Судебная практика

Решение от 17 июня 2008 года № А68-1849/2008. По делу А68-1849/2008. Тульская область.

Именем Российской Федерации Арбитражный суд Тульской области (300041 Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5)

Решение

г. Тула Дело № А68-1849/08-75/П

«17» июня 2008 г.

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Пестрецовой *.*.,

протокол ведет помощник судьи Новикова *.*.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Первого заместителя военного прокурора Московского военного округа в интересах Министерства обороны РФ

к ИФНС России по Советскому району г. Тулы, МИФНС России № 10 по Тульской области

3-е лицо – Войсковая часть № 55599

о признании недействительным решения о регистрации юридического лица, обязании внести запись в ЕГРЮЛ

при участии в заседании:

от Военного Прокурора – Барышев *.*. по дов.

от ИФНС по Советскому району г.
Тулы – Якимова *.*. по дов.

от МИФНС № 10 по Тульской области – Денисенко *.*. по дов., Пережогина *.*. по дов.

Войсковая часть № 55599 – не явилась, извещена

Министерство обороны - не явилось, извещено надлежащим образом

Первый заместитель военного прокурора Московского военного округа в интересах Министерства обороны РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Советскому району г. Тулы № 1574 от 16.12.2002 г. о регистрации юридического лица Войсковой части № 55599, зарегистрированного до 01.07.2002 г. в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц; обязании МИФНС России № 10 по Тульской области внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г., о недействительности записи № 1574 о государственной регистрации и включении в вышеназванный реестр 16.12.2002 г. Войсковой части № 55599 за основным государственным регистрационным номером 1027100753228.

Министерство обороны РФ позицию по спору изложило в письме за исх. № 207/512 от 18.03.2008 г., в котором пояснило, что Министерством обороны РФ не принималось Решение о создании Войсковой части № 55599 как юридического лица, Устав и учредительные документы в установленном порядке не утверждались, налоговый орган, приняв Решение о включении Войсковой части № 55599 в ЕГРЮЛ вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

ИФНС России по Советскому району г. Тулы, МИФНС России № 10 по Тульской области предъявленные требования отклонили.

Представитель Войсковой части № 55599 разРешение данного спора оставляет на усмотрение суда (см. протокол судебного заседания от 09.06.2008 г.).

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный

суд Установил:

ИМНС РФ по Советскому району г. Тулы,
правопреемником которой является ИФНС России по Советскому району г. Тулы, принято Решение № 1574 от 16.12.2002 г. в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о регистрации Войсковой части № 55599 в качестве юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002 г., на основании представленных для регистрации документов, полученных регистрирующим органом 09.12.2002 г. за вх. № 1574. Указанное Решение послужило основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ за № 1027100753228 от 16.12.2002 г. Войсковой части № 55599 выдано свидетельство серии 71 № 000977566, подтверждающее внесение записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г.

Установив указанные обстоятельства при проведении прокурорской проверки и, полагая, что оспариваемое Решение инспекции принято с нарушением закона, Первый заместитель военного прокурора Московского военного округа в интересах Министерства обороны РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования. При этом суд исходит из следующего.

В силу ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если он полагает, что Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для удовлетворения требований Прокурора необходимо одновременное существование
следующих условий:

оспариваемое Решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту;

оспариваемое Решение должно нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом не добыто доказательств о пропуске прокурором срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ “Об обороне“ (далее - Закон N 61-ФЗ) имущество находится у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.

В силу Закона N 61-ФЗ, Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.98 N 1357, в действующей редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции Министерства обороны Российской Федерации.

Министр обороны подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, определяет порядок утверждения Уставов этих учреждений. Указанными нормативными актами признание войсковых частей юридическими лицами не предусмотрено.

В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется определенный перечень документов, а именно: подписанное заявителем заявление о
государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительные документы юридического лица и др. В случае непредставления какого-либо из этих документов либо несоответствия его действующему законодательству согласно ст. 23 того же Федерального закона регистрирующий орган выносит Решение об отказе в государственной регистрации.

Применительно к рассматриваемому спору судом установлено, что согласно Исторической справке 15.01.1944 г. сформирована 16-я Гвардейская Воздушно-десантная дивизия (Приказ ВДВ ВС СССР от 26.12.1943 г.). В декабре 1944 г. 16-я Гвардейская Воздушно-десантная дивизия переформирована в 106 гвардейскую стрелковую дивизию (Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 18.12.1944 г.). В июне 1946 г. 106 Гвардейская Стрелковая Краснознаменная ордена Кутузова дивизия переформирована в 106 Гвардейскую Воздушно-десантную Краснознаменную ордена Кутузова дивизию (Постановление Совета Министров СССР от 03.06.1946 г., Директива Начальника Генерального штаба ВС СССР от 07.06.1946 г.).

Согласно справке Тульской КЭЧ от 24.01.2008 г. за исх. № 78 здания и сооружения войсковой части 55599 внесены в реестр федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Тульской КЭЧ МО и переданы в эксплуатацию войсковой части 55599.

УФК по Тульской области письмом от 24.01.2008 г. за исх. № 05-05/271 сообщило, что Войсковой частью № 55599 открыты два лицевых счета: 1) лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, 2) лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.

Решение о придании Войсковой части № 55599 статуса юридического лица Минобороны Российской Федерации не принимало. Какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах также не существует.

Пунктом 1 статьи
52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.

Поскольку Решение о придании Войсковой части № 55599 статуса юридического лица Министром обороны Российской Федерации не принималось, учредительные документы не утверждались и в регистрирующий орган не направлялись, арбитражный суд приходит к выводу о том, что войсковая часть не обладает признаками юридического лица, в связи с чем правовых оснований для включения ее в Единый государственный реестр юридических лиц у налогового органа не имелось.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования Первого заместителя военного прокурора Московского военного округа удовлетворить.

Признать недействительным Решение ИМНС РФ по Советскому району г. Тулы № 1574 от 16.12.2002 г. о регистрации в качестве юридического лица Войсковой части № 55599.

Обязать МИФНС России № 10 по Тульской области устранить допущенные нарушения прав и внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении записи от 16.12.2002 г. о регистрации Войсковой части № 55599 в качестве юридического лица.

Взыскать с ИФНС России по Советскому району г. Тулы в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Судья *.*. Пестрецова