Судебная практика

Решение от 2006-12-29 №А76-8862/2006. По делу А76-8862/2006. Челябинская область.

Решение

г. Челябинск

29 декабря 2006г.

Дело № А76-8862/2006-40-592/54-840

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2006г.

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2006г.

Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Потаповой *.*.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хисамудиновой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС РФ №10 по Челябинской области

к Еткульскому районному союзу потребительских обществ

о взыскании 103 888 рублей,

при участии в заседании:

от заявителя: Горбунова *.*. – по доверенности от 23.10.2006г. №58362, служебное удостоверение УР №122364 от 23.05.2005г.

от ответчика: Шерстобитова *.*. по доверенности от 18.12.2006г., Паспорт обезличен РОВД Челябинской области 19.11.2003г.; Дутченко *.*. по доверенности от 07.01.2006г., Паспорт обезличен йским РОВД Челябинской
области 25.09.2001г.

Установил:

Заявитель Межрайонной ИФНС РФ №10 по Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с ответчика Еткульского районного союза потребительских обществ (далее Еткульского РПС) суммы налоговых санкций в размере 103 888рублей.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС РФ №10 по Челябинской области заявленные требования уточнил. В обоснование заявленных требований указал, что инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Еткульский РПС по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в ходе которой установлено, что совершены налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена п.1 ст.122, ст.123, п.1 ст.126 НК РФ. По результатам проверки был составлен акт № 2568 от 01.12.2005г. и вынесено Решение № 1455 от 29.12.2005г. о привлечении ответчика к налоговой ответственности. Требованием №146 от 12.01.2006г. ответчику было предложено уплатить сумму штрафа, однако требование исполнено налогоплательщиком в части уплаты налоговой санкции по налогу с владельцев транспортных средств в размере 377,50 рублей. 28.11.2006г. в судебное заседание заявителем представлено уточнение к заявленным требованиям, на основании которого инспекция просит взыскать налоговые санкции в размере 93 026,60 рублей, который до настоящего времени не уплачен.

Представитель ответчика заявленные требования признает в части налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст.122 НК РФ: за неполную уплату налога на имущество в сумме 39 рублей; за неполную уплату транспортного налога в сумме 3521 рублей; предусмотренных ст.123 НК РФ в сумме 2757,60 рублей; предусмотренных п.1 ст.126 НК РФ в сумме 100 рублей. В остальной части просит отказать в удовлетворении требований налогового органа.

Заслушав представителя заявителя, ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению в части по следующим
основаниям.

Как видно из материалов дела, ответчик Еткульский районный союз потребительских обществ зарегистрирован в качестве юридического лица Администрацией Еткульского района Челябинско Ф.И.О. государственный регистрационный номер 1027401636020 (л.д.33-36).

В судебном заседании установлено, что Межрайонной Инспекцией ФНС РФ №10 по Челябинской области была проведена выездная налоговая проверка Еткульского РПС соблюдения валютного и налогового законодательства, по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки № 2568 от 01.12.2005г. (том 1 л.д.21-50).

На основании акта инспекцией было вынесено Решение №1455 от 29.12.2005г. о привлечении Еткульского РПС к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного:

п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы за периоды 2002-2004гг., в виде взыскания штрафа в сумме 77 137 рублей, в том числе: федеральный бюджет – 18 052 рублей, областной бюджет – 52 657 рублей, местный бюджет – 6 428 рублей.

п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в сумме 20 334 рублей.

п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в сумме 39 рублей;

п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату транспортного налога в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в сумме 3521 рублей;

п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату налога с владельцев транспортных средств в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в сумме 377,50 рублей;

ст.123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде взыскания штрафа
в размере 2 757,60 рублей.

п.1 ст.126 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговому органу документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа 50 рублей за каждый не представленный документ в сумме 100 рублей (2 шт.х50руб.) (том 2 л.д.126-142)

Ответчику Еткульскому РПС было выставлено требование об уплате налоговой санкции № 146 от 12.01.2006г., со сроком добровольного исполнения до 01.03.2006г. (том 2 л.д.144). До настоящего времени требование исполнено в части уплаты штрафа по налогу с владельцев транспортных средств в размере 377,50 рублей.

В судебном заседании представителем налогового органа представлено уточнение по сумме штрафа, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату НДС (том 3 л.д.31-32). Просит взыскать 9 472 рублей, в остальной части заявленные требования поддержал в полном объеме.

Материалами дела установлено следующее.

В нарушение п.1,3,4 ст.24, п.6 ст.226 НК РФ установлено неперечисление налоговым агентом удержанных сумм налога на доходы физических лиц в бюджет в размере 572 рублей. Удержанная сумма налога на доходы физических лиц, но не перечисленная с 01.01.2002г. по 13.09.2005г. в бюджет составила 13 216 рублей.

В соответствии с п.п.7 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ. Согласно п.п.1 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

В соответствии с п.2 ст.230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по
месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ответчик Еткульский РПС являясь налоговым агентом, представил в налоговый орган справки о совокупном доходе физических лиц с предыдущего места работы на вновь принятых работников, где последним предоставлены стандартные налоговые вычеты, начавшим работу не с первого месяца налогового периода, без справки о доходах с предыдущего места работы.

Согласно п.3 ст.218 НК РФ в случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 указанной статьи, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 230 Кодекса.

Таким образом, в результате занижения налоговой базы не удержан и не перечислен налог на доходы физических лиц в размере 572 рублей. Налоговая ответственность, предусмотренная за данное нарушение, установлена ст.123 НК РФ в виде штрафа в сумме 114 рублей (572*20%).

В соответствии с п.6 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Ответчик не перечислил налог на доходы физических лиц за период
с 01.01.2002г. по 13.09.2005г. в сумме 13 216 рублей. Налоговая ответственность, предусмотренная за данное нарушение, установлена также ст.123 НК РФ в виде штрафа в сумме 2643,20 рублей (13 216*20%).

В соответствии со ст.123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Согласно п.1 ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

13.09.2005г. налогоплательщику вручено требование о предоставлении документов для выездной налоговой проверки, а именно книги покупок и книги продаж, по сроку исполнения до 20.09.2005г. (том 1 л.д.101).

Требование инспекции налогоплательщиком не исполнено в указанный срок.

Согласно п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

Еткульский РПС является плательщиком налога на имущество (п.1 ст.373 НК РФ).

Налоговой проверкой установлено, что в результате неправильного определения стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогоплательщиком занижена налоговая база (среднегодовая стоимость) на 8 906 рублей. Данное нарушение подтверждается данными главной книги (том 2 л.д.63-79).

В соответствии с п.1 ст.375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Таким образом, неполная уплата налога на
имущество в результате занижения налоговой базы составила 196 рублей.

Еткульский РПС является плательщиком транспортного налога.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По представленным в инспекцию налогоплательщиком налоговым декларациям по транспортному налогу за 2003 и 2004гг. установлено не включение двух грузовых автомобилей КАМАЗ-5320. Данное нарушение повлекло неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы за 2003г. в сумме 8736 рублей и за 2004г. – 9450 рублей, всего – 18 186 рублей. По наступившим срокам уплаты имелась переплата, которая на момент вынесения решения составила 582 рубля (том 1 л.д.15). Таким образом, задолженность перед бюджетом по данному налогу с учетом переплаты составила 17 604 рублей (18 186 рублей - 582 рубля).

В соответствии с п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

На основании изложенного суд приходит к выводам, что заявитель правильно квалифицировал противоправные, виновные действия ответчика по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату сумм налогов
( на имущество, транспортного) в результате занижения налоговой базы; по ст.123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом; по п.1 ст.126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Кроме того, в представленном отзыве в судебное заседание ответчиком признаются данные правонарушения.

Процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и обращения в суд за взысканием налоговой санкции заявителем соблюдены, размеры штрафов исчислены по установленным правилам.

В силу ст.110 АПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета РФ в размере 500 рублей.

В остальной части заявленных требований суд считает отказать по следующим основаниям.

Решением налогового органа Еткульский РПС привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в сумме 9 472 рублей.

Между тем, ответчиком в судебное заседание в материалы дела представлено вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2006г. по делу №А76-3032/2006-37-332. Решением суда требование инспекции №146 от 12.01.2006г. в части взыскания НДС в сумме 54 311 рублей, штрафа по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату НДС в размере 10 862 рублей, пени – 19 443 рублей признаны недействительным (том 3 л.д.37-42). Поскольку основания для признания неправомерным доначисления данного налога изложены в указанном решении суда 1 инстанции, суд считает, что судебный акт имеет преюдиционное значение по настоящему делу.

Еткульский РПС привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную
уплату налога на прибыль за 2002-2004гг.

Заявитель на основании п.1 ст.272 НК РФ расчетным методом Определилрасходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, распределив общехозяйственные расходы пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

На основании ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

В соответствии с учетной политикой Еткульского райпотребсоюза на 2002,2003,2004 года (утвержденной приказами руководителя) все общехозяйственные расходы (или косвенные расходы, как они называются в главе 25 НК РФ) вычитаются из доходов отчетного периода.

Данный метод разделения расходов в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль основан на следующих обстоятельствах:

Учитывая положения ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» районный союз потребительских обществ - это союз, созданный потребительскими обществами района для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, предоставления их интересов в государственных органах и органах. местного самоуправления, а также для оказания потребительски обществам правовых, информационных и иных услуг. Названная норма корреспондирует с п. 2.1,2.2 Устава Еткульского райпотребсоюза.

Согласно“ п.1, п.4 ст. 31 закона о потребительской кооперации, п. 1.2 Устава Ответчика Еткульский райпотребсоюз является некоммерческой организацией, которая вправе заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Доходы от предпринимательской деятельности союза полностью направляются на покрытие расходов на осуществление уставной деятельности союза.

Как следует из содержания главной книги Еткульского райпотребсоюза, в период с сентября 2002 года по 2004 год включительно налогоплательщик подразделял заработную плату на расходы, связанные с трудовым вознаграждением работников, занятых в предпринимательской
(коммерческой) деятельности райпотребсоюза (розничная торговля, подпа-дающая под уплату ЕНВД), и расходы, связанные с оплатой труда работников, занимающихся реализацией уставных задач Еткульского райпотребсоюза в соответствии со ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также деятельностью по сдаче недвижимого имущества в аренду и т.д.

2002 год страница 60 главной книги по счету JSs 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»:

-за сентябрь Кт 70 Дт 44 -21720,44 руб. Кт70 Дт 44-16212,12 руб. -за октябрь Кт 70 Дт 44-36651,25 руб.

Кт70 Дт 44-13605 и т.д. Аналогичное разделение прослеживается в 2003,2004 годах.

Относительно распределения расходов, связанных с содержанием объектов недвижимости (коммунальные услуги, материалы на ремонт и т.д.), Ответчик согласно закрепленной в учетной политике положения о налоговом учете вычитает их из общехозяйственных расходов, поскольку доля торговых площадей, занятая Еткульским райпотребсо Ф.И.О. торговли, подпадающей под уплату ЕНВД колеблется за период с 2002-2004 годы с 0,01-0,03 % (справка о расчете удельного веса площадей Еткульского РПС).

Согласно декларациям по ЕНВД, представляемым Ответчиком в налоговый орган, площадь, используемая Еткульским Ф.И.О. торговли, составляет 15-90 кв.м. из 3011,5 кв.м. площади всех объектов недвижимости райпотребсоюза согласно техническим паспортам Бюро технической инвентаризации.

Указанный подход не противоречит действующему налоговому законодательству, что подтверждается Письмом Минфина РФ от 04.10.2006 года № 03-11-04/3/431, разрешающего отнесение организацией расходов к конкретному виду деятельности пропорционально размеру площади помещений, используемых для предпринимательской деятельности пропорционально размеру площади помещений, используемых для предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и для деятельности, облагаемой налогом на прибыль организаций.

Истец произвел вычет общехозяйственных расходов, возникающих в отношении недвижимого имущества, как сдаваемого в аренду, так и не используемого Еткульским райпотребсоюзом в той или иной деятельности, но требующего расходов по его содержанию, из доходов отчетного периода.

Следовательно, отнесение расходов непосредственно к тому или иному конкретному виду деятельности Ответчика, находящихся под разными режимами налогообложения, возможно при той организации бухгалтерского учета, который существует у налогоплательщика.

В связи с чем, налоговый орган неправомерно скорректировал расходы пропорционально доле дохода от соответствующих видов деятельности согласно п.1 ст. 272 НК РФ.

В соответствии с расчетами произведенными Ответчиком:

• 2002 год: согласно таблицы 1 сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, составляет 773430 руб., убыток соответственно составляет 251173руб (табл.3).

• 2003 год: согласно таблицы 1 сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, составляет 853257 руб., налог на прибыль 38630 рублей (табл.3).

• 2004 год согласно таблицы 1 сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, составляет 1286561 руб., убыток соответственно составляет 76502 руб. (табл.3)

На основании вышеизложенного, требования заявителя в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль и НДС, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.110, 167-170, 176, 181, 212, 215, 216 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Требования заявителя Межрайонной ИФНС РФ №10 по Челябинской области удовлетворить в части.

Взыскать с Еткульского районного союза потребительских обществ, зарегистрированного в качестве юридического лица Администрацией Еткульского района Челябинско Ф.И.О. государственный регистрационный номер 1027401636020, место нахождения: Челябинская область, Еткульский район, с.Еткуль, ул. Ленина, 42, в доход бюджета налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений предусмотренных:

п.1 ст. 122 НК РФ :

• за неполную уплату налога на имущество в результате занижения налоговой базы в сумме 39 руб.;

• за неполную уплату транспортного налога в результате занижения налоговой базы в сумме 3521 руб.;

ст. 123 НК РФ:

• за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в сумме 2757,60 руб.;

п.1 ст. 126 НК РФ

• за непредставление в установленный срок налогоплательщиком книги продаж и книги покупок в сумме 100 руб.

Взыскать с Еткульского районного союза потребительских обществгосударственную пошлину в доход федерального бюджета РФ в сумме 500 рубля 00 копеек.

В остальной части заявленных требований Межрайонной ИФНС РФ №10 по Челябинской области отказать.

Решение может быть обжаловано: в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме; в кассационную инстанцию путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

*.*. Потапова