Судебная практика

О включение периодов работы в льготный трудовой стаж. Решение от 05 июля 2011 года № 2-346/2011. Костромская область.

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Пищалина *.*.,

с участием истца Смирнова *.*.,

представителя ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Шарья и Шарьинскому району Костромской области Казарина *.*., действующего на основании доверенности от 25.05.2011года № 21.

при секретаре Мазуриной *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова *.*. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Шарья и Шарьинскому району Костромской области о признании недействительным решения об отказе в назначении доплаты к пенсии, обязании ответчика произвести перерасчет стажа и назначить ежемесячную доплату в соответствии с действующим законодательством РФ, взыскании морального вреда в сумме *****,

Установил:

Смирнов
*.*. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Шарья и Шарьинскому району Костромской области о признании недействительным решения об отказе в назначении доплаты к пенсии, обязании ответчика произвести перерасчет стажа и назначить ежемесячную доплату в соответствии с действующим законодательством РФ, взыскании морального вреда в сумме *****

В обоснование заявленных требований истец указал, что, ДД.ММ. обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом от 10.05.2010 №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольнойпромышленности». Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г.Шарье и Шарьинскому району Костромской области от ДД.ММ. ему отказано в назначении доплаты к пенсии за отсутствием требуемого 25-летнего стажа. С вышеуказанным Решением истец не согласен, так как считает, что несмотря на то, что его трудовая деятельность протекала на Украине, Решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г.Шарье и Шарьинскому району Костромской области считает противоречащим фактическим обстоятельствам, т.е наличию у него необходимого стажа, а так же действующему законодательству РФ. Согласно ст. 1 Соглашения от ДД.ММ. «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В силу п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до
13 марта 1992 г. Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. “О создании Содружества Независимых Государств“, ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения, по мнению Верховного Суда, следует, что для установления права на пенсию гражданам государств -участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г. Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения за иной период, в данное Соглашение не вносилось. Что касается периодов после 1 января 1991 г., то, если они протекали на территории государств - участников Соглашения, формально они не приравниваются к страховому стажу и, соответственно, не могут быть учтены при назначении пенсии в России. Однако, учитывая социальную роль этого Соглашения, Минтруд России и Пенсионный фонд до окончательного решения вопроса о внесении в него изменений и дополнений сочли возможным трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках этого Соглашения, приравнять к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (независимо от периода, когда такой стаж имел место). Иначе не было смысла в п.2 ст.6 Соглашения выделять эти территории из территорий бывшего СССР. Согласно письму Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994г№1-369-18, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.02.21994г №497 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992года учитывается трудовой стаж,
приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992года. Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» п.5 Приложения №1 также предусмотрено для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участников Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003г. №203-16), а также п.9 этого же Приложения предусмотрено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002г. в общий трудовой стаж, засчитываются периоды работы в государствах- участниках названных выше Соглашений до 01.01.2002года. На основании изложенного истец считает, что согласно документов его пенсионного дела стаж работы дающий право на доплату к пенсии составляет 25 лет 06 месяцев 12 дней в том числе: С 13.10.1971 по 24.02.1980 (Влет 4месяца 12 дней - не ведущая профессия с зачетом в календарном порядке). С 26.02.1980 по 18.05.1981 (1 год 02 месяца 23 дня - не ведущая профессия с зачетом в календарном порядке). С 19.05.1980 по 25.04.1994г. (15лет 11месяцев 07дней- ведущая профессия с зачетом в льготном порядке). Иного порядка исчисления
стажа для назначения доплаты к пенсии по вышеуказанному закону законодательством РФ не предусмотрено. Пунктом 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, отказ пенсионных органов включить в страховой стаж периоды работы в странах СНГ, подписавших Соглашение от 13 марта 1992г. является незаконным. В связи с уканнам, считает необоснованным подсчет стажа производить по 01.01.1991 года, как это сделал ответчик, т.к. истец работал по 25.04.1994г. подземным проходчиком с полным рабочим днем на шахте им. Ленинского комсомола Украины. Учитывая, что он как ранее работавший в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных работах по добыче угля и сланца продолжительностью 25 лет 06 месяцев 12 дней и получает пенсию в соответствии с законодательством РФ, поэтому имеет право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии со ст.1 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика указала, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Шарье и Шарьинскому району Костромской области (далее по тексту - Управление) не признает исковые требования Смирнова *.*., считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям: Смирнов *.*. обратился в Управление 30.03.2011 с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (далее - Федеральный закон от 10.05.2010г. № 84-ФЗ). В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ право
на ежемесячную доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплаты к пенсии. Согласно ст.1, 6 Федерального закона от 10.05.2010г. № 84-ФЗ под взносами для целей данного Закона понимаются взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности в бюджет ПФР на выплату доплаты к пенсии, по установленному тарифу в размере 6,7 % выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий. Указанный тариф в размере 6,7% уплачивается организациями угольной промышленности сверх обязательных платежей, перечисляемых в ПФР. Исчисление стажа работы, дающего право на доплату к пенсии, на основании ст.1 Федерального закона от 10.05.2010г. № 84-ФЗ производится в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 (далее - Правила
№ 516). В стаж для установления доплаты к пенсии работникам угольной промышленности может включаться соответствующая работа в российских организациях угольной промышленности за весь период такой работы, а так же в организациях угольной промышленности СССР - до 01.01.1991 года, т.е. до начала начисления взносов в ПФР. В отличие от трудовой пенсии, для установления которой действуют нормы Соглашения от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан Государств содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», доплата к пенсии работникам организаций угольной промышленности имеет иную правовую основу. Это находит отражение в порядке финансирования доплаты и механизме определения её размера. Доплата к пенсии не предусматривается в качестве вида по обязательному социальному (пенсионному) страхованию в Федеральных законах от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Доплата бывшим работникам угольной промышленности производится за счет уплачиваемых российскими организациями угольной промышленности взносов по установленному тарифу сверх тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В период с 01.01.1991г. по 25.04.1994г. Смирнов *.*. работал подземным проходчиком на шахте им. Ленинского комсомола Украины, поэтому перечислений взносов для надбавки к пенсии на истца в ПФР не производилось. В связи с этим, время работы истца с 01.01.1991г. по 25.04.1994г. засчитывать в стаж, дающий право на доплату к пенсии, нет правовых оснований. На основании вышеизложенного просила отказать в удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание истец Смирнов *.*. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что не согласен с Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Шарье и Шарьинскому району от ДД.ММ. об
отказе в назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии. Мотивировку своего несогласия с указанным Решением он не может обосновать, однако считает, что стаж после ДД.ММ. по ДД.ММ. должен быть включен ему Пенсионным фондом для начисления доплаты.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, при этом пояснила, что оснований для удовлетворения требований не имеется. Смирнову *.*. при отказе в требованиях, были разъяснены положения действующего законодательства.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Смирнова *.*. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно Протокола №92 заседания Комиссии и решения №92 ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Шарье и Шарьинскому району и от 01.04.2011г. обратившемуся в ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Шарье и Шарьинскому району Смирнову *.*. было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ от 10.05.2010г. №84-Фз «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в связи с отсутствием требуемого стажа 25 лет для установления ежемесячной доплаты к пенсии (л.д.11, 12-14).

Обозрев в судебном заседании пенсионное дело Смирнова *.*. № 037764суд Установил, что 30.03.2011г. Смирнов *.*. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Шарья и Шарьинскому району за назначением ежемесячной доплаты в соответствии с ФЗ от 10.05.2010г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Из представленных документов следует, что Смирнов *.*. работал:

с ДД.ММ. по ДД.ММ. (8 лет 4 месяца 12 дней) - подземным путывым и подземным крепильщиком с полным рабочим днем на *****

с ДД.ММ. по ДД.ММ. (1 год 2 месяца 23 дня) подземным крепильщиком
с полным рабочим днем на шахте *****

с ДД.ММ. по ДД.ММ. (12 лет 11 месяцев 06 дней) подземным проходчиком с полным рабочим днем на шахте *****

Вышеуказанные периода работы истца на предприятиях угольной промышленности Украины ответчиком не оспариваются.

ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Шарья и Шарьинскому району посчитало возможным зачесть в стаж дающий право на доплату к пенсии, следующие периоды:

с ДД.ММ. по ДД.ММ. (8 лет 4 месяца 12 дней - неведущая профессия, с зачетом в календарном порядке)

с ДД.ММ. по ДД.ММ. (1 год 2 месяца 23 дня - неведущая профессия, с зачетом в календарном порядке)

с ДД.ММ. по ДД.ММ. (11 лет 10 мес.13 дней - ведущая профессия, с зачетом в льготном порядке - каждый полный год такой работы за 1 год и 3 месяца).

В результате стаж на соответствующих видах работ в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца, составил 21 год 5 месяцев 18 дней, что менее требуемых 25 лет. В связи, с чем Смирнову *.*. было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ от 10.05.2010г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

В соответствии со ст.1 ФЗ от 10.05.2010г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» право на доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников
ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Согласно пп.11 п.1ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Суд считает установленным, что для назначения доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» стаж работы ФИО2 в организациях угольной промышленности должен составлять не менее 25 лет.

Данный факт не оспаривают и истец с ответчиком.

Из объяснений истца следует, что с ДД.ММ. по ДД.ММ. (8 лет 4 месяца 12 дней), с ДД.ММ. по ДД.ММ. (1 год 2 месяца 23 дня) и с ДД.ММ. по ДД.ММ. (12 лет 11 месяцев 06 дней) он работал на должностях в организациях угольной промышленности Украины (*****

В соответствии со ст.78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах - горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если они трудились на таких работах не менее 20 лет.

Порядок исчисления специального стажа, приобретенного на вышеуказанных работах, урегулирован разъяснением Минтруда РФ от ДД.ММ. №000 «О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным статьей 78 3акона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР », и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденного Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.. №000», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ. №000 (далее - Разъяснение от ДД.ММ. №000).

В соответствии с п.3 данного Разъяснения работникам, занятым на подземных работах, имеющим не менее 10 лет стажа работы, дающей право на пенсию независимо от возраста в соответствии со статьей 78 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР“, но не выработавшим полного стажа, предусмотренного указанной статьей Закона, пенсия независимо от возраста может назначаться при наличии не менее 25 лет стажа подземной работы с зачетом в него:

каждого полного года работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год 3 месяца;

каждого полного года подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, - за 9 месяцев.

Следовательно, период работы Смирнова *.*. с ДД.ММ. по ДД.ММ. подземным путевым и подземным крепильщиком - не ведущие профессии (8 лет 4 месяца 12 дней) и с ДД.ММ. по ДД.ММ. подземным крепильщиком - неведущая профессия (1 год 2 месяца 23 дня), засчитываются в календарном порядке, период же работы в ведущей профессии подземного проходчика подлежит исчислению в льготном порядке - каждый полный год такой работы за 1 год и 3 месяца.

Из материалов пенсионного дела Смирнова *.*. и объяснений сторон следует, что трудовую деятельность в спорный период с ДД.ММ. по ДД.ММ. истец осуществлял на предприятиях горнодобывающей промышленности Украины.

Согласно ст.1 Соглашения стран СНГ от ДД.ММ. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (подписанного Российской Федерацией и Украиной) пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Истец в своих требованиях о включении в стаж, необходимый для начисления доплаты к пенсии периода работы по 25.04.1994г., ссылается на письмо Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994г. №1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР“ зарегистрированное в Минюсте РФ 21.02.1994г. в котором указывается, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года и на ч.2 ст.6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» определяющую, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Однако данные нормативно-правовые акты регулируют вопросы исчисления трудового стажа необходимого для назначения пенсии. Вопросы же исчисления стажа необходимого для начисления доплаты к пенсии в связи с особенностями его назначения и финансирования регулируются законодательством Российской Федерации. В данный трудовой стаж включаются периоды работы на предприятиях угольной промышленности СССР до 01.01.1991г. и на угольных предприятиях Российской Федерации после 01.01.1991г.

Согласно ст.5 ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности“ финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.2 ст.6 это го же закона перечень организаций, являющихся плательщиками взносов, сумм пеней и штрафов в Пенсионный фонд РФ, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ. N 798 “О порядке определения перечня организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» утверждены “Правила определения перечня организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности“.

В соответствии с положениями указанных Правил Министерство энергетики РФ определяетперечень организаций угольной промышленности, являющихся в соответствии с ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности“ плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии работникам указанных организаций.

Следовательно, после ДД.ММ.. вопрос о включении периодов работы в стаж необходимый для назначения доплаты к пенсии напрямую зависит от того, являлась ли организация угольной промышленности, в которой работало лицо, плательщиком взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ и была ли она включена в соответствующий перечень Министерством энергетики РФ.

Шахта им Ленинского комсомола, где в спорный период с ДД.ММ. по ДД.ММ. работал Смирнов *.*. являлась организацией угольной промышленности Украины, а следовательно, не перечисляла и не могла перечислять взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, а соответственно и не могла быть включена в соответствующий перечень Министерством энергетики РФ.

Из вышеуказанного следует, что период с ДД.ММ. по ДД.ММ. не может быть включен в стаж истца необходимый для назначения доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Таким образом, в стаж Смирнова *.*. для назначения доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» должны быть включены в календарном порядке периоды работы с ДД.ММ. по ДД.ММ. (8 лет 4 месяца 12 дней), с ДД.ММ. по ДД.ММ. (1 год 2 месяца 23 дня), общей продолжительностью 9 лет 7 месяцев 05 дней. Период работы с ДД.ММ. по ДД.ММ. подлежит исчислению в льготном порядке - каждый полный год такой работы за 1 год и 3 месяца, что составит 11 лет 10 мес.13 дней. Следовательно, указанный стаж у истца составил 21 год 5 месяцев 18 дней, что меньше необходимого 25 летнего стажа.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Статьей 56 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, истцом не представлено суду надлежащих и бесспорных доказательств, что отказ ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Шарья и Шарьинскому району Костромской областив назначении ему доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» являлся незаконным и необоснованным, а так же какие именно нравственные или физические страдания он перенес, не доказан факт причинения нравственных или физических страданий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Смирнова *.*. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Шарья и Шарьинскому району Костромской области о признании недействительным решения об отказе в назначении доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», обязании произвести перерасчет стажа, обязании назначить ежемесячную доплату к пенсии с ДД.ММ. и взыскании морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в кассационном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд.

Судья *.*. Пищалин

Копия верна:

Судья *.*. Пищалин

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.