Судебная практика

Постановление от 22 февраля 2007 года № А08-3718/2006. По делу А08-3718/2006. Российская Федерация.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Постановление

апелляционной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

не вступивших в законную силу

22 февраля 2007 г. дело № А08-3718/06-22

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2007г.

Полный текст постановления изготовлен 22.02.2007г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Мокроусовой *.*.,

судей: Потихониной *.*., Федорова *.*.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Правдик *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Белгородской области, г. Белгород, на Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.12.2006г. по делу № А08-3718/06-22 (судья Кривень *.*.) по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства Российской Федерации
по Белгородской области о взыскании 5 550 699 руб. 55 коп.,

при участии:

от ОАО «РЖД» - Гинц *.*., начальник юридического отдела Белгородского отделению ЮВЖД, доверенность № НЮ-9/1297/Д от 28.09.2006г;

от Департамента финансовой и бюджетной политики Белгородской области – Акулова *.*., консультант по юридическим вопросам, доверенность № 1-14 от 09.01.2007г.;

от УФК по Белгородской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;

от Управления социальной защиты населения администрации Белгородской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;

Установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, о взыскании 5 550 699 руб. 55 коп. убытков, составляющих расходы по предоставлению отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте по межобластным, межкраевым и межреспубликанским маршрутам в 2003 году, в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ.

К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц привлечены Департамент финансовой и бюджетной политики Белгородской области и Управление социальной защиты населения администрации Белгородской области.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.12.2006г. исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым Решением, Управление Федерального казначейства Российской Федерации по Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.12.2006г., указав на его незаконность и необоснованность, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» доводы апелляционной жалобы отклонил
по мотиву их несостоятельности.

Представитель Департамента финансовой и бюджетной политики Белгородской области, поддержав доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить и отменить обжалуемое Решение.

Представители УФК по Белгородской области и Управления социальной защиты населения администрации Белгородской области в судебное заседание не явились.

Учитывая то, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения неявившихся лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.

ОАО «Российские железные дороги» в 2003 году в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предоставило гражданам за счет собственных средств льготы в размере 50 процентов по оплате проезда на железнодорожном транспорте по межобластным, межкраевым и межреспубликанским маршрутам.

Понесенные истцом расходы частично компенсированы из федерального бюджета. Согласно акту сверки, составленному истцом совместно с органом соцзащиты субъекта РФ, понесенные истцом в 2003 году расходы в размере 5 550 699 руб. 55 коп. не компенсированы Российской Федерацией.

Согласно статье 790 (пункту 5) Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иным правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на
основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях железнодорожного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

В пункте 19 статьи 4 названного Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 г. № 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Действие Порядка продлено на 2002-2004 годы.

Порядком определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства,
с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

Пунктом 9 данного порядка предусмотрено заключение договора между органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации и организацией, предоставляющей льготы.

21.02.2003г. Управление социальной защиты населения Департамента социальной политики администрации Белгородской области и ОАО «Российские железные дороги» заключили договор № 135 о возмещении расходов, связанных с реализацией инвалидами льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов.

Льготы инвалидам по оплате проезда в поездах дальнего сообщения предусмотрены федеральным законодателем и должны возмещаться транспортным организациям, предоставивших указанные льготы, из средств федерального бюджета.

Заявляя о выполнении обязательств по перечислению субсидий на указанные цели бюджету субъекта Российской Федерации, ответчик указывал на то, что это было осуществлено в пределах лимитов ассигнований, но не настаивает, что этих лимитов было достаточно для возмещения всех понесенных убытков.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика возникло обязательство перед истцом по перечислению и выплате денежных средств, связанных с реализацией льгот по оплате проезда, предусмотренных законодательством Российской Федераций, является обоснованным.

При таких обстоятельствах, Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.12.2006г. по делу № А08-3718/06-22 принято в соответствии с нормами материального права, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Расходы по государственной пошлине относятся на федеральный бюджет, так как заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты при рассмотрении споров в арбитражном суде в силу пп. 1 п. 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.12.2006г.
по делу № А08-3718/06-22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий судья *.*. Мокроусова

Судьи *.*. Потихонина

И. Федоров