Судебная практика

Решение от 25 мая 2010 года № А19-5115/2010. По делу А19-5115/2010. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело № А19-5115/10-55

25.05.2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.05.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25.05.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи *.*. Антоновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей *.*. Антоновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании действий незаконными, третьи лица Правительство Ирктуской области, ООО «Строитель» ООО «Ленлес» о признании действий незаконными,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились

от ответчика – Командовский *.*., доверенность от 21.12.09;

от Правительства Иркутской области – Орлова *.*., доверенность от 01.07.09г. №02-01-487/9;

от ООО «Строитель», ООО «Ленлес» - не явились;

Установил:

ФГОУ
ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» заявлены требования о признании незаконными действий Агентства лесного хозяйства Иркутской области по выставлению на аукцион, назначенный на 02.03.2010г., права аренды лесных участков:

лесной участок, расположенный в пределах земель лесного фонда Голоустненского лесничества (Большеголоустненское участковое лесничество, Кочергатская дача, №№ 53-61) в целях использования лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, общей площадью 8096 га,

лесной участок, расположенный в пределах земель лесного фонда Голоустненского лесничества (Большеголоустненское участковое лесничество, Большеголоустненская дача, №№ 19-23, 25, 30-32) в целях использования лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, общей площадью 6754 га,

лесной участок, расположенный в пределах земель лесного фонда Голоустненского лесничества (Малоголоустненское участковое лесничество, Малоголоустненская дача, №№ 28, 29, 44-47, 65-72, 91-96, 111-116, 133, 148-150, 228, 229) в целях использования лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, общей площадью 7297 га,

лесной участок, расположенный в пределах земель лесного фонда Голоустненского лесничества (Малоголоустненское участковое лесничество, Булунчукская дача, №№ 163-169, 176-183, 186-193, 195, 194, 196) в целях использования лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, общей площадью 5514 га;

обязании устранить нарушение прав заявителя – снять с аукциона названные лесные участки.

Агентство лесного хозяйства Иркутской области в представленном отзыве требования не признало, указав, что при проведении аукциона права заявителя нарушены не были, т.к. сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на лесные участки, в отношении которых проведен аукцион, отсутствуют, извещение о проведении аукциона соответствовало требования закона.

В представленных пояснениях Правительство Иркутской области указало, что по договору от 07.10.02г. истцу не предоставлялись в пользование какие-либо конкретные земельные участки
или участки лесного фонда.

Третьими лицами ООО «Ленлес» и ООО «Строитель» определение от 07.04.10г., направленное по адресам в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ, не получено, возвращено почтовыми отделениями в суд.

ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» заявило о проведении судебного заседания в его отсутствие, уточнило правовые основания иска: противоречие действий ответчика по выставлению лесных участков на аукцион ст.ст. 36, 37 и 78 ЛК РФ.

Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ч.2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие заявителя, ООО «Ленлес» и ООО «Строитель».

Выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд Установил, что, требуя признания незаконными действия Агентства лесного хозяйства Иркутской области, ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» сослалось на то, что на аукцион выставлены лесные участки, обремененные его правами.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании п. п. “в“ и “д“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными
и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Пунктом 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным Кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Пунктом 1 статьи 78 названного Кодекса предусмотрено, что договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на “шаг аукциона“.

В силу ч. 1 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.

При этом, в силу ч. 2 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права
на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В соответствии с утвержденным Постановлением администрации Иркутской области от 31.10.2007г. №237-па Положением об агентстве лесного хозяйства Иркутской области, агентство лесного хозяйства Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Агентство лесного хозяйства Иркутской области в соответствии с возложенной на него задачей в установленном порядке осуществляет, в том числе, функцию по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов (пп.2 п.8 раздела Ш Положения об агентстве лесного хозяйства Иркутской области).

В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты.

В силу статьи 36 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

Учитывая изложенное, агентство лесного хозяйства Иркутской области при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты действовало в рамках возложенных на него полномочий.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации Агентство лесного хозяйства Иркутской области в периодическом печатном издании - газете «Областная», в номере 149(574) от 30.12.2009г., разместило извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, в том числе,
лотов №№1,2,3 и 5 Голоустенского лесничества (действия по выставлению которых оспариваются заявителем).

В извещении приведены характеристики лесных участков, выставляемых на аукцион.

Вместе с тем, в газете «Областная» от 19.02.2010г. №18 (592) опубликовано извещение об отказе Агентства лесного хозяйства Иркутской области от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, по аукционной единице №2 (Голоустенское лесничество).

Нарушение своих прав по выставлению на аукцион лесных участков ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» обосновывает тем, что в соответствии с договором от 07.10.2002г. ему предоставлена в долгосрочное пользование территория (акватория), необходимая для осуществления пользования объектами животного мира.

В соответствии с договором от 07.10.2002г. Администрация Иркутской области передает, а Государственное образовательное учреждение Иркутская государственная сельскохозяйственная академия принимает на себя право пользования территорией (акваторией), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира общей площадью 180000 га.

Пунктом 1.3 указанного договора определен вид пользования животным миром – охота.

Основанием для заключения указанного договора послужила долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии ХХ №1386 от 11.09.2002г.

Срок действия лицензии установлен с 11.09.2002г. по 11.09.2027г.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире», действовавшей в момент заключения договора от 07.10.2002г. для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо подает заявку, в которой указываются:

сведения о заявителе;

вид пользования животным миром;

перечень объектов животного мира;

границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира;

предполагаемый срок пользования животным миром.

Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает Решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.

На основании согласования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

Заявитель ссылается на то, что действия по выставлению на аукцион лесных участков не соответствуют ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 36, 37 и 78 Лесного кодекса Российской Федерации.

Статьей 36 Лесного кодекса Российской (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ), т.е. действовавшей на момент проведения аукциона, установлено, что леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

В соответствии со ст. 37 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.04.2010г., использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты осуществляется без предоставления лесных участков
в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса. Ограничение использования гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты может устанавливаться в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.

Учитывая, что заявитель по делу является юридическим лицом, положения действовавшей до 01.04.2010г. статьи 37 Лесного кодекса Российской Федерации к нему применимы быть не могут, в связи с чем, ссылка заявителя на несоответствие действий Агентства лесного хозяйства требованиям ст. 37 ЛК РФ является необоснованной.

Ссылка заявителя на несоответствие действий Агентства лесного хозяйства по выставлению на аукцион лесных участков требованиям ст. 78 ЛК РФ также является необоснованной, так как указанная статья устанавливает общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Ссылка заявителя на ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997г. №22-ФЗ, действовавшую в момент заключения им договора от 07.10.2002г., также является необоснованной, так как регламентирует предоставление лесопользователю лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством участка лесного фонда в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.

Договор от 07.10.2002г. исходя из его условий (п.3.2 и раздел 4) не является договором безвозмездного пользования, кроме того, заключен не лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.

Статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997г. №22-ФЗ владение, пользование и распоряжение лесным фондом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов отнесено к полномочиям Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.07.97 N 804 определено, что федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в
области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являются Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 Министерству природных ресурсов были переданы функции упраздненной Федеральной службы лесного хозяйства России.

Вместе с тем, соответствующего гражданскому, земельному и лесному законодательству договора, заключенного уполномоченным на тот момент органом, заявителем не представлено.

Ссылка заявителя на согласование Министерством природных ресурсов Российской Федерации распоряжения о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира документально не подтверждена.

В материалы дела представлены выданная Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Иркутской области долгосрочная лицензия от 11.09.2002г. серии ХХ №1386 и Приложение к ней, в котором значится, что с условиями пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты на территории Иркутской области ознакомлен начальник управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Иркутской области *.*. Иванов.

Заключение специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и соответствующее Решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром (ст. 37 Федерального закона от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире») заявителем также не представлено.

Заявление ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» о несоответствии действий Агентства лесного хозяйства Иркутской области по выставлению на аукцион лесных участков пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что только собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать
свое имущество в собственность другим лицам, распоряжаться им иным образом, также является необоснованным.

Согласно ст. 93 Лесного кодекса РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

В судебном заседании не установлено, что выставляемые на аукцион лесные участки по аукционным единицам 1, 2, 3 и 5 обременены правами иных лиц, кроме того, договором от 07.10.2002г. заявителю предоставлено право пользования объектами животного мира, а не лесным участком.

Вместе с тем, действующая редакция статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации не предоставляет пользователям животного мира исключительное право на заключение договоров аренды лесного участка.

Заявитель воспользовался своим правом на участие в аукционе.

Согласно протоколу №4 результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 02.03.2010г. право на заключение договора аренды лесного участка по двум аукционным единицам №№3 и 5 выиграл заявитель по делу - ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия».

Согласно протоколу результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 02.03.2010г. №1 право на заключение договора аренды лесного участка по аукционной единице №1 выиграло ООО «Ленлес».

В отношении аукционной единицы №2 Агентство лесного хозяйства Иркутской области отказалось от проведения аукциона.

При наличии указанных обстоятельств, требование ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» о признании незаконными действий Агентства лесного хозяйства Иркутской области по выставлению на аукцион, назначенный на 02.03.2010г., права аренды лесных участков удовлетворению не подлежит, так как оспариваемое действие соответствует закону, совершено при наличии соответствующих полномочий, а также не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» об обязании устранить нарушение прав заявителя – снять с аукциона названные лесные участки, удовлетворению не подлежит, так как на день рассмотрения дела аукцион проведен, и его результаты не оспорены.

Расходы по уплате государственной пошлины на основании ст. ст. 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат возложению на заявителя по необоснованно заявленным требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

в удовлетворении требований Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия», отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области, в течение месяца.

Судья - *.*. Антонова