душевой на 4 этаже, в помещении столовой в отделении терапии, в кабинетах № 23, 32, 41, в пищеблоке.

В судебном заседании ответчик Фатеев *.*., действующий на основании прав по должности, исковые требования признал, при этом суду пояснил,
что является главным врачом МУЗ «<данные изъяты>». Исковые требования прокурора Комсомольского района в настоящее время выполнить не представляется возможным в ввиду отсутствия финансирования на текущий год, при формировании бюджета на 2012 год будут учтены расходы на выполнение данных работ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными.

К такому выводу суд пришел на основании следующего.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 1 указанного Федерального закона установлено, что под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и технического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным
органом.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностные лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганд), а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 года утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Из пункта 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации следует, что требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального
имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. № 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, который является нормативным документом по электроэнергетике.

В соответствии с пунктами 2.12.7., 2.7.6., 2.7.7 Правил технической эксплуатации установка в светильники сети рабочего и аварийного освещения ламп, мощность или цветность излучения которых не соответствует проектной, а также снятие рассеивателей, экранирующих и защитных решеток светильников не допускается. Каждая часть электроустановки, подлежащая заземлению или занулению, должна быть присоединена к сети заземления или зануления с помощью отдельного проводника. Последовательное соединение заземляющими (зануляющими) проводниками нескольких элементов электроустановки не допускается. Обязательное предохранение проложенных заземляющих проводников от коррозии, открыто проложенные магистральные заземляющие проводники снаружи здания не защищены от коррозии.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 58 утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность“.

В соответствии с п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность“ «Для внутренней отделки используются материалы в соответствии с функциональным назначением помещений.. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки
и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы, примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны».

Справкой о санитарном состоянии МУЗ «<данные изъяты>» Комсомольского муниципального района подтверждается нарушение п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность“.

В судебном заседании достоверно установлено, что в МУЗ «<данные изъяты>» Комсомольского муниципального района имеются нарушения правил пожарной безопасности и нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края к МУЗ «<данные изъяты>» Комсомольского муниципального района обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Решил:

Заявленные требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края к МУЗ «<данные изъяты>» Комсомольского муниципального района о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности санитарно-эпидемиологических нарушений удовлетворить.

Обязать Муниципальное Учреждение Здравоохранения «<данные изъяты>» Комсомольского муниципального района устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: установить отсутствующие штатные рассеиватели на светильниках; произвести заземление металлической ванны пищеблока, мойки моечной лаборатории, терапии; устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: произвести косметический ремонт оконных проемов, панелей лестничных маршей, дверных проемов палат и кабинетов, душевой на 4 этаже, в помещении столовой в отделении терапии, в кабинетах № 23, 32, 41, в пищеблоке в срок до 1 июня 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течении десяти дней
с момента изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий

Решение вступило в законную силу 29 июля 2011 года.