Судебная практика

Решение от 2010-05-18 №А62-1901/2010. По делу А62-1901/2010. Смоленская область.

Решение

г. Смоленск Дело № А62-1901/2010

18 мая 2010г.

Резолютивная часть решения оглашена 11.05.2010г.

Полный текст решения изготовлен 18.05.2010г.

Арбитражный суд Смоленской области в составе: судьи Борисовой *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Борисовой *.*. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО ПКФ «СФ»

к Управлению Федеральной миграционной службы России по Смоленской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 08.04.2010г. № 33

при участии в судебном заседании:

от Заявителя: Семкина *.*. –экономист (доверенность, паспорт); Денисов *.*. –юрист (доверенность, паспорт)

от Ответчика: Кузнецова *.*. –юрисконсульт (доверенность постоянная)

Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «СФ» (далее – Заявитель, Общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы
России по Смоленской области (далее Ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 08.04.2010г. № 33 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 450000 рублей.

Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 27-31).

Установил:

18 марта 2010г. на основании распоряжения заместителя начальника УФМС России по Смоленской области № 1/5200 проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению ООО ПКФ «СФ», расположенного по адресу: д. Бодуны Краснинского района Смоленской области, миграционного законодательства.

В ходе проверки установлено, что согласно журналу регистрации учета посетителей гостиницы ООО ПКФ «СФ» предоставило 11.07.2009г. граждан Ф.И.О. гостиничный номер № 2 для временного проживания, о чем не уведомило в установленный законом срок миграционный орган.

По факту выявленного нарушения УФМС по Смоленской области составлен акт проверки от 18.03.2010г. № 1/5200 (л.д. 100), протокол от 05.04.2010г. № 33 (л.д. 97-98) и Постановлением от 08.04.2010г. № 33 (л.д. 99) Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 450000 рублей.

Оспаривая правомерность вышеназванного постановления, Заявитель указывает на то, что проверка проведена в отсутствии законного представителя проверяемого объекта – генерального директора Общества Семкина *.*.

Кроме того, по мнению Общества, доказательства, явившиеся основанием для привлечения его к административной ответственности, получены Управлением с нарушением Закона.

Оценив в совокупности по правилам статей 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные документы и доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд считает, что оспариваемое Постановление подлежит отмене, исходя из следующего.

Согласно части
7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

В силу части 6 статьи 210 КоАП РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Рассматривая дело в части полномочий государственного органа на принятие постановлений по статье 18.9 КоАП РФ, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 5 раздела I Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 928, Федеральная миграционная служба России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

Согласно статье 6 указанного выше Положения ФМС России осуществляет полномочия за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции.

Статьей 23.67 КоАП РФ определено, что органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.8 - 18.10, 18.15 - 18.17, 19.15 - 19.18, 19.27 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в силу
пункта 2 статьи 23.67 КоАП РФ вправе:

руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его заместители;

руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;

руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

Таким образом, Ответчик обладает соответствующими полномочиями на принятие оспариваемого постановления.

Рассматривая спор в части события административного правонарушения, суд исходит из следующего.

Административным правонаруше­нием признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в силу статьи 28.1 КоАП РФ является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения по части 4 данной статьи состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9.

Субъектами правонарушения по указанной
части являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан на территории Российской Федерации» (далее – Закон № 109-ФЗ) под миграционным учетом понимается деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграционный учет осуществляется в целях, в том числе систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан.

Пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ установлено, что под стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, признается юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Федерального закона № 109-ФЗ место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания
в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 109-ФЗ предусмотрено, что постановке на учет по месту пребывания подлежат:

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

не имеет места жительства;

находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания;

осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;

находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание;

временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания;

находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;

находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином:

не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;

не позднее трех рабочих дней со дня его прибытия в место
пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации;

в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами “а“ - “д“ пункта 1 и подпунктами “а“ - “в“ пункта 2 части 2 настоящей статьи.

Таким образом, обязанность принимающей стороны по уведомлению о прибытии в место пребывания иностранного гражданина напрямую связана с обязанностью иностранного гражданина по постановке на учет по месту пребывания.

Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания установлен статьей 22 указанного выше Закона.

В частности, постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.

Данной статьей (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) предусмотрено, что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту. После направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления.

Исключение из данного правила составляют случаи, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 22 Закона № 109-ФЗ, а именно: при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета и самостоятельного уведомления соответствующего органа миграционного учета о своем прибытии в место пребывания постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина.

В таких случаях уведомление должно быть в установленном порядке принято органом миграционного
учета непосредственно от указанного иностранного гражданина.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила).

В силу подпункта “а“ пункта 23 Правил в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать сведения о лице, подлежащем постановке на учет: фамилия, имя, отчество; гражданство (подданство); дата и место рождения; пол; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; цель въезда; профессия; дата въезда в Российскую Федерацию; серия и номер миграционной карты; заявленные сроки пребывания; адрес места пребывания.

В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных подпунктом “а“ пункта 23 Правил, указываются: фамилия, имя, отчество ответственного лица организации; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации; адрес места жительства ответственного лица организации; наименование организации; фактический адрес организации; идентификационный налоговый номер организации (п. 24 Правил).

В соответствии с пунктом 25 Правил принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации.

Согласно пункту 39 данных Правил при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через два дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный
орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

Как усматривается из материалов дела (л.д. 36), основным видом деятельности ООО ПКФ «СФ» является розничная торговля моторным топливом.

На территории заправочного комплекса, расположенного по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д. Бодуны, в административном здании расположено четыре номера гостиничного типа для транзитных водителей автомобилей.

Из журнала регистрации учета посетителей по гостинице ООО ПКФ «СФ» (л.д. 72) следует, что граждан Ф.И.О. Обществом был предоставлен гостиничный номер № 2 с 23 часов 11.07.2009г. до 2-х часов 12.07.2009г.

Понятие «пребывание на территории государства» включает в себя такую разновидность административного режима, как «следование транзитом по территории иностранного государства». Сам факт следования транзитом не порождает оснований для причисления этого лица к временно или постоянно проживающим иностранцам, но в то же время в период следования транзитом данное лицо (негражданин) находится на территории иностранного государства. Тем самым для этого государства вышеуказанное лицо будет являться иностранным гражданином исключительно по причине своего пребывания на территории данного государства.

Поскольку временно проживающий иностранный гражданин в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, не подлежит постановке на учет по месту пребывания (п. 2 «а» статьи 20 ФЗ № 109-ФЗ), то обязанности у принимающей стороны по уведомлению о прибытии в место пребывания иностранного гражданина и его убытии не имеется.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица,
в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.

На основании исследования и оценки представленных доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО ПКФ «СФ» события административного правонарушения по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Что касается доводов Заявителя о проведении проверки в отсутствие законного представителя, суд исходит из следующего.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Пунктом 24 указанного выше Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Согласно пункту 9.3 Устава Общества (л.д. 43) единоличный исполнительный орган Общества (генеральный директор) без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Таким образом, законным представителем в понимании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является генеральный директор Семкин *.*.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 47) лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, то есть его законным представителем является генеральный директор Семкин *.*.

Фокин *.*., в присутствии которого проведена проверка Общества, является одним из его учредителей и не может без доверенности, выданной генеральным директором, представлять интересы Общества, то есть являться его законным представителем в понимании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении № 33 от 05.04.2010г. (л.д. 97) и Постановление по делу об административном правонарушении № 33 от 08.04.2010г. (л.д. 99) составлены с участием генерального директора Общества Семкина *.*.

Ссылка Ответчика на статью 182 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку данные правоотношения регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы Заявителя о том, что доказательства, явившиеся основанием для привлечения его к административной ответственности, получены Управлением с нарушением Закона, судом отклоняются как необоснованные, исходя из следующего.

Согласно акту приема-передачи, составленному в присутствии свидетелей Захаровой *.*., Феоктистовой *.*. представитель проверяемого объекта – Фокин *.*. добровольно передал, а должностное лицо Управления ФМС – заместитель начальника отдела по вопросам трудовой миграции иммиграционного контроля Ветров *.*. принял на хранение Журнал регистрации посетителей по гостинице ООО ПКФ «СФ».

Таким образом, действия по передаче Ответчику Журнала регистрации посетителей по гостинице не может быть расценено как доказательство, полученное с нарушением Закона.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Судья *.*. Борисова