Судебная практика

Решение от 28 апреля 2009 года № А11-1938/2009. По делу А11-1938/2009. Владимирская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации Решение

г. Владимир Дело № А11-1938/2009

28 апреля 2009 года

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Романовой *.*., при

ведении протокола судебного заседания судьёй Романовой *.*., рассмотрев в

судебном заседании заявление Прокурора г.Владимира о привлечении общест-

ва с ограниченной ответственностью «Аква-Гарантия» к административной от-

ветственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Фе-

дерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя Саверайте *.*. - прокурор отдела по надзору за соблюдением фе-

дерального законодательства прокуратуры г.Владимира (удостоверение ТО

№ 067641),

от заинтересованного лица Рыжова *.*. - директор (протокол общего собрания

от 06.11.2008 № 1),

Установил следующее.

Прокурор г.Владимира обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью
«Аква-Гарантия» (далее по тексту – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебных заседаниях представитель заявителя поддержал требование.

Представитель Общества с требованием о привлечении к ответственности не согласился, указав, что для осуществляемой им деятельности не требуется наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности, поскольку таковая им не ведется. Представитель Общества пояснил, что осуществляет подготовку судоводителей маломерных судов, не проводит итоговой аттестации и не выдает документов об образовании. Также представитель Общества обратил внимание на то, что в Общероссийском классификаторе профессий рабочих и должностей служащих отсутствует профессия «судоводитель маломерного судна», что, по его мнению, свидетельствует о не осуществлении им профессиональной подготовки судоводителей маломерных судов с последующей итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. Представитель Общества указал, что итоговая аттестация и выдача соответствующего удостоверения осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам (протокол судебного заседания от 13.04.2009).

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, арбитражный суд Установил следующее.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 25.11.2008 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 п Ф.И.О. государственный регистрационный номер 1083340006166).

Прокуратурой г.Владимира в период с 04.03.2009 по 12.03.2009 проведена проверка соблюдения Обществом требований федерального законодательства о лицензировании.

При проверке установлено, что Общество разработало учебный план и программу по курсу «Управление маломерными судами», журнал учебных занятий по курсу «Подготовка судоводителей маломерных судов»; арендовало нежилое помещение (договор аренды от 26.02.2009 № 10) для использования в качестве учебного класса по подготовке судоводителей ВВП, ВП, МП и гидроциклов; разработало типовой договор на оказание платных услуг по подготовке судоводителей, расчеты стоимости подготовки.

Усмотрев в действиях Общества
состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, прокурор г.Владимира 12.03.2008 вынес Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. В данном постановлении отражено, что Обществом осуществляется образовательная деятельность, а именно: подготовка судоводителей маломерных судов при отсутствии лицензии на ведение образовательной деятельности. Постановление вынесено в присутствии руководителя Общества, ему разъяснены права,

2

предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ, о чем имеется его подпись в постановлении.

Прокурор г.Владимира обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Оценив представленные доказательства, проверив полномочия лица, вынесшего Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, сроки привлечения к административной ответственности, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Преамбулой и статьёй 12 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). К основным общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного
общего образования; среднего (полного) общего образования. К основным профессиональным относятся программы начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); послевузовского профессионального образования. Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (статья 9 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1).

Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (пункт 5.2 статьи 14 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1).

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии (пункты 6, 7 статьи 33 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1).

Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемого образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими

3

профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций

Пунктом 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности предусмотрено,
что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Из перечисленных выше правовых норм следует, что лицензированию подлежит образовательная деятельность, осуществляемая по программам дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального, в том числе военного, образования, сопровождающаяся итоговой аттестацией с выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 29.06.2005 № 498 утверждены Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Данные Правила устанавливают единый на территории РФ порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, и предусматривают, что аттестации судоводителей на право управления маломерными судами проводится Государственной инспекцией по маломерным судам. Государственная инспекция по маломерным судам аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах; прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания (пункты 1.1, 1.2 Правил аттестации, подпункт 5 пункта 4 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835).

При аттестации осуществляется проверка навыков практического управления
маломерным судном и прием экзаменов экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам РФ и центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам РФ, по результатам которой судоводителям выдаются удостоверения на право управления маломерным судном (пункт 1.3 Правил аттестации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Обществом заключены 4 договора на оказание платных услуг по подготовке судоводителей, в соответствии с которыми оно обязано оказать услугу - обучить по программе подготовки судоводителей категорий: моторные лодки, катера, гидроциклы и выдать свидетельство об окончании курсов по подготовке судоводителей (пункты 1.1 и 3.4 договоров на оказание платных услуг по подготовке судоводителей от 02.03.2009).

При этом в материалах дела отсутствуют и административным органом не представлено доказательств, что Общество осуществляет образовательную деятельность по программам дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовке, профессиональному, в том числе военному, образованию, с итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Административным органом не представлено доказательств, что Обществом проводится какая-либо профессиональная подготовка, поскольку в силу пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Также административным органом не доказано, что Общество осуществляет профессиональное образование, так как оно имеет своей целью подготовку специалистов (работников) соответствующего уровня (статьи 22, 23, 24 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1).

4

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.96 № 367 (ОК 016-94), отсутствует профессия «судоводитель маломерных судов».

Ссылка
административного органа на образец справки о подготовке судоводителей маломерных судов отклоняется судом, поскольку данная справка не является документом, подтверждающим проведение Обществом образовательной деятельности по программам дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовке, профессиональному, в том числе военному, образованию. Административным органом не представлено доказательств, что Общество при выдаче данного документа проводит какую-либо итоговую аттестацию. Как следует из Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами и не оспаривается административным органом, такую аттестацию проводит Государственная инспекция по маломерным судам.

Кроме того, в материалы дела представлен лишь образец справки о подготовке судоводителей маломерных судов при отсутствии доказательств выдачи такой справки кому-либо с проведением перед ее выдачей какого-либо экзамена.

Довод административного органа о том, что для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию представляются, в том числе, копия диплома (свидетельства) об окончании учебного заведения по судоводительской специальности либо справка об окончании курсов (школы) по подготовке судоводителей маломерных судов (пункт 3.1.2 Правил аттестации), отклоняется судом, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об установленной законом обязанности у Общества получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

При таких обстоятельствах в действиях Общества отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, следовательно, не имеется правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора.

Вопрос о распределении судебных расходов по делу арбитражным судом не рассматривается, поскольку федеральным законом не предусмотрено взыскание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Прокурору г.Владимира в удовлетворении требования о привлечении общества с ограниченной
ответственностью «Аква-Гарантия» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решением может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) в течении десяти дней со дня его принятия.

Судья *.*. Романова