Судебная практика

По иску об оспаривании постановления о снятии с регистрационного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании права о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение от 26 июля 2011 года №. Архангельская область.

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего - Незговоровой *.*.

при секретаре – Богатыренко *.*.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Коряжма гражданское дело по иску Косикова *.*. к Главе МО «Город Коряжма» об оспаривании постановления о снятии с регистрационного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании права о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий,

Установил:

Косиков *.*. 27.05.2011 г. обратился в суд с иском к Главе МО «Город Коряжма» об оспаривании постановления о снятии с регистрационного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании права о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ссылается на то,
что 19 марта истец получил извещение от заместителя главы муниципального образования по городскому хозяйству В. о снятии его с учета военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в жилых помещениях Постановлением № 373 от 14.03.2011 г. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054. Действия главы МО «Город Коряжма» являются неправомерными на основании следующих законов: Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054 усматривается получение сертификата на приобретения жилья и носит добровольный, а не принудительный характер и предусматривает обеспечение приобретения жилой площади в размере 18 кв.м. на члена семьи. Постановление администрации города от 14.03.2011 г. № 373 вынесено на основании уже принудительного исполнения Постановления Правительства Российской Федерации № 1054 с совершенно незаконным уменьшением жилой площади до 13.1 кв.м. на члена семьи и лишением права на дополнительную комнату или жилую площадь не менее 9 кв.м., истцу, как ликвидатору ядерной аварии. На обращение Косикова *.*. к Елезову *.*., в 2007 г. как к депутату Областного Собрания депутатов, его помощницей З. было рассмотрено заявление о проволочках в обеспечении жильем Косикова *.*. как военнослужащего, уволенного в запас как ликвидатора ядерной аварии. В ответе от 28.04.2007 г. № 15/1955 указывается, что Косиков *.*. имеет право на получение сертификата в обоих случаях. При личном разговоре Елезова *.*. и Косиковым *.*. ни какой речи о снятии истца с учета нуждающихся в жилье речи не было, наоборот, Елезов *.*. сожалел, что не может помочь Косикову *.*., так как обеспечение квартирой, а не сертификатом может только глава города. По приказу Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г.
№ 80 была проведена полная проверка учётных дел военнослужащих, у истца все документы были в наличии, что подтверждает ответ главы г. Коряжма Елезова *.*. от 05.10.2010 г. Постановление МО «Город Коряжма» № 373 противоречит ст. 3, 13 и ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащего», вступившего в силу с 01.01.2011 г., военнослужащий, вставший на учёт до 01 января 2005 г., обязан предоставить доказательства в необходимости обеспечения его жильём на момент регистрации (в 1991 г. истец проживал в ведомственной квартире, а на сентябрь 1995 г. не имел даже прописки, в квартиру тёщи, которая впоследствии осталась дочери истца, его не прописывали почти два месяца, так как не позволял метраж), военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений и, в случае, если жильё ведомственное муниципальное образование, жилое помещение предоставляется по выбору места жительства военнослужащего. В соответствий с п.6 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации фактически содержит в себе два

состоятельных основания для снятия с учета в качестве нуждающегося в получении жилья - это выявление ложных сведений и неправомерное действие должностных лиц. Проверка Министерства Обороны ложных сведений не выявила, ни истец, ни его супруга в приватизации жилья не участвовали, а несовершеннолетние дети имеют право дважды участвовать в

приватизации, то есть при обеспечении Косикова *.*. жилым помещением дочь не лишается права на получение 18 кв. м. как член семьи военнослужащего. В Постановлении № 373 от 14 марта 2011 г. выносится как неправомерное действие главы администрации МО «Город Коряжма»
при изменении законодательства на 1998 г., то есть действующий мэр, как глава исполнительной власти г. Коряжма, не привел вступившее законодательство к исполнению: все очередники, уволенные в запас, должны быть проверены на предмет имеющегося жилья согласно нормам г. Коряжмы. Нет сведений о должной проверке, на основании которой могло быть вынесено Постановление № 373 от 14 марта 2011 г., с указанием привлечения должностных лиц, не приведших исполнение закона как исполнительной власти г. Коряжма, так и сотрудников прокуратуры г. Коряжма, как контролирующий орган исполнения законодательства, не привлекших нарушителей закона к ответственности, что является неисполнение служебных обязанностей. Без вышеуказанной проверки Постановление № 373 от 14 марта 2011 г. не имеет юридической силы. Конституция Российской Федерации является базовым нормативным актом всякого рассмотрения российского законодательства, согласно ч.1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, она имеет высшую

юридическую силу. В соответствии с ч. 1 ст.21 Конституции Российской Федерации: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть использовано для его умаления» и решений Конституционного Суда, где неоднократно указывалось: «Данные граждане относятся к лицам, которых государство обеспечивает жильем - это военнослужащие и граждане, выполнившие возложенные на них по контракту обязанности военной службы,

федеральный законодатель исходил из того, что по смыслу ст.37 (ч.1 и ч.3) и ст. 53

Конституции Российской Федерации, рассматриваемый во взаимосвязи с ст. 77 (п. «б» ч.1) и ст.114 (п. «д» ч.1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы,
предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с

опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих,

содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Определения Конституционных Судов Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 275-О и от 30 сентября 2004 г. № 428-О). Согласно устоявшейся судебной практике Европейского Суда по правам человека (далее

ЕСПЧ) под категорией «Собственность» понимается не только «существующая

собственность», но и активы, включая требования, в отношении которых заявитель может утверждать, что у него имеются «правомерные ожидания» осуществления своего имущественного права. Исходя из этого, ЕСПЧ принимает к

рассмотрению такого рода заявления, рассматривая их как споры о нарушения права собственности. Представляется, что военнослужащие, принятые на учет и не

совершившие при этом каких-либо неправомерных действий, имели правомерные

ожидания своего права на жилище. Поэтому, с точки зрения ЕСПЧ, снятие их с учета затрагивает право «на уважение своей собственности» и является нарушением ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суды Российской Федерации как страны, подписавшей Конвенцию, обязаны следовать решениям и постановлениям ЕСПЧ по аналогичным вопросам, возникающим из-за противоречий внутреннего законодательства страны. Следует учесть, что главой МО «Город Коряжма неоднократно нарушался Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ч. 3 ст. 5: «Получать ответ по существу поставленных в обращении вопросов» и ч. 2 ст. 24
Конституции Российской Федерации: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» в части не предоставления заверенной должным образом, (заверенная ксерокопия с гербовой печатью) копии Постановления о снятии с очередности Косикова *.*. как военнослужащего, уволенного в запас: по заявлению Косикова *.*. главе МО «Город Коряжма» Елезову *.*. от 20 октября Косиков *.*. вместо заверенного должным образом Постановления № 373 от 14 марта 2011 г. Косиков *.*. получил извещение о снятии с учета; На повторный запрос Косикова *.*. от 05 апреля 2011 г. главе МО «Город Коряжма»

Елезову *.*. о предоставлении заверенных должным образом копий Постановлений Косиков *.*. получает архивные выписки из двух Постановлений и выписку из Постановления № 373 от 14 марта 2011 г., где даже не указывается, что Косиков *.*. снимается с очередности граждан, ранее нуждающихся в жилых помещениях как военнослужащий, уволенный в запас. Просит Постановление № 373 от 14 марта 2011 г. главы МО «Город Коряжма» Елезова *.*. признать ничтожным; Обязать главу МО «Город Коряжма» Елезова *.*. предоставить Косикову *.*. заверенные должным образом копии постановления главы МО «Город Коряжма» № 373 от 2011 г.; постановления главы г. Коряжма № 716 от.28.09.1995 г.; постановления мэра г. Коряжма № 171 от 04.03.1997 г. Взыскать в пользу Косикова *.*. оплату государственной пошлины в размере 200 рублей;

По своей инициативе суд привлекает в качестве соответчика по делу администрацию МО «Город Коряжма».

В судебное заседание Косиков *.*. не явился, извещен надлежащим образом, в письменных пояснениях
ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Также дополнил, что предоставленная копия постановления за № 1130 от 15.07.2010 г. не заверена государственной гербовой печатью Российской Федерации и поэтому не может иметь полной юридической силы. В данном постановлении не указано какое из 3 постановлений о постановке на учет Косикова *.*. как нуждающегося в улучшении жилищных условий отменяет: от 06.12.1991 г. за № 3, от 18.09.1995 г. за № 716, от 04.03.1997 г. за № 171. В оспариваемом постановлении имеются нарушения Федерального закона «О статусе военнослужащих», так как члены семьи военнослужащих имеют право на норматив 18 кв. м. на человека и основания снятия с воинского учета в г. Коряжма с выбытием в Котласский район Архангельской области нарушает его право выбора места жительства, так как оба муниципальных образования находятся в Архангельской области.

Представитель ответчика МО «Город Коряжма» Моисеев *.*. с иском не согласен и пояснил, что Косиков *.*. Постановлением Главы администрации города от 06 декабря 1991 г. № 3 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в общий список очередности по заявлению от _.__ г. как военнослужащий за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Как военнослужащий, уволенный в запас, истец поставлен в список первоочередного предоставления жилой площади по заявлению от _.__ г. Постановлением Главы администрации города Коряжмы от 28 сентября 1995 г. № 716. Им были предоставлены документы об увольнении и удостоверение о праве на льготы по обеспечению жильем. Постановлением мэра города Коряжмы от 04 марта 1997 года № 171 Косиков *.*. поставлен
на учет в список первоочередного получения жилой площади как ветеран подразделения особого риска, приравненный к участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, по заявлению от _.__ г.. Обеспечение жильём граждан, относящихся к категории военнослужащих, уволенных в запас по выслуге лет или сокращению штатов, в администрации муниципального образования «Город Коряжма» до 1995 года осуществлялось за счёт выделенных средств федерального бюджета. С 1996 года средства федерального бюджета для строительства или приобретем жилья для вышеуказанной категории граждан муниципальному образованию «Город Коряжма» выделялись только в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» (1998-2004 годы) федеральной целевой подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Предоставление квартир и выдача государственных жилищных сертификатов осуществлялись строго в порядке очереди. Косиков *.*. не был обеспечен жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как в октябре 1995 года при сдаче дома № администрацией города Коряжмы было предоставлено 13 квартир военнослужащим, уволенным в запас. До Косикова *.*., к сожалению, очередь не дошла. Истцу неоднократно письменно и устно разъяснялись условия и порядок участия в федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» федеральной целевой подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Заявление о включении в состав участников от него не поступало. Информации о предоставлении жилой площади в 1992-1994 года гражданам, уволенным из вооруженных сил в запас или отставку, на которую Косиков
*.*. постоянно ссылается в своих заявлениях, в администрации города нет, так как документы уничтожены по истечению срока хранения в соответствии с Перечнем типовых документов, согласно которому документы (заявления, докладные записки, сведения, справки, переписка) о предоставлении, распределении и обмене жилой площади хранятся 5 лет после предоставления жилой площади (статья 731). В период с 1992 по 1994 годы Косиков *.*. не мог быть обеспечен органами местного самоуправления жилым помещением в городе Коряжме как гражданин, уволенный с военной службы, так как в то время проходил военную службу в в/ч №. В связи с поступившим в администрацию города письмом министерства строительства Архангельской области от 18.08.2010 г. № 201/1671 о предстоящих изменениях в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и о необходимости проведения ревизии учетных дел граждан, уволенных с военной службы (службы), вставших на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях до 01.01.2005 года, была проведена ревизия учетного дела Косикова *.*. Косикову *.*. было направлено письмо от 30.08.2010 г. № 07/4040 о предоставлении недостающих документов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». Из списка недостающих документов он отказался предоставить в администрацию города выписку из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всех членов семьи и справку из Бюро технической инвентаризации,
подтверждающую размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма. Администрация города вынуждена была запросить вышеуказанные справки самостоятельно. На запрос администрации города из Управления Росреестра по Архангельской области и НАО и Коряжемского филиала «Бюро технической инвентаризации» поступили сведения о наличии на праве собственности у несовершеннолетней дочери Косикова *.*., состоящей на учете в составе его семьи, двухкомнатной квартиры общей площадью 44,9 кв.м. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона “О статусе военнослужащих“, подлежат учету и другие нормы действующего законодательства. В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент признания Косикова *.*. нуждающимся в получении жилья. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в собственности. В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещен занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площади жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Таким образом, закрепив в подп. “г“ п. 26 Правил положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы Правительство Российской Федерации действовало в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих“ и Жилищного кодекса Российской Федерации. Общая площадь жилого помещения, находящаяся в собственности члена семьи Косикова *.*. (дочери) превышает норму предоставления общей площади 13,1 кв.м. на каждого члена семьи, утвержденную Решением городской Думы от 22.02.2006 г. №151. Норма предоставления площади жилого помещения 18 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека, которая указана в заявлении истца, применяется при обеспечении жилым помещением в собственность бесплатно или по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащего» за счет средств федерального бюджета. Руководствуясь пунктом 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих, и сотрудников Государственной противопожарной службы нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054, Косиков *.*. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию «Решение жилищной проблемы». В соответствии с заявлением Косикова *.*. от _.__ г. предоставлении заверенных должным образом (заверенная ксерокопия гербовой печатью) копий постановлений администрации города ему были направлены выписки из запрашиваемых постановлений, так как в указанных постановлениях содержатся персональные данные других граждан, которые администрация города не вправе распространять.

Также представитель ответчика пояснил в суде, что после дополнительной проверки 15.07.2011 г. вынесено Постановление за № 1130 о внесении дополнений в Постановление от 14.03.2011 г. № 373, согласно которого Косиков *.*. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как он в настоящее время снят с воинского учета в г. Коряжма в связи с выездом на другое постоянное место жительства в Котласский район. При снятии с учета нет оснований отменять все постановления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Косиков *.*. снят со всех видов учета (как ликвидатор аварии «Чернобыль», как военнослужащий). В течение длительного времени Косикову *.*. неоднократно разъяснялись его права на получение сертификатов для участия в федеральных программах «Жилье», необходимо было только написать заявление, финансирование этих программ идет за счет средств федерального бюджета, сертификаты выдаются в администрации области. Неоднократно, на все запросы Косикова *.*. высылались запрашиваемые документы, которые заверялись печатью муниципального образования, на котором есть герб города. Гербовые печати с гербом Российской Федерации в МО «Город Коряжма» не положены по закону.

Выслушав представителя ответчика, ознакомившись с материалами дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Косикова *.*. в полном объеме.

Согласно постановления администрации г. Коряжма от 14.03.2011 г. за № 373 «Об итогах перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в 2011 г. снят с учета граждан, ранее нуждавшийся в жилом помещении Косиков *.*., в собственности у несовершеннолетней дочери имеется квартира по адресу <данные изъяты>., состав семьи 3 человека (л.д. 11). 15.07.2011 г. вынесено Постановление, согласно которого внесено в п. 37 списка граждан, снятых с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по итогам перерегистрации в 2011 г., являющимся приложением к постановлению администрации города от 14.03.2011 г. №373 «Об итогах перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в 2011 г.» изменение, изложив его в следующей редакции: Косиков *.*. (по основаниям, предусмотренным п.п. «в», «г» пункт 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054) снят с воинского учета в г. Коряжма и выбыл в <данные изъяты>. В собственности у несовершеннолетней дочери квартира <данные изъяты>

Заявлением от 14.11.1991 г. Косиков *.*. просит внести на обсуждение просьбу о принятии его на учет для получения жилой площади (л.д. 26).

Согласно справке срок службы Косикова *.*. в районе Крайнего Севера составляет 7 лет (л.д. 27).

Согласно справке в состав семьи Косикова *.*. входят: жена – М., сын А., занимаемая площадь – кв.м., прописан по адресу: <адрес> (л.д. 28).

Заявлением от 05.09.1995 г. Косиков *.*. просит внести на обсуждение исполкома его просьбу о принятии на учет для получения жилой площади, состав семьи – 3 человека (л.д. 29).

Заявлением от 06.02.1997 г. Косиков *.*. просит внести его в список «Чернобыльцев» на получение жилья, так как он не имеет удостоверения «Ветеран подразделений особого риска» и пользуется льготами п. 1 «в». На основании данного заявления Косиков *.*. поставлен в льготную очередь первоочередного предоставления жилой площади как участник ликвидации аварии на ЧАЭС (подразделение особого риска, приравненных к ним) от 05.09.1995 г., так как в это время были предоставлены документы (л.д. 30).

Согласно справке к удостоверению мичман запаса Косиков *.*. 09.11.1994 г. уволен с военной службы по сокращению штатов (л.д. 31).

Приказом командира воинской части 39123 № 311 от 08.11.1994 г. Косиков *.*. исключен из списка личного состава части всех видов довольствия и обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в Котласский РВК Архангельской области. Выслуга лет мичмана Косикова *.*. составляет в календарном исчислении 12 лет 18 дней в льготном исчислении 21 год 11 месяцев 06 дней. Выплатить мичману Косикову *.*. денежное вознаграждение за период с _.__ г. по _.__ г. в полном размере (л.д. 32).

Согласно выписки из приказа командира <данные изъяты> от _.__ г. мичман Косиков *.*., техник <данные изъяты> флота уволен с действительной военной службы в запас по ст. 48 ч. 1 (по истечении установленного срока военной службы - обязательства) (л.д. 33).

Согласно справки от _.__ г. № мичман Косиков *.*. имеет состав семьи: жена – М. и сын – А. (л.д. 34).

Согласно справке от _.__ г. № Косиков *.*., согласно записи в личном деле, имеет выслугу лет на действительной военной службе на _.__ г. в календарном исчислении 12 лет 18 дней, в льготном исчислении 21 год 11 месяцев 06 дней, из них на <данные изъяты> – 9 лет 11 месяцев 09 дней (л.д. 35).

Согласно архивной справки от _.__ г. № Косиков *.*. поставлен на учет в список первоочередного получения жилой площади ветерана подразделения особого риска, приравненного к участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС по заявлению от _.__ г. (л.д. 12).

Согласно архивной справки от _.__ г. № Косиков *.*. поставлен на учет в список очередности лиц, уволенных из Вооруженных Сил по сокращению штатов под № 18 (л.д. 13).

Согласно справке от _.__ г. № Косиков *.*. зарегистрирован по месту жительства <данные изъяты> вместе с женой М. и несовершеннолетней дочерью В. (л.д. 18).

Согласно ответа Коряжемского филиала «БТИ» от _.__ г. № в собственности В. по состоянию на _.__ г. имеется 1/2 доля квартиры по адресу: <адрес> по договору передачи квартиры в собственность № от _.__ г.; 1/2 доля квартиры по адресу: <данные изъяты> по договору дарения от _.__ г., удостоверенному нотариусом Т., реестр №, Свидетельство о государственной регистрации права от _.__ г. В собственности Косикова *.*. и М. недвижимое имущество в <адрес> не зарегистрировано и не было зарегистрировано ранее (л.д. 19).

Согласно выписки из ЕГРП от _.__ г. № правообладателю В. принадлежит имущество по адресу: <адрес>, общая долевая собственность, 1/2 доля в праве, о чем в ЕГРП _.__ г. сделана запись регистрации № (л.д. 20).

Согласно ответа администрации МО «Город Коряжма» от 08.01.2003 г. № 8 Косиков *.*. в списке участников федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» не состоит, так как не обращался с заявлением о включении в состав кандидатов на участие в этой программе в рабочую группу по выдаче жилищных сертификатов гражданам, уволенным с военной службы, администрации г. Коряжма. Размер субсидии рассчитывается федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим выдачу сертификатов. Социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в размере 33 кв. м. – для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности 3 человека и более. Для граждан – участников программы, имеющих в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и абзацем 3 ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1, право на дополнительную общую площадь жилого помещения, расчет размера субсидии производится с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м (л.д. 23).

Согласно ответа администрации МО «Город Коряжма» от 06.07.2005 г. № 15/2516 Косиков *.*. в списке участников федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» не состоит, так как не обращался с заявлением о включении в состав кандидатов на участие в этой программе в рабочую группу по выдаче жилищных сертификатов гражданам, уволенным с военной службы, администрации г. Коряжма. Государственный жилищный сертификат гражданину, состоявшему в списке граждан – участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» по муниципальному образованию «Город Коряжма», последний раз предоставлялся в июне 2002 г. Субсидия предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для разной численности. Социальная норма площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующих размерах: 33 кв.м. – для одиноких граждан; 42 кв. м. – на семью из 2 человек; по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 3 человек и более. Размер субсидии рассчитывается федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим выдачу сертификатов (л.д. 24).

Согласно ответа администрации МО Город Коряжма» от 28.04.2007 г. № 15/1955 о состоянии в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях сообщает, что Косиков *.*. состоит в общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации г. Коряжма под № 212 и в списке граждан, пользующихся первоочередным правом получения жилой площади под № 224. Участие в программе является добровольным и носит заявительный характер.

Согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153, Косиков *.*. может подать заявление об участии в программе (л.д. 25).

Согласно списка граждан, относящихся к категории военнослужащих, уволенных в запас, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получившие квартиры и государственные жилищные сертификаты в период с 1995 г. по настоящее время 32 человека получили квартиры и жилищные сертификаты (л.д. 36).

Согласно п. 2, 7, 8 и п. 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Архангельской области от 16.03.1993 г. № 62 на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающие в данном населенном пункте. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи восемь и менее кв.м. Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. И предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев: улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и более кв.м. и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства (л.д. 37-42).

Согласно ст. 1 п. 2 пп. «а», ст. 2 п. 1, ст. 3 п. 4, пп. «а,б,в», ст. 5, ст. 6 и ст. 8 п. 11 и 12 Областного закона «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде признаются малоимущие граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения. Учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту жительства органом местного самоуправления городского сельского поселения, городского округа Архангельской области. Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области заявление установленного образца по форме, утверждаемой указом Губернатора Архангельской области, с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. К заявлению прилагаются следующие документы: а) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное Решение о признании членом семьи и т.п.); б) Решение органа местного самоуправления соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области, подтверждающее признание гражданина малоимущим в целях принятия на учет; в) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: выписка из домовой книги - для собственников жилых домов; поквартирная карточка, лицевой счет - для нанимателей жилых помещений; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, Решение о предоставлении жилого помещения), - для нанимателей жилых помещений; документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, выписка из технического паспорта жилого помещения - для собственников жилых помещений. Уполномоченный орган местного самоуправления ежегодно проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В случае, если в составе сведений о гражданине или членах его семьи произошли изменения, гражданин обязан представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в жилых помещениях с учетом новых представленных документов. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: а) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; б) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (кроме граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года); в) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование; г) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; д) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; е) выявления в представленных ими документах в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа местного самоуправления при решении вопроса о принятии на учет; ж) утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилого помещения по договору социального найма (кроме граждан, принятых на учет после 1 марта 2005 года). Решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должно быть принято уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения. Решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должно содержать основания снятия с такого учета. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. При получении жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма граждане обязаны освободить жилое помещение, ранее занимаемое по договору социального найма, за исключением случаев предоставления жилья в дополнение к имеющемуся. При отказе освободить ранее занимаемое жилое помещение граждане получают жилое помещение, общая площадь которого соответствует разнице между нормой предоставления площади жилого помещения в расчете на данную семью и общей площадью жилого помещения, имеющегося до предоставления. Граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, при получении жилых помещений по договорам социального найма могут безвозмездно передать принадлежащее им на праве собственности жилое помещение в государственную или муниципальную собственность (л.д. 44-47).

Согласно ответа от 05.10.2010 г. № 07/4576 администрация МО «Город Коряжма» сообщает, что в соответствии с поручениями Председателя Правительства Российской Федерации *.*. Путина от 23.11.2009 г. № ВП-П9-52пр и от 27.04.2010 г. № ВП-П13-2737 Решение жилищной проблемы граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих на учете нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) в муниципальных образованиях, необходимо завершить до 01 января 2012 года. В связи с этим Правительством Российской Федерации в настоящее время вносятся изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы). В четвертом квартале текущего года планируется выделение субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для решения жилищных проблем указанной категории граждан на приобретение жилых помещений или предоставление им социальных выплат на приобретение жилья. В целях выполнения поручений Председателя Правительства Российской Федерации *.*. Путина по решению жилищной проблемы граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, администрацией города у Косикова *.*. были запрошены необходимые документы письмом от 30.08.2010 г. № 07/4040. В учетном деле Косикова *.*. имеются следующие документы: удостоверение о праве на льготы; приказ об исключении из списков воинской части; справка об общей продолжительности военной службы; справка о сдаче жилья по последнему месту военной службы; копия удостоверения «Ветеран подразделений особого риска Российской Федерации»; справка о составе семьи. Остальные недостающие документы, перечисленные в письме 30.08.2010 г. № 07/4040, необходимо представить в администрацию города для подтверждения права на получение жилья за счет средств федерального бюджета. Администрация города на поставленные Косиковым *.*. в заявлении вопросы отвечает следующее: в соответствии с Решением Исполнительного комитета Коряжемского

городского Совета народных депутатов от 13.04.1988 г. № 18/11 жилое

помещение по адресу: <адрес> было предоставлено по ордеру

№ от _.__ г. Л., как очереднику

состав семьи 3 человека (Л., Л. НА., *.*.); остальных документов в архиве администрации города нет; в соответствии с Решением Исполнительного комитета Коряжемского городского Совета народных депутатов от 06.12.1991 г. № 3 по заявлению 14.11.1991 года Косиков *.*. принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; в соответствии с Постановлением главы администрации от 28.09. 1995 г. №716 Косиков *.*. занесен в списки льготного предоставления жилья на основании заявления от 05.09.1995 г., приказа об исключении из списков воинской части, справки об общей продолжительности военной службы, справки о сдаче жилья по последнему месту военной службы (имеются в деле) (л.д. 78-79).

Ответом от 30.08.2010 г. № 07/4040 о предоставлении недостающих документов администрация МО «Город Коряжма» сообщает, что согласно поручению Председателя Правительства Российской Федерации *.*. Путина от 23 ноября 2009 года № ВП-П9-52пр жилищная проблема граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 января 2005 года, должна быть решена в полном объеме до 01 января 2012 года. Как показала практика реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, большинство очередников указанной категории отказываются от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения и изъявляют желание получить готовое жилье. Учитывая изложенное, а также во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации *.*. Путина от 10 июня 2010 года № ВП-П9-3921 Минрегионом России разработан и в настоящее время проходит процедуру согласования проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в основе которого предусматривается предоставление субвенций субъектам Российской Федерации для приобретения (строительства) жилья гражданам, уволенным с военной службы (службы). Первую часть субвенций из федерального бюджета планируется довести до субъектов Российской Федерации уже в ноябре 2010 года. На основании вышесказанного, в целях правомерного распределения средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья для граждан, уволенных с военной службы (службы), в администрации города проведена ревизия учетного дела Косикова *.*. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. списка документов, подтверждающих право граждан на обеспечение жильем за средств федерального бюджета, в учетном деле Косикова *.*. не хватает следующих документов, которые необходимо предоставить в ближайшее время: выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы); справка о составе семьи (по состоянию на текущий год); справка об отсутствии забронированной жилой площади (выдается квартирно-эксплуатационным органом войсковой части); справка о непредоставлении субсидий для строительства жилого помещения (справка выдается командованием части); выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки) и копия финансового лицевого счета (по состоянию на текущий год); выписка из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всех членов семьи в Управлении Федеральной регистрационной службы; технический паспорт жилого помещения или справка Бюро технической

инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящих в пользовании на основании договора социального найма; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого

помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации) (л.д. 80).

Согласно ответа от 06.05.2011 г. № 07/2455 администрация МО «Город Коряжма» направляет документы: выписка из постановления администрации города от 14.03.2011 г. № 373 «Об итогах перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в 2011 г.»; выписка из постановления Главы администрации города Коряжма от 28.09.1995 г. № 716 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий»; выписка из постановления Мэра города Коряжма от 04.03.1997 г. № 171 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (л.д. 81).

Согласно решения МО «Город Коряжма» от 22.02.2006 г. № 151 «Об установления нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена на территории МО «Город Коряжма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13,1 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека; учетную норму площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12,0 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека (л.д. 86).

Согласно Постановления от 06.12.1991 г. № 3 Косиков *.*. поставлен на учет в общий список очередности при администрации г. Коряжма под № 1042 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 94).

Согласно Постановления от 28.09.1995 г. № 716 Косиков *.*. поставлен на учет в список очередности лиц, уволенных из Вооруженных Сил по сокращению штатов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 95).

Согласно Постановления от 04.03.1997 г. № 171 Косиков *.*. поставлен на учет в список первоочередного получения жилой площади ветерана подразделения особого риска, приравненного к участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 96-98).

Согласно заявления № 6175 от 01.10.1997 г. Косиков *.*. и М. отказались от приватизации квартиры № в доме № по ул. <адрес> в пользу детей, в квартире было зарегистрировано 4 человека. Договором № от _.__ г. А. отказался от приватизации квартиры № в доме № по <адрес> в пользу В. (л.д. 134).

Квартира № в доме № по <адрес>, согласно договору дарения от _.__ г. передана в собственность В. (л.д. 137-138).

Согласно Свидетельству от _.__ г. № и № в общей долевой собственности В., 1/2 доля, имеется квартира № в доме № по <адрес> (л.д. 135,136).

В собственности Косикова *.*. имеется земельный участок для личного подсобного хозяйства, площадью 2460 кв. м., согласно кадастрового паспорта земельного участка от _.__ г. (л.д. 139).

Согласно сообщения ООО «Комплекс» № от _.__ г. по адресу <адрес> настоящий момент никто не зарегистрирован (л.д. 148,149).

Согласно справке от _.__ г. № Косиков *.*. снят с воинского учета _.__ г. в МО «Город Коряжма», в связи со сменой места жительства (л.д. 151).

Согласно сообщения УФМС России по Архангельской области в г. Коряжма от 21.07.2011 г. № Косиков *.*. был снят с регистрационного учета _.__ г. на основании личного заявления, в связи с выбытием в д. <адрес>. Также _.__ г., на основании личного заявления, были сняты с регистрационного учета по адресу <адрес> М. с дочерью В.

Согласно ксерокопии технического паспорта на дом № д. <адрес> процент износа составляет 64 %, общая площадь - 72,2 кв.м.

В судебном заседании установлено, что первоначально в 1991 г. Косиков *.*. был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий в общий список очередности как военнослужащий воинской части № под № 1042 и одновременно поставлен на учет граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив под № 67 (л.д. 94) (проходил службу в <адрес>, состав семьи 3 человека). В 1995 г. Косиков *.*. был поставлен на учет в список очередности лиц, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации по сокращению штатов под № 18 (л.д. 95) и в 1997 г. Косиков *.*. был поставлен на учет в список первоочередного получения жилой площади ветерана подразделения особого риска, приравненного к участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 98).

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 Жилищного Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В соответствии со ст. 57 п. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. за № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; решения жилищной проблемы; заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения. Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания.

В судебном заседании установлено, что несовершеннолетний член семьи Косикова *.*. его дочь В. имеет в собственности в <адрес> квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. На сегодняшний день состав семьи Косикова *.*. составляет 3 человека, он, его супруга и несовершеннолетняя дочь. Сын А. согласно поквартирной карточки в 1998 г. снят с регистрационного учета в армию, после службы в армии по месту жительства не регистрировался, _.__ г. по запросу выписан в <адрес>, воинская часть № (л.д. 149). _.__ г. А. подарил принадлежащую ему 1/2 долю в квартире по адресу <адрес> своей сестре. Учетная норма предоставления гражданам жилых помещений в <адрес> составляет 14 кв.м. на человека, Косиков *.*. и его несовершеннолетняя дочь имеют квартиру в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., то есть на каждого члена семьи приходится по 14,66 кв.м. Кроме того с _.__ г. Косиков *.*. и члены его семьи жена и несовершеннолетняя дочь сняты с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> связи с выбытием в д. <адрес>. _.__ г. по личному заявлению Косиков *.*. снят с воинского учета в МО «Город Коряжма» в связи со сменой места жительства. В материалах дела имеются неоднократные ответы из администрации МО «Город Коряжма» Косикову *.*., где ему разъяснялось, что для получения жилищных сертификатов ему необходимо написать заявление, разъяснялись порядок получения сертификатов в рамках федеральной программы «Жилище». До настоящего времени Косиковым *.*. заявления о получении жилищного сертификата не подавалось. В 2005 г. Косиков *.*. обращался в суд с иском к МО «Город Коряжма» об обеспечении жилой площадью, где ему вновь был разъяснен порядок обеспечения граждан жильем за счет средств федерального бюджета в форме предоставления субсидий через органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В связи с тем, что Косиков *.*. имеет совместно на состав семьи 3 человека квартиру общей площадью 44,9 кв.м., выехал на место жительства в другое муниципальное образование <данные изъяты> снят с воинского учета в МО «Город Коряжма», он подлежит снятию с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации ч. 1 пп. 2 п. 3 и на основании ст. 26 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», согласно которого военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; решения жилищной проблемы.

В соответствии со п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, то есть при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона «О статусе военнослужащих», подлежат учету и другим нормам действующего законодательства. Наличие у Косикова *.*. и членов его семьи в собственности жилого помещения по установленным нормам жилых помещений является основанием для снятия граждан с учетом в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты или основания, давшие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Косиков *.*. был поставлен на учет граждан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как военнослужащий, уволенный в запас и как ликвидатор Чернобыльской АЭС. Поскольку в настоящее время имеется в собственности Косикова *.*. совместно с несовершеннолетней дочерью жилое помещение, площадью 44,9 кв.м. на 3 человека, он подлежит снятию с учета граждан, нуждающихся в получении жилья, и соответственно, он снимается с учета из всех списков очередности. Ссылки Косикова *.*. на п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации как основания снятия его с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не состоятельные, так как согласно Постановления администрации г. Коряжма № 1130 от 15.07.2011 г. он снят с учета по другим основаниям.

Согласно ст. 7 Устава МО «Город Коряжма» структуру органа местного самоуправления МО «Город Коряжма» составляют Городская Дума, Глава МО «Город Коряжма», администрация МО «Город Коряжма» (л.д. 54). В ст. 24 Устава предусмотрены полномочия главы МО «Город Коряжма», согласно которых в пределах своих полномочий издает правовые акты. Администрация МО «Город Коряжма» в соответствии со ст. 26 Устава обладает полномочиями в сфере управления муниципальным жилищным фондом. В систему муниципальных правовых актов входят правовые акты Главы МО «Город Коряжма» (Постановления и Распоряжения), правовые акты администрации МО «Город Коряжма» (Постановления и Распоряжения).

Анализируя представленные доказательства суд приходит к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Косикова *.*. о признании ничтожным постановления администрации МО «Город Коряжма» № 373 от 14.03.2011 г. с последующими изменениями от 15.07.2011 г. за № 1130 о снятии Косикова *.*. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по итогам перерегистрации в 2011 г. Суд не находит также оснований для удовлетворения требований Косикова *.*. об обязывании ответчика предоставить ему заверенные должным образом копии постановления № 373 от 14.03.2011 г., постановления № 716 от 28.09.1995 г., постановления № 171 от 04.03.1997 г. В обосновании своих требований ссылается на то, что ранее предоставлялись ему копии, не заверенные гербовой печатью, так как в печати отсутствует государственный герб Российской Федерации. Администрация МО «Город Коряжма» имеет свою печать, на которой изображен герб города, государственный герб изображается только на печатях и бланках государственных органов. Принимая во внимание, что Косикову *.*. ранее неоднократно высылались по его запросам постановления, заверенные печатями администрации МО «Город Коряжма», то есть заверенные в установленном порядке, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований в части обязывания предоставить копии постановлений, заверенных гербовой печатью Российской Федерации нет.

Снятие Косикова *.*. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в г. Коряжма не лишает Косикова *.*. права на постановку на учет в <данные изъяты> по месту его постоянного жительства при наличии оснований. Предоставление субсидий из федерального бюджета на приобретение жилья, находятся в ведении субъекта Российской Федерации, то есть администрации Архангельской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса,

Решил:

В удовлетворении исковых требований Косикова *.*. к Главе МО «Город Коряжма» и администрации МО «Город Коряжма» о признании ничтожным постановления № 373 от 14.03.2011 г. и постановления № 1130 от 25.07.2011 г., о снятии с регистрационного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании права о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий – отказать.

В удовлетворении исковых требова Ф.И.О. к Главе МО «Город Коряжма» и администрации МО «Город Коряжма» об обязывании предоставить копии постановлении, заверенных гербовой печатью Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи жалобы в Коряжемский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме (в окончательной форме Решение суда изготовлено 29 июля 2011 года)

Председательствующий - *.*. Незговорова