Судебная практика

Решение от 28 сентября 2007 года № А07-11305/2007. По делу А07-11305/2007. Республика Башкортостан.

Решение

г. Уфа Дело №А07-11305/2007-А-БСА

28.09.2007г.

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2007 года

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2007 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Бобровой *.*. рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ООО Станислава

к Управлению госавтонадзора РБ

о признании незаконным решения

при участии

от заявителя – Шарипова *.*. адвокат по ордеру от 20.08.2007г. № 052961, Афанасьева *.*. директор по паспорту;

от ответчика – Косянец *.*. начальник отдела автотранспортного надзора по дов. № 12-187 от 07.09.2007г.

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось ООО «Станислава» (далее Общество) с заявлением о признании незаконным решения Управления государственного автодорожного надзора по РБ Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) об отказе в предоставлении лицензии заявителю на перевозку пассажиров автотранспортными средствами, оборудованными для перевозок более восьми человек от 05.07.2007г. № 518/лиц-ОТ и обязании Управления государственного автодорожного надзора по РБ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдать ООО «Станислава» лицензию на осуществление перевозки пассажиров автотранспортными средствами, оборудованными для перевозок более восьми человек.

В порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Станислава» уточнило заявленные требования и просит признать незаконным уведомление № 188 от 05.07.2007г., выданное Управлением государственного автодорожного надзора по РБ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в соответствии с которым ООО «Станислава» отказано в предоставлении лицензии на перевозку пассажиров автотранспортными средствами, оборудованными для перевозок более восьми человек и обязать Управление государственного автодорожного надзора по РБ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдать ООО «Станислава» лицензию на осуществление перевозки пассажиров автотранспортными средствами, оборудованными для перевозок более восьми человек.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Ответчик требования не признал, отзыв на заявление Общества не представил.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд Установил, что в соответствии с лицензией № АСС-02-01110981 от 01.08.2002г. ООО «Станислава» разрешается перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Срок действия лицензии заканчивался 31.07.2007г., в связи с чем, Общество обратилось в Управление государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан с заявлением о продлении срока действия лицензии. Однако, Управлением было отказано в продлении срока действия лицензии и предложено предоставить заявление о предоставлении лицензии с приложением соответствующих документов.

25 июня 2007 года Обществом было подано заявление с приложением необходимых документов.
На основании приказа № 226 от 25.06.2007г. Управлением была проведена проверка возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности. По результатам проверки Управлением составлен акт от 29.06.2007г. № 29/0538. На основании данного акта 05.07.2007г. Управлением был издан приказ № 518/лиц-ОТ которым было отказано в предоставлении ООО «Станислава» лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Уведомлением № 188 от 05.07.2007г. Управление сообщило Обществу об отказе в выдаче лицензии. в качестве основания для отказа в выдаче лицензии Управление указало на то, что в ходе проверки было установлено наличие в документах, представленных ООО «Станислава» недостоверной информации, выразившейся в указании адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности и несоответствие соискателя лицензии – ООО «Станислава» лицензионным требованиям и условиям в части исполнения требований п.п.«б», «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок пассажиров более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. № 637, п.п.2.2, 2.3.2, 4.14-4.18, 5.2.1, 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2, п.п. 3.2, 3.4.1, 4.3, 4.6 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27.

Считая данный отказ незаконным, ООО «Станислава» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с п.62 ч.1 ст.17 Федерального Закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон № 128-ФЗ) деятельность по
перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В силу статьи 2 Закона 128-ФЗ соискатель лицензии это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратиашиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности

Согласно п.1 ст.9 Закона № 128-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с п.6 Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. № 637 (далее Положение о лицензировании) и п.11.2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Приказом Минтранса России от 18.12.2006г. № 153 (далее Регламент) к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение Управлением заявления о предоставлении лицензии;

копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию;

копии талонов о прохождении государственного технического осмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, подтверждающих их допуск к эксплуатации;

копии дипломов о высшем или среднем специальном образовании, удостоверений о прохождении курсов повышения квалификации, подтверждающих соответствующую установленным требованиям квалификацию должностных лиц и специалистов соискателя лицензии;

копия документа, подтверждающего прохождение аттестации на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, должностным лицом соискателя лицензии, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения;

копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей соискателя лицензии, а также документов, подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования в установленный срок;

копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на транспортные средства,
предполагаемые к использованию для перевозок пассажиров;

копии документов, подтверждающих возможность соискателя лицензии осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или копии договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом № 128-ФЗ (ст.9).

Пунктом 14.1 Регламента предусмотрено, что в случае если заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а в составе представленных документов отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 11 Регламента, соискателю лицензии направляется (вручается) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов. Аналогичное требование закреплено и п.8 Положения о лицензировании.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Согласно описи документов № 70 от 25.06.2007г. ООО «Станислава» были предоставлены документы, предусмотренные вышеуказанными нормативными актами.

Со стороны Управления в адрес Общества уведомления о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и представления недостающих документов не направлялось.

В соответствии с п.9 Положения о лицензировании лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с п.6 настоящего Положения документах, а также возможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

В силу п.3 ст.9 Закона № 128-ФЗ и п.14.4 Регламента основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным
требованиям и условиям.

Проверка полноты и достоверности указанных сведений проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в указанных документах, со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п.9 Положения о лицензировании). Аналогичные требования закреплены и в п.14.1 Регламента.

В качестве одного из оснований для отказа в предоставлении лицензии, Управлением в уведомлении № 188 от 05.07.2007г. указано на наличие, в предоставленных Обществом документах, недостоверной информации, выразившейся в указании адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности. Однако Управлением не доказан факт предоставления Обществом недостоверных сведений, т.к. в заявлении ООО «Станислава» адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности указано – регулярные перевозки по маршруту № 280 и № 284. В судебном заседании представитель Управления пояснил, что в данной графе заявления должен быть указан именно номер маршрута. Кроме того, в приложении № 1 к Регламенту предусмотрена форма заявления о предоставлении лицензии, в котором строка «адрес мест осуществления лицензируемого вида деятельности» не предусмотрена.

Пунктом 1 статьи 9 Закона № 128-ФЗ, п.9 Положения о лицензировании и пунктом 14.2 Регламента предусмотрено проведение лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Согласно п.14.2 Регламента после окончания проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, Управление по согласованию с соискателем лицензии назначает дату и место проведения проверки возможности выполнения соискателем лицензии следующих лицензионных требований и условий:

наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном
движении;

наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

соответствие должностных лиц и специалистов квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

наличие водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

наличие в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Как следует из акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий от 29.06.2007г. № 29/0538 лицензионные требования и условия указанные в п.14.2 Регламента Обществом выполнены, что подтверждается пунктами 17, 18, 12, 15, 25, 26, 27 акта проверки от 29.06.2007г. и предоставлением следующих документов: договора аренды автотранспорта от 07.06.2007г.; удостоверения № 017490 от 15.07.2007г.; удостоверения профессиональной компетентности РП № 602875; свидетельства о регистрации транспортного средства 02 РО 392770; водительским удостоверением 02 УВ № 003369 на имя Самойленко *.*., который является водителем ООО «Станислава»; талона 02 ВТ 115071 о прохождении автомобилем ГАЗ-322132 государственного технического осмотра; договора № 23-06/07-06 от 23.06.2007г. на выполнение технического обслуживания и ремонта автомобилей с использованием запасных частей, заключенного между ООО «АвтоГАЗцентр» и ООО «Станислава».

Таким образом, указание Управлением в уведомлении № 188 от 05.07.2007г. на несоответствие соискателя лицензии ООО «Станислава» лицензионным требованиям и условиям в части исполнения п.п.2.2, 2.3.2,
4.14-4.18, 5.2.1, 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2, п.п.3.2, 3.4.1, 4.3, 4.6 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 является необоснованным.

Кроме того, п.2 Регламента предусмотрен перечень нормативных актов, в соответствии с которым, предусмотрено исполнение государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом. В данном перечне Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 отсутствует.

В соответствии с п.14.3 Регламента по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) Управления составляется акт установленной формы (согласно приложению № 3 к Регламенту) в двух экземплярах.

В акте указываются:

дата и место составления акта;

наименование органа государственного контроля (надзора);

дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

дата и место проведения мероприятия по контролю;

сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях с указанием пункта нормативного правового акта, требования которого нарушены, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

подпись должностного лица
(лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

В приложении № 3 приведена форма акта, согласно которой установлено, что проверка возможности выполнения лицензионных требований и условий осуществляется комиссионно с участием проверяющих и руководителя юридического лица. Однако проверка соискателя лицензии – ООО «Станислава», осуществлена старшим государственным инспектором Шаиховым *.*. единолично.

при изложенных обстоятельствах, акт № 29/0538 от 29.06.2007г. проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований не соответствует требованиям, установленным Регламентом, как по содержанию, так и по форме.

Кроме того, в соответствии с п.14.3 Регламента один экземпляр акта вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле Управления. Между тем, акт проверки Управлением в адрес Обществ не направлялся. Данный факт Управлением не отрицается.

В качестве основания для отказа в предоставлении ООО «Станислава» лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек Управлением также указано на несоответствие соискателя лицензии ООО «Станислава» лицензионным требованиям и условиям в части исполнения требований п.п.«б», «в» п.4 Положения о лицензировании от 30.10.2006г. № 637. Однако требования данных пунктов распространяются на лицензиатов, а не на соискателей лицензии коим является ООО «Станислава».

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из буквального толкования вышеуказанной нормы закона, а также в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996г., основанием для признания действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов решений, свершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Учитывая, что отказ в предоставлении лицензии не содержит оснований, предусмотренных п.3 ст.9 Закона № 128-ФЗ, то Управление тем самым не доказало фактов нарушения Обществом лицензионных требований и условий, которые бы явились препятствием в выдаче лицензии. Таким образом, отказ в предоставлении лицензии вынесен неправомерно.

В соответствии с ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Требования ООО «Станислава» удовлетворить. Уведомление № 188 от 05.07.2007г., выданное Управлением государственного автодорожного надзора по РБ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об отказе в предоставлении ООО «Станислава» лицензии на перевозку пассажиров автотранспортными средствами, оборудованными для перевозок более 8 человек признать незаконным и отменить. Обязать Управление государственного автодорожного надзора по РБ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдать ООО «Станислава» лицензию на осуществление перевозки пассажиров автотранспортными средствами, оборудованными для перевозок более 8 человек.

Взыскать с Управления государственного автодорожного надзора по РБ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу ООО «Станислава» судебные расходы по уплате государственной пошлине в размере 2000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья *.*. Боброва