Судебная практика

Решение от 08.12.2006 №А32-23936/2006. По делу А32-23936/2006. Краснодарский край.

Именем Российской Федерации

Решение

г. Краснодар Дело № А-32-23936/2006-45/338

«08» декабря 2006 года

Резолютивная часть решения объявлена 06.12.2006г.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 08.12.2006г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего: судьи Шипуновой *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Шипуновой *.*.

рассмотрев в судебном заседании заявление ЗАО «Привоз», г. Славянск-на-Кубани

к Администрации муниципального образования Славянского района, г. Славянск-на-Кубани

о признании недействительным ненормативного акта

при участии в заседании:

от заявителя: Логвинова *.*., дов-ть от 10.08.2006г., Цепкало *.*., дов-ть от 10.08.2006г.

от заинтересованного лица: Колдомасов *.*., дов-ть от 24.10.2006г. №01-62/2893

По делу объявлялся перерыв до 17.00 час. 06.12.2006 г.

ЗАО «Привоз», г. Славянск-на-Кубани (далее заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Постановление главы администрации муниципального
образования Славянский район от 30.08.2006г. №3001 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд».

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали. В обоснование своих требований заявитель ссылается на несоответствие обжалуемого акта требованиям законов и нарушение им законных прав ЗАО «Привоз», заключающиеся в следующем. В нарушение статьи 279 Земельного кодекса РФ, устанавливающей, что Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, Решением об изъятии принято органом местного самоуправления.

Изымаемый обжалуемым Постановлением земельный участок площадью 16 763 кв.м. с кадастровым номером 23:48:0203013:0002 не является муниципальной собственностью.

05.05.2005 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись регистрации № 23-01/00-317/2004-429 о праве собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на данный земельный участок, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 06.05.2005 серия 23-АА№ 205729.

Также заявитель полагает, что обжалуемым Постановлением нарушены положения статей 49, 55 Земельного кодекса РФ, нормы главы 17 Гражданского кодекса РФ, регулирующие процедуру изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Так, иск о выкупе земельного участка может быть предъявлен в арбитражный суд не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником (пользователем, владельцем) земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии. В п.п.3 п.2 постановления № 3001 Комитету по управлению муниципальным имуществом предписывается в течение пяти дней подготовить исковое заявление в Арбитражный суд Краснодарского края об изъятии участка для муниципальных нужд, что не соответствует закону.

Нарушает закон и права ЗАО «Привоз» отсутствие в обжалуемом постановлении выкупной цены земельного участка, указания на то, за счет чего
и кого землепользователю будут возмещаться убытки, их размер. Не определена стоимость имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка (п.4 ст.57 Земельного кодекса РФ). Никаких предложений по согласованию вопроса о предоставлении равноценного земельного участка, возмещению стоимости зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке, убытков, от уполномоченного органа не поступало.

Обжалуемое Постановление не соответствует цели его издания – изъятие земельного участка для муниципальных нужд, поскольку размещение такого объекта как торгово-развлекательный комплекс на месте Вещевого рынка «Привоз» не отвечает требованию исключительности, установленному статьей 49 Земельного кодекса РФ, не относится к муниципальным нуждам как обеспечиваемым за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребностям муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий; не соответствует порядку размещения объектов капитального строительства местного значения.

Заинтересованное лицо против заявленных требований возражает, считает, что правовые основания для удовлетворения требований ЗАО «Привоз» отсутствуют, в удовлетворении заявления просит отказать.

Администрация муниципального образования Славянский район в судебном заседании представила документы, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок находится в собственности муниципального образования Славянский район на основании договора № 1 о передаче из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования Славянский район земельного участка площадью 16 763 кв.м, расположенного в г. Славянске-на-Кубани по ул. Дзержинского, 272 в квартале 199. Данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запись государственной регистрации от 27.07.2006 № 23-23-16/017/2006-215, выдано свидетельство о регистрации от 27.07.2006 серия 23АА № 927105. Свидетельство о собственности субъекта РФ Краснодарского края
на данный земельный участок погашено.

Заинтересованное лицо полагает, что имело право на вынесение Постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления статьей 11 Земельного кодекса РФ. В соответствии с п.3 ст. 83 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть изъяты для муниципальных нужд в целях застройки территорий в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Также заинтересованное лицо считает, что при принятии обжалуемого постановления им не была нарушена процедура его принятия. В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса РФ в адрес ЗАО «Привоз» было направлено Постановление и письмо о принятии решения об изъятии от 01.09.2006 № 769 (получено ЗАО «Привоз» 05.09.2006). 1 сентября 2006 года в адрес Славянского Отдела ГУ ФРС по Краснодарскому краю было направлено заявление о регистрации постановления, а также уведомление о произведенной регистрации решения в Славянском отделе ГУ ФРС по Краснодарскому краю, что подтверждается письмом от 14.09.2006.

В соответствии с п.4 ст.57 Земельного кодекса РФ, по утверждению представителя заинтересованного лица, администрацией муниципального образования в настоящее время проводятся мероприятии по определению возмещения стоимости имущества ЗАО «Привоз», убытков и т.п., на день, предшествующий принятию постановления главы об изъятии земельного участка. Рассматривается вопрос о предоставлении ЗАО «Привоз» земельного участка взамен изымаемого.

Заинтересованное лицо считает, что подпунктом 3 пункта 2 постановления, возложившим обязанность на комитет по управлению муниципальным имуществом по подготовке в пятидневный срок искового заявления в Арбитражный суд, не нарушена процедура изъятия, так как данная норма лишь устанавливает подготовку искового заявления, но никак не его направление. По состоянию на данный момент исковое заявление не направлялось в Арбитражный
суд.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им оценку в соответствии с действующим законодательством, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

30.08.2006 главой муниципального образования Славянский район Краснодарского края было издано Постановление № 3001 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд».

Указанным Постановлением со ссылкой на статьи 45, 55, 83 Земельного кодекса РФ, статью 239 ГК РФ, в целях выполнения решения шестой сессии Совета депутатов города Славянска-на-Кубани и Славянского района от 29.05.2002 № 1 «Об утверждении предварительной схемы реконструкции центральной части г. Славянска-на-Кубани», решения тридцать пятой сессии Совета депутатов г. Славянска-на-Кубани и Славянского района от 10.08.2004 № 11 «О реконструкции центральной части города Славянска-на-Кубани» в соответствии с генеральным планом г. Славянска-на-Кубани постановлено:

Изъять для муниципальных нужд земельный участок площадью 16 763 кв.м. с кадастровым номером 23:48:0203013:0002, расположенный по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Дзержинского, 272, в квартале 199 в целях приведения центральной части г. Славянска-на-Кубани в соответствие с генеральным планом города.

Комитету по управлению муниципальным имуществом: 1) в 3- дневный срок уведомить ЗАО «Привоз» об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, указанного в п.1 настоящего постановления;

в 2-дневный срок обратиться в Славянский отдел Главного управления Федеральной регистрационной службы Краснодарского края для регистрации настоящего постановления;

в течение пяти дней подготовить исковое заявление в Арбитражный суд Краснодарского края об изъятии земельного участка для муниципальных нужд;

произвести работы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, указанном в п.1 настоящего постановления.

Рекомендовать ЗАО «Привоз» в целях выполнения настоящего постановления обеспечить беспрепятственный доступ заинтересованных лиц на территорию вещевого рынка «Привоз» и в помещения, принадлежащие
обществу.

Отделу по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации проинформировать население через средства массовой информации о предстоящем изъятии земельного участка, указанного в п.1 настоящего постановления.

Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя муниципального образования Славянский район *.*. Рябчука.

Постановление вступает в силу со дня его подписания.

В соответствие с Постановлением главы муниципального образования Славянский район от 7 декабря 2005 года № 4125 «Об утверждении проекта планировки центральной части г. Славянска-на-Кубани» в квартале 199 запланировано строительство торгово-развлекательного комплекса.

Спорный земельный участок находился на момент издания обжалуемого постановления и находится на сегодняшний день в муниципальной собственности муниципального образования Славянский район Краснодарского края на основании договора № 1 о передаче из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования Славянский район земельного участка площадью 16 763 кв.м, расположенного в г. Славянске-на-Кубани по ул. Дзержинского, 272 в квартале 199. Данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запись о регистрации от 27.07.2006, № 23-23-16172006-215, выдано свидетельство о регистрации от 27.07.2006 серия 23АА № 927105.

Кроме того, спорный земельный участок находится в пользовании ЗАО «Привоз» на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данное право было предоставлено правопредшественнику ЗАО «Привоз» ТОО «Привоз» (правопреемственность подтверждена Уставом ЗАО «Привоз») Постановлением главы администрации г. Славянска-на-Кубани Славянского района № 1133 от 29.06.1995 «Об утверждении государственных актов», выдан Государственный акт серии КК-2 № 423000354 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 16 763 кв.м, расположенного в г. Славянске-на-Кубани по ул. Дзержинского, 272 в квартале 199.

Правомерность предоставления земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «Привоз» и выдачи
государственного акта нашла подтверждение в судебных актах:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2004 по делу № А-32-15866/2004-54/419;

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2006 по делу № А-32-31435/2005-51/801;

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2004 по делу № А-32-17837/2004-11/475.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в том случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и одновременно нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

В соответствии со статьей 198 Арбитражно-процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса РФ Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

При этом, согласно статье 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению
земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательствами, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на Решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Таким образом, из смысла данной нормы следует, что органы местного самоуправления полномочны изымать земельные участки для муниципальных нужд.

Пунктами 1 и 3 статьи 55 Земельного кодекса РФ установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

выполнение международных обязательств РФ;

размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты
электро-, газо-, водоснабжения муниципального значения;

автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

иными обстоятельствами в установленных федеральными законами и законами субъектов РФ случаях.

Изъятие допускается при отсутствии других вариантов возможного размещения объектов.

Условия и порядок изъятия устанавливаются статьей 55 Земельного кодекса РФ, определившей, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка; порядок определения выкупной цены земельного участка; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком, права собственника земельного участка, устанавливаются гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 283 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренными статьями 279-282 ГК РФ.

В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса РФ выкуп земельного участка до истечение года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Если собственник не согласен с Решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган, принявший такое Решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Таким образом, иск о выкупе земельного участка государственные органы и органы местного самоуправления могут предъявлять в арбитражный суд не ранее чем по истечении одного года с момента
получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии.

В п.п. 3 п.2 обжалуемого постановления Комитету по управлению муниципальным имуществом предписывается в течение пяти дней подготовить исковое заявление в Арбитражный суд Краснодарского края об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, что не соответствует закону.

Нарушает положения закона и права ЗАО «Привоз» и отсутствие в обжалуемом постановлении выкупной цены земельного участка, указания на то, за счет чего и кого землепользователю будут возмещаться убытки, их размер. Не определена стоимость имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка (п.4 ст. 57 Земельного кодекса РФ). Доводы заинтересованного лица о том, что администрацией муниципального образования в настоящее время проводятся мероприятия по определению стоимости возмещения убытков, о предоставлении ЗАО «Привоз» земельного участка взамен изымаемого отклонены судом, как необоснованные не нашедшие подтверждения в материалах дела.

Судом оценены доводы заявителя о несоответствии оспариваемого постановления цели его издания – изъятию земельного участка для муниципальных нужд. Данные доводы признаны судом обоснованными по следующим основаниям.

Определение понятия «муниципальные нужды» содержится в ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливающем порядок решения вопросов государственного и местного значения

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услуг, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 54 Федерального Закона Российской Федерации от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления и уполномоченные или муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на выполнение работ связанных с Решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный заказ на выполнение работ оплачивается за счет средств местного бюджета.

Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе.

В соответствии с нормами ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории, если такими документами предусмотрено размещение объектов капительного строительства местного значения.

В случае принятия решения по размещению объектов капитального строительства местного значения, орган местного самоуправления муниципального района в течении десяти дней со дня принятия такого решения направляет Уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое Решение. (п.7 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Решение по размещению объектов капитального строительства местного значения подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. (ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Решение органа местного самоуправления муниципального образования Славянский район о размещении объектов капитального строительства государственного либо муниципального значения не принималось, в СМИ не опубликовалось.

27 февраля 2004 года ЗАО “Привоз“ по собственной инициативе обратилось к главе г.Славянска-на-Кубани и Славянского района Кладь *.*. с просьбой разрешить строительство торгово-развлекательного комплекса на месте расположения ЗАО “Привоз“.

В соответствии с нормами п.9 ст.45 Градостроительного Кодекса РФ по заявлению юридического лица, а именно ЗАО “Привоз“, 18.03.2004г. было принято Решение об использовании земельного участка в кв. 199 г.Славянска-на-Кубани. Данное Решение утверждено Постановлением главы города и района от 13.04.2004г. № 870, которым разрешена разработка проекта застройки кв. 199 г.Славянска-на-Кубани.

17.05.2004г. письмом за № 36 ЗАО “Привоз“ направило главе города и района перечень социальных объектов предлагаемых для включения в проект торгово- развлекательного комплекса культурно-развлекательного и спортивного назначения, а именно детские игровые площадки открытого и закрытого типа, зал для проведения молодежных дискотек, фитнес клуб, кафе, бар, включив в указанный перечень озеленение и благоустройство прилегающих к рынку “Привоз“ улиц города.

26 мая 2004 года ЗАО “Привоз“ заключило договор № 20/04 с Государственным учреждением Краснодарского края “Архитектурно-градостроительный центр“ на реконструкцию вещевого рынка “Привоз“ в торгово-развлекательный комплекс, согласовав с главой города и района перечень объектов культурно-развлекательного и спортивного назначения, а также озеленение комплекса и благоустройство улиц, прилегающих к комплексу.

Изготовленный эскизный проект реконструкции рынка “Привоз“ в г.Славянске-на-Кубани под торгово-развлекательный комплекс согласован главой города и района 25.06.2004 года для дальнейшей разработки, а также управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Славянска-на-Кубани и Славянского района и утвержден Постановлением главы г.Славянска-на-Кубани и Славянского района 13.07.2004г. №1786.

Комиссией по выбору земельного участка 24 августа 2004 года составлен Акт выбора земельного участка под строительство торгово-развлекательного комплекса по ул. Дзержинского 272, в кв. 199 г. Славянска-на-Кубани ЗАО “Привоз». В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ в случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. В акте выбора земельного участка от 24.08.2004, составленному согласно заявке № 642 от 03.03.2004, протокола комиссии № 6 от 18.03.2004, утвержденному Постановлением главы города Славянска-на-Кубани и Славянского района № 870 от 13.04.2004 расчет убытков ЗАО «Привоз»в случае возможного изъятия земельного участка для муниципальных нужд отсутствует, что также является нарушением процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд.

ЗАО “Привоз“ получило заключения всех согласующих служб.

8 сентября 2004 года управлением архитектуры и градостроительства г.Славянска-на-Кубани и Славянского района выдан ЗАО “Привоз“ строительный паспорт на проектирование и строительство торгово-развлекательного комплекса по ул. Дзержинского 272 и ул. Ковтюха 2, в кв. 199 г. Славянска-на-Кубани, на земельных участках закрепленных за ЗАО “Привоз“ на праве бессрочного (постоянного) пользования (ул. Дзержинского 272) и праве аренды сроком 49 лет (ул. Ковтюха 2).

В соответствии с выданным строительным паспортом застройщиком торгово-развлекательного комплекса определено закрытое акционерное общество “Привоз“.

ЗАО “Привоз“ приступило к проектным и изыскательским работам.

12 сентября 2004 года заключен договор подряда на выполнение инженерно-геологических изысканий под реконструкцию вещевого рынка “Привоз“ в торгово-развлекательный комплекс, работы выполнены в полном объеме. 21 сентября 2004 года заключен договор №2004-022 на изготовление рабочего проекта реконструкции рынка “Привоз“ в торгово-развлекательный комплекс, однако в связи с отменой Постановления главы разрешающего проектирование и строительство ЗАО “Привоз“ ТРК, работы по изготовлению рабочего проекта приостановлены.

Предложенный и изготовленный ЗАО “Привоз“ проект планировки в кв. 199 г. Славянска-на-Кубани размещен в проекте планировки центральной части г. Славянска-на-Кубани в кв. 199 и утвержден Постановлением главы муниципального образования славянский район от 07.12.2005г. № 4125.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в кв.199 г. Славянска-на-Кубани в соответствии с генеральным планом проекта планировки центральной части г. Славянска-на-Кубани размещен не муниципальный заказ, изъятие для которого предусмотрено ст.49 Земельного Кодекса РФ, а проект реконструкции вещевого рынка “Привоз“ в торгово-развлекательный комплекс, размещенный ЗАО “Привоз“.

Судом отклонены как необоснованные заявления заинтересованного лица о том, что изъятие земельного участка вызвано неисполнением ЗАО «Привоз» пунктов постановления, предписывающих порядок действий при проектировании и строительстве, а также с связи с несогласованием Экспертным Советом администрации Краснодарского края размещения торгово-развлекательного комплекса, отсутствием попыток со стороны ЗАО «Привоз» урегулировать сложившуюся ситуацию., в виду следующего.

В соответствии с Постановлением от 3 сентября 2003 г. № 858 “О порядке рассмотрения и согласования инвестиционных проектов на территории края в целях активизации процесса привлечения инвестиций в экономку края, создания оптимальных условий для инвесторов, сокращения сроков согласования предпроектной документации по размещению, строительству и реконструкции объектов на территории края, во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 4 апреля 2003 года № 321 “Об упорядочении процедуры согласования инвестиционных проектов на территории края“ объекты с общей суммой капитальных вложений 200 миллионов рублей и более, не зависимо от источников финансирования и формы собственности подлежат согласованию Экспертным Советом при администрации Краснодарского края, который является постоянно действующим коллегиальным органом.

ЗАО “Привоз“ направило в Государственное учреждение КК “Архитектурно-градостроительный центр“ запрос об ориентировочной стоимости строительства торгово-развлекательного комплекса, на которое письмом от 03.08.2004 г. № 05/83 получило ответ, что ориентировочная стоимость ТРК составляет более 200 миллионов рублей.

26.08.2004г., повторно 26.01.2005г., 11.07.2006г. № 27, 11.10.2006г. № 50 ЗАО “Привоз“ обращалось к председателю Экспертного межведомственного Инвестиционного Совета при администрации Краснодарского края с просьбой согласовать размещение ЗАО “Привоз“ торгово-развлекательного комплекса в г.Славянска-на-Кубани.

Вопрос до настоящего времени не рассмотрен, по не зависящим от ЗАО “Привоз“ причинам.

Также судом отклонены как необоснованные ссылки представителя администрации муниципального образования на нарушение ЗАО «Привоз» при организации вещевого рынка требований безопасности движения на улицах города в районе рынка «Привоз», а также на то обстоятельство, что рынок «Привоз» как место массового скопления людей представляет собой зону повышенной опасности. ЗАО «Привоз» в материалы дела переданы документы, прямо опровергающие эти доводы: распоряжение главы администрации Славянского района от 12.01.1996 № 40-п «О мерах по обеспечению безопасности движения на улицах города, в районе рынка «Привоз», со схемой организации дорожного движения, противодиверсионный паспорт ЗАО «Привоз». Кроме того, заинтересованным лицом не представлено ни одного предписания контролирующих органов в адрес ЗАО «Привоз» по данному поводу.

Таким образом, изъятие земельного участка для размещение такого объекта как торгово-развлекательный комплекс на месте Вещевого рынка «Привоз» не отвечает требованию исключительности, необходимому для изъятия земельного участка; не относится к муниципальным нуждам, определенным в законе как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услуг, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации; не соответствует порядку, установленному Градостроительным кодексом РФ для размещения объектов капитального строительства местного значения.

Кроме того, Постановлением об изъятии нарушен предусмотренный законами РФ порядок изъятия земельного участка.

Постановление главы муниципального образования Славянский район Краснодарского края от 30.08.2006 № 3001 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд» не соответствует требованиям статей 31, 49, 55 Земельного кодекса РФ, ст. 279, 282 Гражданского кодекса РФ, и нарушает право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «Привоз» на земельный участок

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает право и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Расходы по уплате госпошлины подлежат возврату заявителю в соответствие со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями ст.ст. 2,29,65,71,167-170,174,176,198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать недействительным Постановление главы администрации муниципального образования Славянский район от 30.08.2006г. №3001 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд».

ЗАО «Привоз» г Славянск-на-Кубани выдать справку на возврат государственной пошлины 2000 руб., уплаченной в федеральный бюджет №219 от 06.09.2006г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья *.*. Шипунова