Судебная практика

Решение от 29.10.2007 №А12-13770/2007. По делу А12-13770/2007. Волгоградская область.

Решение

29 октября 2007 года

г. Волгоград Дело № А12-13770/07-с51

Арбитражный суд Волгоградской области

В составе судьи Репниковой *.*.

При ведении протокола судебного заседания судьей Репниковой *.*.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании

заявление индивидуального предпринимателя Лиманского *.*. к межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области о признании недействительным в части ненормативного акта,

при участии в судебном заседании

от истца – Лепилина *.*., доверенность от 11.10.2007 г.

от ответчика – Рассказова *.*., доверенность от 9.01.2007 г.

В арбитражный суд Волгоградской области обратился предприниматель Лиманский *.*. к межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения № 16-16/2-2760 от 9 июня 2007 г. об отказе в привлечении к
налоговой ответственности в части начисления налога на игорный бизнес за июнь 2005 года в размере 43 875 рублей.

Ответчик заявленные требования не признал.

Рассмотрев материалы дела,

Суд установил:

Индивидуальный предприниматель Лиманский *.*. на основании лицензии, выданной 25 апреля 2003 года, осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.

В соответствии с декларацией по налогу на игорный бизнес за июнь 2005 года сумма налога на игорный бизнес, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная по ставке 4500 рублей за один игровой автомат, составляет 58 500 рублей.

17 февраля 2007 года Лиманский *.*. представил в межрайонную ИФНС России № 9 по Волгоградской области уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за июнь 2005 года, в которой применил ставку налога 1125 рублей за один игровой автомат, в связи с чем сумма налога была уменьшена и составила 14 625 рублей.

Предприниматель считает, что как субъект малого предпринимательства вправе применять ставку налога на игорный бизнес, действующую на дату его регистрации в качестве предпринимателя, так как увеличение ставки создает менее благоприятные условия для его деятельности.

Налоговый орган считает применение ставки налога на игорный бизнес в размере 1125 рублей в июне 2005 года неправомерным, в связи с чем 9 июня 2007 г. вынес Решение о начислении по лицевому счету уменьшенного налога на игорный бизнес в размере 43 875 руб., которое оспаривается предпринимателем в рамках настоящего дела.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд полагает, что заявление предпринимателя Лиманского *.*. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п.1 ст.3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, согласно которому под
субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, индивидуальный предприниматель Лиманский *.*. является субъектом малого предпринимательства.

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Свидетельством № 6008084, выданным Управлением государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей департамента муниципального имущества администрации Волгограда, подтверждается регистрация Лиманского *.*. в качестве индивидуального предпринимателя 29 мая 2002 года. Судом изучен подлинный экземпляр указанного свидетельства, представленный заявителем, установлено, что он соответствует приобщенной к делу копии.

В свидетельстве о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, от 25 августа 2004 года, выданном межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области, также имеются сведения о регистрации Лиманского *.*. в качестве предпринимателя 29 мая 2002 года № 6008084.

Судом изучена и приобщена к делу выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, установлено, что в реестре содержатся сведения только об одном свидетельстве о регистрации Лиманского *.*. в качестве предпринимателя до 1 января 2004 года - № 6008084 от 29 мая 2002 года.

В судебное заседание ответчиком представлена копия свидетельства № 6007340 о государственной регистрации Лиманского *.*. в качестве индивидуального предпринимателя 30 января 2001 года регистрационной палатой администрации г.Волгограда.

Со ссылкой на данное
обстоятельство, налоговый орган указывает, что четыре года деятельности предпринимателя истекли 30 января 2005 года, следовательно, нормы части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ на Лиманского *.*. в июне 2005 года не распространяются.

Суд не принимает свидетельство № 6007340 в качестве доказательства даты начала четырехлетнего периода, в течение которого на Лиманского *.*. распространяются гарантии, предусмотренные ст.9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ

В соответствии со ст.ст.1,4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 5 Закона № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ) предусмотрен перечень сведений об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, среди которых указана дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно ст.2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 23.06.2003 г. № 76-ФЗ документы о зарегистрированных ранее индивидуальных предпринимателях, хранящиеся в органах,
осуществлявших государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 года, являются частью федерального информационного ресурса и подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, до 1 января 2005 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 года, предусмотрен Правилами передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 года, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 октября 2003 г. № 617.

В силу п.2 указанных Правил, документы об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 г., подлежат передаче в территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам органами, осуществлявшими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г.

На основании изложенных положений нормативных актов, регулирующих вопросы регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, суд приходит к выводу, что в настоящее время единственным документом, подтверждающим статус индивидуального предпринимателя, является выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которая со Ф.И.О. регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей даты более ранней регистрации Лиманского *.*. в качестве индивидуального предпринимателя, чем 29 мая 2002 года, не содержится.

Кроме того, суд отмечает, что свидетельство № 6007340 от 30.01.2001 г. выдано на право осуществления деятельности в виде производства и реализации сельхозпродукции.

Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, Лиманский *.*. по данному свидетельству предпринимательской деятельности не осуществлял и сдал его в регистрирующий орган, что подтверждается приобщенными к материалам дела заявлениями Лиманского *.*. от 1 апреля 2002 года о прекращении деятельности на основании
свидетельства от 30.01.2001 г. и снятии с налогового учета.

В соответствии с п.9 Указа Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.

Аннулирование государственной регистрации Лиманского *.*. в качестве предпринимателя 30.01.2001 г. подтверждается фактом выдачи нового свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя 29 мая 2002 года № 6008084.

Налоговым органом в нарушение п.5 ст.200 АПК РФ не представлено доказательств осуществления Лиманским *.*. предпринимательской деятельности в период с 30 января 2001 года по 29 мая 2002 года.

Поскольку статья 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ предоставляет гарантии в течение первых четырех лет деятельности субъекта малого предпринимательства, суд считает правомерным исчисление четырехлетнего срока действия гарантий, установленных Законом № 88-ФЗ, с 29 мая 2002 года.

Изложенное соответствует позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, содержащейся в постановлении от 24.01.2006 г. № 8617/05.

Суд также считает необходимым отметить, что вступившими в законную силу судебными актами первой, кассационной инстанций по делам №№ А12-15990/06-с51, А12-16001/06-с36, А12-15991/06, А12-15998/06, А12-1600/06-с60 и др. подтверждается государственная регистрация Лиманского *.*. в качестве индивидуального предпринимателя 29 мая 2002 года.

В соответствии с п.1 ст.16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц
и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

На дату регистрации Лиманского *.*. в качестве предпринимателя 29 мая 2002 года согласно Закону Волгоградской области от 17.12.1999 г. № 351-ОД «О ставках налога на игорный бизнес» (в ред. Законов Волгоградской области от 23.03.2001 N 522-ОД, от 15.11.2001 N 631-ОД) ставка налога за каждый игровой автомат составляла 11,25 минимального размера оплаты труда, то есть 1125 рублей в месяц.

Законом Волгоградской области 24 ноября 2004 года N 960-ОД установлена ставка налога за один игровой автомат в размере 4500 рублей.

В соответствии со статьей 17 НК РФ налоговая ставка является элементом налогообложения.

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона в силу абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 09.07.2004 N 242-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П).

Довод налогового органа о том, что статья 9 Закона N 88-ФЗ не подлежит применению, поскольку утратила силу с 01.01.2005 г. на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, несостоятелен.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2003 г. № 11-П указанная выше норма Федерального закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.

Данное обстоятельство (утрата статьей 9 Закона N 88-ФЗ силы) не повлияло на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 17.07.2007 г. № 3597/07.

Увеличение ставки налога на игорный бизнес изменяет налоговые обязательства предпринимателя и ухудшает положение налогоплательщика, увеличивая сумму налога, которую он обязан уплатить в бюджет. Поскольку в июне 2005 года не истекло 4 года деятельности с даты регистрации Лиманского *.*. в качестве предпринимателя, то он вправе применять ставки налога на игорный бизнес, действующие на дату его регистрации, то есть в размере 1125 рублей за один игровой автомат.

При таких обстоятельствах Решение межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области № 16-16/2-2760 от 9 июня 2007 г. в части начисления индивидуальному предпринимателю Лиманскому *.*. налога на игорный бизнес за июнь 2005 года в размере 43875 рублей является необоснованным и подлежит признанию недействительным.

При подаче заявления предпринимателем Лиманским *.*. уплачена государственная пошлина в размере 100 рублей, что подтверждается платежным
поручением № 632 от 3.08.2007 г.

Поскольку заявление удовлетворено в полном объеме, уплаченная предпринимателем государственная пошлина в размере 100 рублей на основании ст.110 АПК РФ подлежит взысканию в его пользу с межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170 АПК РФ, суд

Решил:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным Решение межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области об отказе в привлечении к налоговой ответственности № 16-16/2-2760 от 9 июня 2007 г. в части начисления индивидуальному предпринимателю Лиманскому *.*. налога на игорный бизнес за июнь 2005 года в размере 43 875 рублей.

Взыскать с межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области в пользу индивидуального предпринимателя Лиманского *.*. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вынесения в апелляционную инстанцию арбитражного суда Волгоградской области.

Судья *.*. Репникова