Судебная практика

Решение от 21.04.2008 №А73-145/2008. По делу А73-145/2008. Хабаровский край.

Решение

г.Хабаровск А 73-145/2008 -95

«21» апреля 2008 г.

Резолютивная часть решения оглашена 18 апреля 2008 года, в полном объеме Решение изготовлено 21 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи *.*. Усенко

при ведении протокола судебного заседания судьей

при участии в судебном заседании:

от истца - не явились;

от Министерства финансов РФ – Сысуев *.*. по доверенности от 10.01.2008г, удостоверение № 626;

от Министерства финансов Хабаровского края - не явились;

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края в лице финансового управления администрации Охотского муниципального района Хабаровского края

к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края

о взыскании 298 800 рублей 10 коп.

Установил:

Администрация Охотского муниципального
района Хабаровского края в лице финансового управления администрации Охотского муниципального района Хабаровского края обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 298 800 рублей 10 коп. убытков, возникших в связи с компенсацией гражданам расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно на основании закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В судебное заседание истец, Министерство финансов Хабаровского края не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и Министерства финансов Хабаровского края.

В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ с иском не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указывал на пропуск срока исковой давности по требованию о взыскании убытков за 2004 год, считает, что действующим законодательством не предусмотрена оплата проезда в отпуск работникам предприятий за счет средств федерального бюджета. В соответствии со ст. 325 Трудового кодекса РФ компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно производится работодателем. Кроме этого, не установлено, что ответчик – Министерство финансов РФ совершил незаконные действия (бездействие), являющиеся основанием для возмещения убытков.

Министерство финансов Хабаровского края в отзыве на исковое заявление возражает против удовлетворения иска за счет казны края, указывая на то, что согласно действующему законодательству источником финансирования спорных затрат истца по 2004 году является республиканский бюджет РФ. Считает исковые требования в части взыскания 48 761, 9 рублей заявленными необоснованно,
так как указанные расходы истец понес в 2006 году, после вступления в силу с 01.01.2005г новой редакции ст.33 закона о Северах. Согласно ч.7 ст.33 закона размер, условия и порядок компенсации расходов по проезду в отпуск и обратно для работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаются органами местного самоуправления.

Выслушав представителя Министерства финансов РФ, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет казны РФ.

Как следует из материалов дела, муниципальное образование Охотский муниципальный район в лице Администрации Охотского муниципального района с 01.01.2005г по 01.01.2007г возместило расходы по оплате проезда к месту отпуска и обратно работникам отдела образования Охотского муниципального района, на которых распространяется действие Закона РФ от 19.02.1993г №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В связи с невозмещением истцу из соответствующего бюджета названных расходов истец обратился в суд с настоящим иском.

Данное требование подлежит удовлетворению на основании статьи 33 Закона РФ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Лица, работающие в районах Крайнего Севера, имеют право на оплачиваемый проезд один раз в два года за счет предприятий, учреждений и организаций к месту использования отпуска на территории РФ и обратно любым видом транспорта, а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 кг.

Согласно пункту 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита населения, в том числе социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Поскольку социальные гарантии установлены Федеральным законом в пределах
прав, предусмотренных статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.1999г № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», то финансовое обеспечение указанных полномочий должно осуществляться за счет средств федерального бюджета путем передачи указанных средств нижестоящим бюджетам.

Средства из федерального бюджета бюджетам других уровней согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ должны передаваться в виде субвенций и субсидий.

Федеральным законом о федеральном бюджете на 2004 год средства на компенсацию льгот, установленных Законом «О государственных гарантиях и компенсациях…» не предусматривались, соответственно в бюджет Хабаровского края не передавались.

Таким образом, обязанность по возмещению истцу убытков должна быть возложена на Российскую Федерацию из-за непредоставления бюджету Хабаровского края необходимых денежных средств в целях компенсации льгот местному бюджету в порядке, предусмотренном статьями 18, 34, 130 Бюджетного кодекса РФ.

С учетом изложенного, ответчик – Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края не может быть привлечен к ответственности в виде возмещения предъявленных ко взысканию убытков.

Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности подлежит оклонению, так как в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ срок исковой давности на взыскание спорных расходов за 2004 год начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2005г, и истекал 01.01.2008г. Истец направил исковое заявление в суд 31.12.2007г (согласно почтовому штемпелю на конверте), то есть в переделах срока исковой давности.

Довод Министерства финансов Хабаровского края о необоснованном включении истцом требований в части взыскания 48 761, 9 рублей (в отношении граждан Гинкуляк, Т Ф.И.О. в связи с фактически понесенными истцом расходами в 2006 году,
не принимается во внимание, так как в данном случае предъявлены к возмещению расходы, образовавшиеся в связи с компенсацией затрат работников, произведенных ими в период отпуска, право на который возникло в 2004 году, то есть в период действия Закона «О государственных гарантиях и компенсациях…».

Довод ответчика о том, что указанные расходы должны компенсироваться работодателем из собственных средств в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ, судом отклоняется, так как в данном случае к возмещению предъявлены расходы бюджетных организаций, поэтому в данном случае ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на Российской Федерации в лице его финансового органа.

Объем произведенных истцом выплат подтверждается представленным в суд списком работников бюджетных учреждений, воспользовавшихся льготой, первичными бухгалтерскими документами, судебными актами Охотского районного суда и постановлениями судебного пристава-исполнителя, подтверждающих обоснованность предъявленных ко взысканию сумм.

Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на Министерство финансов РФ в порядке статьи 110 АПК РФ. Налоговый кодекс РФ, регламентирующий вопросы взыскания государственной пошлины, не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которые данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся в том числе дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках установленных законом льгот. (п.2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.207г № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3
Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края убытки в сумме 298 800 рублей 10 коп.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 7 476 рублей.

В иске к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья *.*. Усенко