Судебная практика

Решение от 23.10.2007 №А32-15899/2006. По делу А32-15899/2006. Краснодарский край.

Арбитражный суд Краснодарского края 350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

Именем Российской Федерации Решение

г. Краснодар Дело № А32-15899/06-63/143-2007-59/87

«23» октября 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 23 октября 2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

судьи Гонзус *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
к Администрации муниципального образования город Геленджик, г.Геленджик (наименование ответчика)

о признании незаконным отказа от 20.01.06 №03.01.30/271 в принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность

при участии в заседании

от заявителя: Бабехина *.*. ; Баранова *.*. - представителя,

от ответчика: не явился, уведомлен,

Установил:

Бабех Ф.И.О. обратился с требованиями к Администрации
муниципального образования город Геленджик (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 20.01.06 №03.01.30/271 в принятии решения о предоставлении земельного участка, площадью 2,15 га, расположенного по адресу Краснодарский край, пос. Кабардинка, ул.Революционная,61 в собственность и обязании администрации принять Решение и осуществить фактические действия по предоставлению Бабехину *.*. указанного земельного участка в собственность.

Решением от 02.10.2006, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2006, в удовлетворении заявления отказано на том основании, что спорный земельный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения, относится к особо охраняемым природным территориям и является федеральной собственностью.

Постановлением кассационной инстанции от 7.03.07 состоявшиеся по делу судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение.

Суд кассационной инстанции указал, что, отказывая в удовлетворении заявления, судебные инстанции исходили из того, что в силу Указа Президента Российской Федерации от 06.07.94 N 1470 “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“, постановления Совета Министров РСФСР от 17.12.87 N 494 “Об установлении границ и режима округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае“ (далее Постановление N 494) спорный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения и относится к особо охраняемым природным территориям. Однако суды не учли, что в постановлении N 494 границы округа санитарной охраны определены по точкам согласно приложению к данному постановлению (л.д. 52-59). Суд не указал, какие документы подтверждают факт нахождения спорного участка в границах округа санитарной охраны, утвержденных Постановлением N
494.

Для правильного разрешения спора суду предложено выяснить, входит ли участок, принадлежащий заявителю, в границы округа санитарной охраны, установленные в приложении к постановлению N 494. Суду первой инстанции предложено рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле государственных и муниципальных органов, к ведению которых относятся вопросы определения на местности границ округа санитарной охраны.

Во исполнение указаний суда кассационной инстанции судом привлечен и опрошен в качестве специалиста начальник геодезической партии № 5 филиала ФГУП «Северо-Кавказское Аэрогеодезическое предприятие» Федерального Агентства геодезии и картографии России «Экспедиция №205» Белоцерковск Ф.И.О.

Судом сделан запрос в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю по вопросу наличия ограничений в обороте спорного земельного участка и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по вопросу проведения межевания и присвоения кадастрового номера земельному участку.

Также судом истребованы документы из Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю по отводу земельного участка, предоставленного турбазе «Смелых».

До вынесения решения заявитель изменил предмет требований и просил признать незаконным отказ от 20.01.06 №03.01.30/271 в принятии решения о предоставлении в собственность гражд Ф.И.О. земельного участка, площадью, фактически используемой и необходимой для функционирования имущественного комплекса, состоящего из 41 строения и сооружения (условный номер 23:00/12:1312:13820:61:01), 2,15 га, расположенного по адресу Краснодарский край, пос. Кабардинка, ул.Революционная,61 в том числе в части изготовления, утверждения и направления проекта границ указанного участка гражд Ф.И.О. обязать администрацию муниципального образования город Геленджик принять Решение о предоставлении в собственность гражд Ф.И.О. земельного участка площадью, фактически используемой и необходимой для функционирования имущественного комплекса, состоящего из 41 строения и сооружения (условный номер 23:00/12:1312:13820:61:01), 2,15 га, расположенного по адресу Краснодарский край, пос. Кабардинка, ул.Революционная,61, изготовить
и утвердить проект границ указанного участка, направить указанные доку Ф.И.О.

Изменение предмета требований судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на наличие права на передачу земельного участка в собственность в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку ранее земельный участок предшествующим собственникам имущественного комплекса был предоставлен на праве бессрочного пользования, ограничений по предоставлению земельного участка в собственность не имеется, поскольку в ходе судебного разбирательства не было установлено, что спорный земельный участок отнесен к первой зоне санитарной охраны.

Ответчик в судебное заседание не явился, свои доводы изложил в отзыве (т.1 л.д.40-42), повторяющем содержание оспариваемого отказа, ходатайстве о прекращении производства по делу (т.1 л.д.134-135) и дополнении к отзыву (т.2 л.д.47-48), представленному в ходе нового рассмотрения дела. Ответчик полагает, что производство по делу подлежит прекращению в силу того, что Бабехин *.*. не является предпринимателем. В дополнительном отзыве ответчик возражает против бесплатного предоставления земельного участка. Поскольку заявитель с учетом изменения предмета требований отказался от требований о бесплатном представлении земельного участка доводы, изложенные в дополнительном отзыве, судом не рассматриваются.

Как видно из материалов дела, Бабехин *.*. является собственником имущественного комплекса базы отдыха “Лаванда“, расположенного в Краснодарском крае, поселок Кабардинка, ул. Революционная, 61, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2004 серия 23-АБ N 700528.

Заявитель обратился к ответчику с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность с приложением проекта его границ, подготовке необходимой документации для приватизации земельного участка под имущественным комплексом (т.2 л.д.49).

В письме от 20.01.2006 N 03.01.30/271 администрация отказала Бабехину *.*. в принятии решения
о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2,15 га, занимаемого объектами базы отдыха “Лаванда“, сославшись на отнесение земельного участка к Геленджикской группе курортов.

Считая отказ незаконным, Бабехин *.*. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При вынесении решения суд исходит из следующего.

Пункт 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Пункт 2 данной статьи предусматривает, что земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом ответчик обязан доказать, что спорный земельный участок ограничен в обороте.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.94 N 1470 “О природных ресурсах побережий Черного
и Азовского морей“ и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“ курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Геленджика отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 17.12.87 N 494 “Об установлении границ и режима округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае“ (далее - Постановление N 494) с. Кабардинка отнесено к Геленджикской группе курортов.

Опрошенный в качестве специалиста-эксперта начальник геодезической партии Специалист филиала «Экспедиция № 205» пришел к заключению, что земельный участок, общей площадью 2,15 га, и расположенный по адресу: Краснодарский край, поселок Кабардинка, ул. Революционная, 61, расположен за пределами границ зон санитарной охраны, ограниченных в соответствии с приложением к Постановлению Совета Министров РСФСР от 17.12.87 № 494 (т.1 л.д.148).

Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю в ответе на запрос суда (т.2 л.д.73) со ссылкой на распоряжение Правительства РФ от 12.04.96 № 591-р указало, что курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г.Анапы, Геленджика и г.Сочи включены в перечень особо охраняемых природных территорий.

Оснований полагать, что все земли, включая жилую застройку г. Геленджика (включая пос. Кабардинка) относятся к особо охраняемым территориям и ограничены в обороте. Такой вывод следует из нижеследующего.

Суд Установил, что в отношении земель пос. Кабардинка согласно постановлению N 494 северная граница первой зоны округа (зоне строго режима) расположена на расстоянии 100 м от уреза воды (т.1 л.д.52). Границы зоны горно-санитарной охраны курорта (зона ограничений) начинаются на расстоянии 2000 м
от береговой полосы с одной стороны (южная граница) и с другой ограничены условными точками на Кавказском хребте (северная граница), подробно описанными в постановлении N 494.

Согласно того же постановления N 494 существует также 3 зона округа (зона наблюдения) которая совпадает с границами округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов.

Согласно «Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.96 №1425 (далее Положение) границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации (п.18).

В пункте 21 Положения указано, что вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.

Из содержания частей 3 и 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территории федерального значения, порядок использования и охраны указанных земель устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территории регионального и местного значения, порядок использования и охраны указанных земель устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие) (часть 5 статьи 94 Земельного
кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела, в том числе картографического материала видно, что спорный земельный участок находится в центре жилой застройки пос. Кабардинка, территория которой полностью не может быть отнесена особо охраняемым природным территориям, следовательно, конкретные территории в черте пос. Кабардинка, могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от отнесения указанных территории к уровню федерального или местного значения.

Ответчик не представил доказательств того, что Правительством Российской Федерации, Администрацией Краснодарского края, местными органами власти спорный земельный участок отнесен к округам санитарной охраны, в том числе в соответствии с Постановлением N 494.

В соответствии с имеющимся в деле кадастровым планом земельного участка, изготовленным для ЗАО «Пента», земельный участок с кадастровым номером 23:40:02 02 017:0025 относится к землям поселений (т.1 л.д.9-10)

Кроме того, указанным выше Положением не вводится никаких ограничений для оборота земельных участков в зоне наблюдения.

Таким образом, с учетом отсутствия доказательств нахождения спорного земельного участка в границах округа санитарной охраны, и отнесения указанного земельного участка к особо охраняемым природным территориям, а также с учетом заключения специалиста филиала «Экспедиция № 205», суд считает, что спорный участок не ограничен в обороте.

В связи с изложенным суд полагает, что отказа ответчика, выраженный в письме от 20.01.06 №03.01.30/271 является незаконным и нарушает права заявителя.

Ходатайство ответчика о прекращении производства по делу рассмотрено и отклонено, поскольку 01.06.06 Геленджикский городской суд Краснодарского края отказал в принятии заявления Бабехина *.*., указав на неподведомственность спора суду общей юрисдикции. Заявление принято к производству арбитражным судом в порядке соблюдения права каждого на судебную защиту, гарантированное
Конституцией Российской Федерации, п.1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.98 № 54-ФЗ, гласящей, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Письмо И.о. руководителя Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Геленджик на имя руководителя правового управления администрации МО город Геленджик от 20.09.06 № 4435 о нахождении спорного участка во второй зоне санитарной охраны курорта не принимается судом, поскольку Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Геленджик не наделено полномочиями по определению границ округов санитарной охраны. Судом также учитывается то, что указанное управление является структурным подразделением ответчика и то, что само письмо адресовано не суду, а правовому управлению ответчика.

Суд не принимает во внимание письмо Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю, поскольку в его ответе не содержаться сведения о нахождении спорного участка в границах каких-либо территорий, в пределах которых законодательством установлено ограничение на приватизацию. Ссылка Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю на распоряжение № 591-р отклоняется, поскольку само по себе это Постановление не содержит конкретного описания границ, а имеет общий отсылочный характер, устанавливая, что курорты и зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапа, г. Геленджик и г. Сочи включены в перечень особо охраняемых природных территорий.

Поскольку кадастровый план земельного участка на имя Бабехина *.*. отсутствует, ранее изготовленный для ЗАО «Пента» кадастровый план турбазы «Смелых»
содержит оговорку о том, что сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании, суд в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает администрацию муниципального образования город Геленджик на основании заявления Бабехина *.*. изготовить и утвердить проект границ земельного участка площадью 2,15 га, (кадастровый номер 23:40:02 02 017:0025), расположенного по адресу Краснодарский край, пос. Кабардинка, ул.Революционная,61, и направить его заявителю.

Расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суда первой инстанции, а также в связи с обращениями в суд апелляционной и кассационной инстанций, всего в сумме 2100 руб. по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению заявителю за счет ответчика.

Руководствуясь статьями 49, 110, 170, 176, 201, 259, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Изменение предмета требований принять.

Ходатайство ответчика о прекращении производства по делу оставить без удовлетворения.

Признать незаконным отказ Администрации г.Геленджика от 20.01.06 №03.01.30/271 в предоставлении в собственность гражд Ф.И.О. земельного участка, площадью 2,15 га, фактически используемой и необходимой для функционирования имущественного комплекса, состоящего из 41 строения и сооружения, кадастровый номер 23:40:02 02 017:0025, расположенного по адресу Краснодарский край, пос. Кабардинка, ул.Революционная,61, как противоречащий Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать администрацию муниципального образования город Геленджик на основании заявления Бабехина *.*. изготовить и утвердить проект границ земельного участка площадью 2,15 га, кадастровый номер 23:40:02 02 017:0025, расположенного по адресу Краснодарский край, пос. Кабардинка, ул.Революционная,61 и направит Ф.И.О.

Взыскать с Администрации г.Геленджика в п Ф.И.О. проживающего г.Краснодар, ул.Орджоникидзе, 47 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2100 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия.

Судья *.*. Гонзус