Судебная практика

Об оспаривании статей 8, 9, 15 Устава городского поселения — город Семилуки Семилукского муниципального района воронежской области. Решение от 14 июля 2011 года №. Воронежская область.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Лесничевской *.*.,

при секретаре Колесниковой *.*.,

с участием прокурора Семилукского района Василенко *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению

прокурора Семилукского района в интересах Российской Федерации об оспаривании статей <данные изъяты> Устава городского поселения – город Семилуки,

Установил:

Прокурор Семилукского района в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с заявлением, в котором указывает, что положения, содержащиеся в статьях <данные изъяты> Устава городского поселения – город Семилуки противоречат требованиям федерального законодательства, в связи с чем, просит признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Василенко *.*. уточнила
заявленные требования и пояснила, что Решением Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в <данные изъяты> Устава, поэтому в этой части она заявленные требования не поддерживает. Просит обязать заинтересованное лицо в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести редакцию статей <данные изъяты> Устава в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки по доверенности Строкова *.*. против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением муниципального Совета города Семилуки от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Устав городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, который зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по ЦФО (л.д. 8-12).

Указанный нормативно-правовой акт разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и определяет правовой статус муниципального образования, перечень вопросов местного значения, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

Согласно статье 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федератi i, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В Федеральный закон № 131-ФЗ внесен ряд изменений, затрагивающих указанные выше вопросы.

Названные обстоятельства требуют приведения в соответствие с
нормами Закона соответствующих положений Устава муниципального образования.

Так, Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесет и изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в пункте 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ слова «финансирование муниципальных учреждений» заменены словами «осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также».

Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений и Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона К12 131-ФЗ слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)» были исключены.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 191-ФЗ «О внесении изменений и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О теплоснабжении» часть 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктом 4.2 следующего содержания: «4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Указанные обстоятельства требуют приведения статьи <данные изъяты> Устава городского поселения - город Семилуки (Полномочия органов местного самоуправления) в соответствие с требованиями Закона.

Кроме того, Федеральным законом от 20.03.2011 № 38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации м местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на
выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов» статья 24 Федерального закона № 131-ФЗ, регламентирующая порядок отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, дополнена частью 2.1 следующего содержания: «2.1. В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется“.

В связи с изложенным необходимо привести статью <данные изъяты> Устава городского поселения - город Семилуки (Голосование по отзыву депутата, главы городского поселения – город Семилуки) в соответствии с требованиями закона.

Также Федеральным законом № 38-ФЗ Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)) дополнен статьей 35.1, закрепляющей процедуру образования фракции в представительном органе муниципального образования, а также требования, предъявляемые к депутатам в составе соответствующей фракции.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, структура и порядок формирования органов местного самоуправления.

Однако в Уставе городского поселения - город Семилуки процедура образования фракций в составе представительного органа местного самоуправления не определена.

Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 5 части I статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляющей перечень вопросов местного значения поселения, после слов «в границах населенных пунктов поселения» дополнен словами «, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)».

Таким образом, перечень вопросов местного значения расширился.

Указанные обстоятельства требуют приведения статьи <данные изъяты> Устава городского поселения - город Семилуки (Вопросы местного значения городского поселения - город Семилуки) в соответствие с
требованиями Закона.

Статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что предметом прокурорского надзора является, в том числе, надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.

При осуществлении надзора на данном участке работы прокурор, в силу статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании соответствующих актов недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.

Оспариваемыми положениями нормативно-правового акта нарушаются интересы Российской Федерации, а именно - верховенство Закона.

Согласно статье 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Совет народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести редакцию статей <данные изъяты> Устава городского поселения – город Семилуки в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.

Судья: