Решение от 2010-05-07 №А55-5484/2010. По делу А55-5484/2010. Самарская область.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации Решение
07 мая 2010 года
Дело №
А55-5484/2010
Арбитражный суд Самарской области
В составе судьи
Стенина *.*.
рассмотрев в судебном заседании 07 мая 2010 года дело по иску, заявлению
Открытого акционерного общества “Самарский завод строительной индустрии“, 443048, Самарская область, Самара, п. Красная Глинка, Заводоуправление ОАО “Электрощит“
От 16 марта 2010 года №
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, 443099, Самарская область, Самара, Некрасовская, 3
3-е лицо: Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, 443013 г. Самара, ул. Дачная, 4Б.
о признании незаконным отказа, выразившегося в сообщении № 01/210/2009-533 от 19.12.2009 г. и обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды № 345/12 от 08.10.2008 г. лесного участка
при участии в заседании
от заявителя – представитель Рахимова *.*. (по доверенности от 11.01.2010 г. № б/н)
от заинтересованного лица - представитель Найдовский *.*. (по доверенности от 25.12.2009 г. № 12-5245)
от 3-его лица – представитель Объедкова *.*. (по доверенности от 21.01.2010 г. №21)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой *.*.
Установил:
Открытое акционерное общество “Самарский завод строительной индустрии“, с учетом уточненных требований, просит:
признать отказ (сообщение об отказе № 01/210/2009-533 от 19.12.2009 г.) Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации договора аренды № 345/12 от 08.10.2008 г. лесного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:01:0308003:550, площадью 2,06 га, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал № 36, выделы 2,5 для осуществления рекреационной деятельности, недействительным полностью;
обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора аренды № 345/12 от 08.10.2008 г. лесного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:01:0308003:550, площадью 2,06 га, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал № 36, выделы 2,5 для осуществления рекреационной деятельности.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать, указывая в т.ч. на отсутствие в адресной части кадастрового паспорта наименования муниципального образования.
Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области поддерживают требования заявителя, что отражено в отзыве.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав доказательства по делу, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, дав оценку их доводам,
суд Установил:
Как следует из материалов дела 11.08.2009 г. ОАО “Самарский завод строительной индустрии“ обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды № 345/12 от 08.10.2008 г. на объект недвижимого имущества – лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, Волжское лесничество, квартал № 36, выделы 2,5.
19.12.2009 г. в государственной регистрации было отказано и в адрес заявителя было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации № 01/210/2009-533 (л.д. 8-11).
Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обратился в суд с данным заявлением.
При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).
В качестве основания для отказа в регистрации Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области указывает на следующие основания:
отсутствие в адресной части кадастрового паспорта наименования муниципального образования;
не представление кадастрового паспорта земельного участка с адресом соответствующим правоустанавливающему документу, а именно договору аренды № 345/12 лесного участка от 08.10.2008 г.
На основании протокола о результатах лесного конкурса между ФГУ Самарским лесхозом Агентства лесного хозяйства и ОАО “Самарский завод строительной индустрии“ был заключен договор аренды участка лесного фонда № 345 от 02.10.2006 г.
В соответствии со статьей 31 Лесного кодекса 1997 года, по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования либо видов использования участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7-10 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 г. 258, по результатам рассмотрения заявления о переоформлении, уполномоченным органом выносится Решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В силу Положения о департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 9 февраля 2007 года №9, таким уполномоченным органом являлся департамент лесного хозяйства Самарской области (Постановлением Правительства Самарской от 18 февраля 2009 года №34 департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован путем его присоединения к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, переименованному в настоящее время в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области).
Согласно пунктов 1.1, 2.2.2 Положения о департаменте департамент являлся органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
В соответствии со своими полномочиями 08.10.2008 департаментом принято Решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 02.10.2006 с указанием местоположения лесного участка: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал № 36, выделы 2,5, и вида использования лесного участка в соответствии со статьей 25 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности сроком с 08.10.2006 г. по 02.10.2055 г.
На основании вышеуказанного решения между департаментом лесного хозяйства Самарской области и ОАО “Самарский завод строительной индустрии“ был заключен по установленной форме договор аренды лесного участка № 345/12 площадью 2,06 га.
Как указывалось выше, стороны при подписании договора Определили все его существенные условия, в том числе местоположение лесного участка в соответствии со схемой и кадастровым планом, следовательно, договор №345/12 содержит достаточно данных для индивидуализации лесного участка, переданного в аренду.
Согласно п.4 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В кадастровом паспорте земельного участка от 23.04.2009 года №63-00-102/09-165045 указан почтовый адрес лесного участка: Самарская область, Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал №36. Адрес лесного участка, указанный в кадастровом паспорте, не противоречат адресу, указанному в договоре №345/12 от 08.10.2008 г.: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество. Самарское участковое лесничество, квартал №36, выделы 2,5
Довод регистрирующего органа в отзыве о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный лесной участок является основанием для отказа в государственной регистрации договоров аренды, является несостоятельным.
Заявитель обратился в Департамент лесного хозяйства Самарской области с заявлением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на основании уже проведенного лесного конкурса.
Следовательно, заключение договора аренды Департаментом лесного хозяйства Самарской области с ОАО “Самарский завод строительной индустрии“ не является актом нового предоставления земельного участка, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса РФ.
Указанный порядок указывает на переоформление уже действующих договоров, а не на заключение новых, в связи с чем, доводы регистрирующего органа о применении положений земельного законодательства о распоряжении земельными участками, права на которые не разграничены и заключение договора аренды с неуполномоченным лицом не основаны на законе.
Суд отмечает, что ни новый Лесной кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон № 201-ФЗ не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Что касается доводов заинтересованного лица об отсутствии в адресной части кадастрового паспорта наименования муниципального образования, то в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Таким образом, отсутствие в адресной части кадастрового паспорта наименования муниципального образования не является правовым основанием для отказа в регистрации договора аренды лесного участка, так как точный адрес земельного участка усматривается из совокупности всех представленных на регистрацию заявителем документы. Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2009 по делу № А55-15149/2008.
Учитывая вышеизложенное и то, что оспариваемый отказ в регистрации договора не соответствует требованиям ст.20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию лесного участка, суд признает недействительным данный отказ.
Согласно ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений государственных органов наряду с указанием на признание оспариваемого акта недействительным должно быть указано об обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Расходы по госпошлине подлежат возврату заявителю, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решил:
Требования Открытого акционерного общества “Самарский завод строительной индустрии“ удовлетворить.
Признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области № 01/210/2009-533 от 19.12.2009 г. в государственной регистрации договора аренды лесного участка № 345/12 от 08.10.2008 г. о предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером 63:01:0308003:550, площадью 2,06 га, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал № 36, выделы 2,5 для осуществления рекреационной деятельности.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора аренды № 345/12 от 08.10.2008 г. лесного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:01:0308003:550, площадью 2,06 га, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал № 36, выделы 2,5 для осуществления рекреационной деятельности.
Выдать Открытому акционерному обществу “Самарский завод строительной индустрии“ справку на возврат госпошлины, оплаченной платежным поручением № 63 от 12.03.2010 г.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
*.*. Стенина