Судебная практика

Решение от 2010-04-14 №А59-6754/2009. По делу А59-6754/2009. Республика Саха.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации

Решение

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-6754/2009

14 апреля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал *.*.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Шестопал *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шыхалиева Зафар Дайян оглы о признании незаконным решения, изложенного в разрешении №2/160 от 04.07.2009 начальника Службы в городе Корсакове Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России Лагуткина *.*. об ограничении выхода и прибытия судна Р 85-88 СЮ в светлое время суток в день выхода

при участии:

индивидуального предпринимателя Шыхалиева
*.*. о., личность удостоверена по паспорту серии 6401096868, выданному ОВД г. Корсакова 17.10.2001,

представителя Шыхалиева *.*. о. - Косякова *.*. по доверенности от 24.02.2010, удостоверение адвоката №187 от 16.02.2005,

от Государственного учреждения «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ»- Комаров *.*. по доверенности от 31.12.2009 №21/704/31-113

от третьего лица – Главное управление МЧС РФ по Сахалинской области – представитель не явился,

Установил:

Индивидуальный предприниматель Шыхалиев *.*. о (далее – предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражно-процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) в котором указал, что Решением начальника Службы в городе Корсакове Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России Лагуткина *.*. (далее – ответчик, административный орган), изложенным в разрешении от 04.07.2009 №2/160, промысловому судну Р 85-88 СЮ, принадлежащему заявителю, в целях осуществления прибрежного рыболовства, разрешено производить выход в территориальное море РФ и возращение на базу в светлое время суток в день выхода с уведомлением. Указанное Решение должностного лица административного органа предприниматель считает незаконным, поскольку оно противоречит нормам ч.7 ст.25 Водного кодекса РФ, Правилам пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденными приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №502, которые разрешают плавание в любое время суток. Кроме того, ни положения норм Закона «О государственной границе РФ», ни Постановление Администрации Сахалинской области от 31.05.2006 №126-па также не содержат ограничений на выход и прибытие маломерных судов в любое время суток. При этом, по мнению заявителя, положения Правил пограничного режима, утвержденные приказом ФСБ России 10.09.2007 №458 противоречат положениям приведенных выше в решении нормативно-правовых актов.

В судебном заседании заявитель
и его представитель по доверенности на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему, а также дополнили их тем доводом, что Правила пограничного режима, утвержденные приказом ФСБ России 10.09.2007 №458, по их мнению, не содержат указание на выход и возврат судна в день выхода.

Заявитель также просил восстановить ему пропущенный по уважительной причине срок на обращение в суд, поскольку с июля 2009 по октябрь 2009 последний находился заграницей и не смог своевременно обжаловать Решение административного органа.

Определением суда от 18.01.2010 к участию в деле в качестве соответчика привлечено надлежащее юридическое лицо- Государственное учреждение «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ» (далее – административный орган), поскольку Служба в г. Корсакове Сахалинского пограничного управления береговой охраны не является юридическим лицом.

Представитель административного органа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Не возражал против удовлетворения заявления предпринимателя о восстановлении ему пропущенного срока на обращение в суд.

Определением суда от 18.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление МЧС РФ по Сахалинской области, представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором с заявленными требованиями согласился.

В силу ст.156 АПК РФ суд находит основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 11 часов 13.04.2010 до 14 часов 30 минут 13.04.2010.

Выслушав представителей явившихся сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

РазРешением Сахалино-Курильского
территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 03.02.2009 предпринимателю разрешен вылов водных биологических ресурсов в территориальном море РФ в период промысла с 03.02.2009 по 31.12.2009 на судне Р 85-88 СЮ

Уведомлением от 04.07.2009 за №2/160, заявитель на основании п.3.5 Приказа ФСБ РФ №458 от 10.09.2007 «Об утверждении Правил пограничного режима» уведомил административный орган о выходе судна в территориальное море РФ с целью осуществления прибрежного рыболовства, указал период выхода из порта Корсаков и время прихода в порт Корсакова.

Письмом без даты начальник подразделения административного органа в г. Корсакове Лагуткин сообщил заявителю о дате и номере регистрации принятия уведомления (заявления) предпринимателя о выходе в море с использованием им маломерного плавательного средства на удалении от берега до 12 миль. В письме указано о составе экипажа, об ответственном за соблюдение законодательства о государственной границе и правил рыболовства, а также, что выход и прибытие в светлое время суток в день выхода с уведомлением подразделения ПС ФСБ России.

Полагая, что указанное письмо фактически является разРешением на выход в море судна и возвращения его на базу, а само указание об ограничении выхода и прибытия – Решением должностного лица по уведомлению (заявлению), предприниматель обратился в суд с требованием о признании его незаконным.

Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

На основании ст.16 Закона РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О государственной границе РФ» (далее –Закон №4730-1), пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и вк Ф.И.О. зоне: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения
массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности; 2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации: учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду; промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по согласованию со старшими должностными лицами пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию.

На основании ст.20 Закона №4730-1, российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов, ограничиваться время выхода, пребывания на
водных объектах, удаления от пунктов базирования и берегов.

Согласно ст.21 Закона №4730-1, промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях охраны Государственной границы указанная в пункте 1 настоящей статьи деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов с разрешения пограничных органов, а во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации - с уведомлением пограничных органов. При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах.

Таким образом, действующее законодательство о границе разрешает осуществление промысловой деятельности по добыче водных биоресурсов в территориальном море РФ с уведомлением пограничных органов.

Приказом Федеральной службы безопасности России от 10.09.2007 №458 утверждены Правила пограничного режима (далее – Правила).

Согласно п. п.3.2,3.5 Правил, постановке на учет в подразделениях пограничных управлений ФСБ России подлежат используемые в пределах участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации, Азовском и Каспийском морях маломерные суда, прошедшие государственную регистрацию.

Оформление выхода судов и средств из пунктов базирования в пределы участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальное море Российской Федерации, Азовское и Каспийское моря и их возвращения в пункты базирования производится подразделениями
пограничных управлений ФСБ России или по согласованию с ними владельцами личных судов и средств, ответственными лицами, назначенными от организаций, в ведении которых находится пункт базирования, либо диспетчерами (сторожами) указанных пунктов базирования.

Выход судов и средств из пунктов базирования в пределы участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальное море Российской Федерации, Азовское и Каспийское моря осуществляется с оповещением ближайшего подразделения пограничного управления ФСБ России по форме - наименование пункта базирования, регистрационные (бортовые) номера судов и средств, владельцы судов и средств (старшие на судах и средствах), место (район) осуществления деятельности, количество участников, время выхода, заявленное время возвращения. По возвращении судов и средств в пункты базирования их владельцы (старшие на судах и средствах) обязаны оповестить ближайшее подразделение пограничного управления ФСБ России о фактическом времени возвращения.

Пребывание судов и средств на воде (на льду) разрешается в светлое время суток на удалении: б) во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации, Азовском и Каспийском морях - до 2 миль от берега (маломерным судам, осуществляющим прибрежное рыболовство, оборудованным техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, объеме находящихся на борту водных биологических ресурсов и продукции морского рыбного промысла, других, касающихся рыболовства, данных - до границ районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов), от пункта базирования - по согласованию с пограничным управлением ФСБ России.

В этой связи, п.3.5 Правил Установилпорядок выхода судов и средств из пунктов
базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов, ограничил время выхода, пребывания на водных объектах, удаления от пунктов базирования и берегов в соответствии со ст.20 Закона №4730-1.

Анализ положений Закона №4730-1 и действующих Правил, которые заявитель не оспаривает, позволяет суду прийти к выводу, что о начале производства промысловой деятельности в территориальном море РФ достаточно уведомить пограничные органы по установленной форме, которая должна содержат необходимый состав сведений. Право принимать Решение о разрешении осуществлять вылов водных биоресурсов в территориальном море РФ, действующее законодательство пограничным органам не предоставляет.

Этот вывод суда подтверждается п. п.4.5 и 4.6 Правил и п.п. 3.2.9, 3.2.11 Правил пользования водными объектам для плавания на маломерных плавательных средствах в Сахалинской области, утвержденных Постановлением Администрации Сахалинской области от 31.05.2006 №126-па ( далее - Постановление №126-па).

Так, в силу п.4.5 Правил, об осуществлении деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации граждане или организации уведомляют пограничное управление ФСБ России или ближайшее подразделение пограничного управления ФСБ России не позднее чем за 4 часа до выхода судов и средств. Уведомление о деятельности во внутренних морских водах, где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации должно содержать сведения о местах (районах, квадратах), времени осуществления деятельности и ее наименование, количестве участников, об используемых для этой деятельности промысловых и иных судах и о других средствах (тип, регистрационный (бортовой) номер и (или) название), заявленное время возвращения.

Гражданам или организациям, направившим (представившим) заявление на получение разрешения на осуществление деятельности в российской части вод или уведомляющим о деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации,
где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации, может быть отказано в разрешении или деятельность может быть перенесена на более поздний срок по основаниям, указанным в этом пункте. Т.е. осуществление деятельности в территориальном море РФ может быть только перенесено пограничными органами на более поздний срок.

Изучение оспариваемого заявителем решения административного органа показало, что письмом без даты за подписью начальника подразделения административного органа в г. Корсакове Лагуткина заявителю сообщено о дате и номере регистрации принятия его уведомления (заявления) о выходе в море с использованием им маломерного плавательного средства на удалении от берега до 12 миль.

Указанное письмо не является ни Решением административного органа, ни разРешением на выход в территориальное море, поскольку не содержит ни по форме, ни по содержанию никаких указаний и предписаний, а также дату его вынесения.

В судебном заседании путем изучения и обозрения журналов регистрации входящей корреспонденции организации ответчика за 2009 год и учета выдачи согласований на ведение хозяйственно-промысловой, научной, исследовательской и иной деятельности во внутренних морских водах, территориальном море РФ в районе ответственности организации ответчика в г. Корсакове за 2009 год установлено, что заявление за №2/160 от 04.07.2009 о выходе предпринимателя в море было зарегистрировано в журнале учета выдачи согласований на ведение деятельности. В журнале регистрации входящей корреспонденции также имеются 2 заявления предпринимателя, содержащие ходатайства о разрешении работ в темное время суток, однако эти заявления зарегистрированы 29.06.2009 за №№1366 и 1337. Соответственно, оспариваемое письмо за подписью должностного лица Лагуткина не является Решением по заявлениям предпринимателя, зарегистрированным организацией ответчика -29.06.2009.

Довод заявителя, что фактическое указание в оспариваемом письме должностным лицом требования
о выходе и прибытии судна в светлое время суток в день выхода с уведомлением подразделения ПС ФСБ России является Решением должностного лица по разрешению на выход судна на промысел, в том числе, и по той причине, что требования о возвращении судна на базу в день выхода в светлое время суток не содержится и в самих Правилах, суд находит необоснованным в силу следующего.

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что в оспариваемое письмо выдавшим его должностным лицом включены нормы п.3.5 Правил в качестве напоминания о соблюдении законодательства о государственной границе. Никакого самостоятельного решения по заявлению предпринимателя должностное лицо ответчика не принимало.

Анализ п.3.5 Правил позволяет суду прийти к выводу, что в территориальном море маломерным судам, осуществляющим прибрежное рыболовство, к каковым относится и судно предпринимателя, разрешено находиться только в светлое время суток на расстоянии до границ района добычи водных биологических ресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. В темное время суток в целях охраны государственной границы и защиты экономических интересов РФ маломерным судам в территориальном море, ширина которого составляет 12 морских миль, находиться запрещено, исходя из невозможности в это время суток визуально наблюдать нахождение и перемещение в море судов, если последние не выполняют требования законодательства об использовании технических средств контроля нахождения судов.

А в связи с тем, что в силу ст.5 Закона №4730-1 прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации, то нахождение судна в ночное время суток за внешней границей территориального моря РФ будет считаться незаконным пересечением государственной границы.

При таких обстоятельствах, маломерное судно, осуществляющее прибрежный вылов водных биоресурсов в территориальном море РФ, должно возвратиться на место стоянки в тот же день, т.е. в день выхода в море, в светлое время суток.

В этой связи, суд соглашается с доводом представителя административного органа, что никакого решения по выходу и возвращению судна предпринимателя он не принимал, а указание об этом в письме, подтверждающем прием заявления предпринимателя, следует считать дублированием положений п.3.5 Правил.

В связи с чем, суд не может согласиться с доводом заявителя и его представителя, что Закон №4730-1 и п. 3.5 Правил не устанавливают ограничений на использование маломерных судов только в светлое время суток.

Не может суд согласиться и с доводом заявителя, что Правила, касающиеся ограничений по эксплуатации маломерных судов, противоречат ст.16 Закона №4730-1, ст.25 Водного кодекса РФ, приказу МЧС РФ от 29.06.2005 №502 «Об утверждении правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах», Постановлению №126-па по следующим основаниям.

Так, Правила были приняты по исполнение ст. ст.16 и 20 Закона №4730-1.

Водный кодекс РФ и Постановление №126-па не противоречат Правилам и Закону №4730-1, поскольку их предметы регулирования Ф.И.О.

Так, Правила разработаны в целях реализации статьи 16 Закона N 4730-1 “ и устанавливают конкретное содержание, пространственные и временные пределы их действия и круг лиц, в отношении которых они действуют.

Действительно, согласно п.3.4 Правил, использование в территориальном море Российской Федерации судов и средств осуществляется в соответствии с Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми субъектами Российской Федерации.

Между тем, сами Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденные приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №502, не содержат и не могут содержать особенностей пользования маломерными судами в территориальном море РФ, не устанавливают и не регламентируют вопросы пограничного режима в целях создания необходимых условий охраны Государственной границы, а, следовательно, не могут устанавливать конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия пограничного режима и круг лиц, в отношении которых они действуют. Указанные полномочия федеральным законодательством МЧС РФ не передавались, такие полномочия предоставлены другому федеральному органу государственной власти – ФСБ России.

Вопросы пограничного режима не могут содержаться и быть установлены и в Постановлении №126-па, принятом органом исполнительной власти Сахалинской области. В Постановлении №126-па указаны только необходимые требования для судоводителей маломерных судов при выходе их в территориальное море в части уведомления пограничных органов об этом и составе таких сведений в соответствии с требованиями Закона №4730-1.

Таким образом, должностное лицо организации ответчика в силу действующих Правил лишено возможности принять иное Решение, т.е. разрешить находиться судну в территориальном море в ночное время, поскольку сами Правила не содержат такой возможности, а заявитель в установленном законом порядке их не оспорил.

Согласно ст.201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое заявителем, письмо от 04.07.2009 №2/160 не является разРешением и одновременно не содержит в себе решения должностного лица административного органа об ограничении выхода и прибытия судна предпринимателя, а сами действия ответчика по составлению такого письма не противоречат законодательству о государственной границе, суд отказывает заявителю в удовлетворении его требований.

Остальные доводы сторон на выводы суда по делу не влияют и правового значения для разрешения спора не имеют.

Поскольку суд не нашел оснований для удовлетворения требований заявителя по существу, суд отказывает и во взыскании с ответчика в пользу заявителя судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Заявитель ходатайствует о восстановлении ему пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд с заявленными требованиями.

Ходатайство суд находит обоснованным по следующим основаниям.

На основании ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, основным условием для восстановления срока обжалования действий и решений является уважительность причины его пропуска. При этом каких-либо критериев для определения уважительности причин законодатель не Установил.

Из материалов дела установлено, что в период с 27.07.2009 по 08.10.2009 предприниматель находился в командировке за пределами РФ, в связи с чем, не смог своевременно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

Учитывая, что предприниматель пропустил небольшой по времени срок на обращение в суд за защитой нарушенного права и как видно из материалов дела не прекращал предпринимать усилий для того, чтобы обратиться в суд об оспаривании действий и решения административного органа, чем подтверждал свою заинтересованность в исходе дела, в целях обеспечения судебной защиты нарушенных прав, суд в соответствии со статьей 198 АПК РФ полагает возможным восстановить заявителю срок для подачи заявления об оспаривании разрешения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Восстановить индивидуальному предпринимателю Шыхалиеву Зафар Дайян оглы пропущенный им срок на обращение в суд с требованием о признании незаконным решения, изложенного в разрешении №2/160 от 04.07.2009 начальника Службы в городе Корсакове Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России Лагуткина *.*. об ограничении выхода и прибытия судна Р 85-88 СЮ в светлое время суток в день выхода.

В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Шыхалиевым Зафар Дайян оглы требований о признании незаконным решения, изложенного в разрешении №2/160 от 04.07.2009 начальника Службы в городе Корсакове Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России Лагуткина *.*. об ограничении выхода и прибытия судна Р 85-88 СЮ в светлое время суток в день выхода отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в месячный срок со дня его принятия.

Судья *.*. Шестопал