Судебная практика

Решение от 23.05.2006 №А65-3474/2006. По делу А65-3474/2006. Республика Татарстан.

Решение

город Казань Дело № А65 -3474/2006 –Сг 2 -24

23 мая 2006 года.

Резолютивная часть решения вынесена -16 мая 2006 года.

Дата изготовления полного текста решения -23 мая 2006 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Богдановой *.*.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Богдановой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по первой инстанции 16 мая 2006 года заявление

Сельскохозяйственного производственного кооператива «Волга», село Куралово, Спасский район Республики Татарстан, о признании действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан, город Болгар, незаконными, обязании провести межевание, изготовить кадастровый план земельного участка и присвоить кадастровый номер земельному участку, принадлежащему Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Волга» на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования землей на основании свидетельства № 18 от 9 июня 1992 года, с привлечением к участию в процессе в качестве заинтересованных лиц –Исполнительного комитета Спасского муниципального образования Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата»,

при участии представителей:

от заявителя –конкурсного управляющего Егорова *.*., действующего на основании решения Арбитражного суда РТ от 13.09.2004 года по делу № А65 -7342/2004 –Сг 4- 26, представителя Халитова *.*., действующего на основании доверенности без номера от 1.03.2006 года, представителя Кочкина *.*., действующего на основании доверенности без номера от 1.03.2006 года,

Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан –специалиста Беспаловой *.*., действующего на основании доверенности за № 34 от 4.04.2006 года,

от заинтересованных лиц:

Исполнительного комитета Спасского муниципального образования –не явился (извещен),

ФГУ «Земельная кадастровая палата» –начальника юридического отдела Тихоновой *.*., действующего на основании доверенности без номера от 15.02.2006 года,

Установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Волга» (далее по тексту –заявитель), обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ (в лице его межрайонного отдела № 2 по Спасском и Алькеевскому району) незаконными, обязании провести межевание, изготовить кадастровый план земельного участка и присвоить кадастровый номер на землю (земельный участок), принадлежащую Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Волга» на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования землей на основании свидетельства за № 18 от 9.06.1992 года.

Определением Арбитражного суда РТ от 27.02.2006 года к участию в деле, в качестве заинтересованного лица, привлечен Исполнительный комитет Спасского муниципального образования.

Определением Арбитражного суда РТ от 27.03.2006 года к участию в рассмотрении заявления, в качестве заинтересованного лица, привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата».

Представитель
Исполнительного комитета Спасского муниципального образования, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился. В представленном в материалы дела отзыве требования заявителя отклонил, указав, что что Сельскохозяйственный производственный кооператив «Волга» преобразован из совхоза «Волга» на основании Постановления Главы администрации Спасского района РТ за № 233 от 26.06.1997 года. Испрашиваемые заявителем земли ранее принадлежали совхозу на праве постоянного бессрочного пользования. Свидетельства о праве собственности на земельные доли в соответствии с указом Президента РТ от 10.05.1993 года за № 244 «О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса РТ», Решения Президиума Спасского районного Совета от 19.07.1996 года № 26 заявителем оформлены не были.

Заявление рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица (Исполкома Спасского муниципального образования) в порядке части 2 статьи 200 АПК РФ.

Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ требования заявителя отклонены по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование своих доводов указал, что заявитель обратился в отдел Управления Роснедвижимости по Спасскому району РТ с просьбой предоставить информацию, необходимую для регистрации права собственности за ним на земельный надел площадью 2.717 га, представив свидетельство № 18 от 9.06.1992 года на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданное Совхозу «Волга» Спасского района.

Согласно Указу Президента РТ за № УП-244 от 1.05.1993 года «О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса РТ», колхозы и совхозы, с учетом мнения членов трудовых коллективов этих хозяйств, могли быть преобразованы в товарищества, акционерные общества, коллективные предприятия, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские хозяйства, объединения (ассоциации)
крестьянских хозяйств и кооперативов.

Следовательно, совхоз «Волга» должен был быть реорганизован в одно из перечисленных юридических лиц, затем новое юридическое лицо должно было получить государственный акт на земельные участки, входящие в государственный фонд земель, и провести общее собрание членов кооператива в соответствии с положениями Федерального закона за № 193-ФЗ от 8.12.1995 года «О сельскохозяйственной кооперации» и уставом кооператива, для определения размеров паевого фонда кооператива и обязательного паевого взноса и заключения договоров аренды земельных паев с каждым пайщиком –членом кооператива.

Однако, обращаясь в Управление Роснедвижимости по Спасскому району РТ, каких –либо документов, удостоверяющих прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, заявителем представлено не было.

В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона за № 28 от 2.01.2000 год «О государственном земельном кадастре» для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков, которые должны быть надлежащим образом оформлены.

Однако данное требование закона заявителем выполнено не было.

Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» требования заявителя отклонило, указав, что до настоящего времени обращения от заявителя по поводу постановки земельных участков на государственный кадастровый учет не поступало. Заявки от СХПК «Волга» о предоставлении сведений государственного земельного кадастра о земельных участках отсутствуют.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении заявления, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Заявитель письмом за исх. № 41 от 14.01.2005 года обратился в адрес Службы земельного кадастра об определении границ земельных участков, принадлежащих СХПК «Волга», площадью 2.717 га, присвоении им кадастровых номеров и произведении расчета стоимости
выполнения указанных работ в целях оформления права собственности на земельный участок указанного размера, с указанием на признание СХПК несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства, а также на последствия его открытия в виде ликвидации предприятия и продажи имущества с целью погашения кредиторской задолженности.

Письмом за исх. № 7 от 24.01.2005 года Служба земельного кадастра по Спасскому району сообщило заявителю об отсутствии информации о правовом положении земель, используемых СХПК «Волга». Также письмом за исх. № 19 от 1.03.2005 года заявителю было сообщено невозможности закрепления всего паевого фонда на территории совхоза «Волга» за СХПК «Волга», по причине несоответствия процедуры передачи земельных паев в уставной капитал СХПК «Волга» положениям Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».

В последующем, письмом за исх. № 74 от 31.01.2005 года заявитель обратился с ходатайством о регистрации права собственности за СХПК «Волга» на земельный надел площадью 2.717 га, представив в качестве правоустанавливающего документа свидетельство за № 18 от 9.06.1992 года о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 2.733,71 га, выданное совхозу «Волга» (которое было представлено дополнительно сопроводительным письмом за исх. № 126 от 29.11.2005 года, содержащим в себе просьбу, адресованную Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ, провести межевание, изготовить кадастровый план земельного участка и присвоить кадастровый номер земельному участку, принадлежащему Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Волга» на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования землей на основании свидетельства № 18 от 9 июня 1992 года).

Между тем, согласно представленному в материалы дела свидетельству за № 18 от 9.06.1992 года и приложения к нему испрашиваемый заявителем земельный участок был закреплен за совхозом
«Волга» на праве постоянного (бессрочного) пользования (в размере 2.733,71 га).

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ письмом за исх. № 261 от 19.12.2005 года сообщило заявителю о невозможности оформления права собственности на испрашиваемый земельный участок на основании представленного последним свидетельства за № 18 от 9.06.1992 года о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 2.733,71 га, выданного совхозу «Волга» и приложения к нему. В качестве основания отказа было указано на результаты проведенной в 2004 году инвентаризации земельных паев жителей села Куралово, утвержденные Постановлением Главы администрации Спасского района № 161 от 1.04.2004 года, согласно которым паевой фонд заявителя был установлен в размере 1.550 га при общей численности действительных земельных паев жителей -288.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя с настоящим требованием –о признания действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ (в лице его межрайонного отдела № 2 по Спасском и Алькеевскому району), выразившиеся в отказе провести межевание, изготовить кадастровый план земельного участка и присвоить кадастровый номер на землю (земельный участок), принадлежащую Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Волга» на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования землей на основании свидетельства за № 18 от 9.06.1992 года, оформленном письмом за исх. № 126 от 29.11.2005 года, незаконными, и обязании совершить указанные действия.

Между тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе, в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Правительство РФ изданием Постановления от 29.12.1991 года за № 86 Установило обязанность
совхозов и колхозов в срок –до 1.01.1993 года, провести реорганизацию и привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Районным и внутрихозяйственным комиссиям было предписано провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно -долевую собственность. При этом было установлено, что стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза. Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев подлежали передаче сельскому (поселковому) Совету народных депутатов.

Постановлением Правительства РФ от 4.09.1992 года за № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» утверждено Положение «О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий» (в настоящее время утратило силу).

Согласно пункту 5 указанного названного Положения –при реорганизации совхозов, по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств, могут быть образованы сельскохозяйственные производственные кооперативы. При этом, по условию пункта 8 Положения, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуально имущественные паи и земельные доли.

Решением Спасского районного Совета народных депутатов РТ за № 26 от 19.07.1996 года руководителям совхозом и колхозов было предписано подготовить и утвердить на общих собраниях списки членов общей долевой собственности.

Протоколом за № 2 собрания общего трудового коллектива совхоза «Волга» от 5.05.1997 года было оформлено принятие решения о реорганизации совхоза «Волга» в кооператив «Волга». Также, в соответствии
с Положением о внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов, разработанным Министерством сельского хозяйства РФ, 22.01.1997 года утверждена внутрихозяйственная комиссия в составе 15 человек. Установлен размер земельной доли, равной 5,38 га, утвержден список лиц –владельцев земельной доли, с учетом пенсионеров, работников сферы обслуживания, проживающих на территории совхоза, в количестве 354 человек и список лиц, получающих имущественные паи, в количестве 215 человек.

Постановлением Администрации Спасского района за № 233 от 26.06.1997 года была произведена регистрация Сельскохозяйственного производственного кооператива «Волга», село Куралово, преобразованного из совхоза «Волга», о чем выдано свидетельство за № 180.

Положениями пункта 3.2. Устава Сельскохозяйственного кооператива «Волга» определен порядок вступления в кооператив члена сельскохозяйственной организации, на базе которой создается кооператив, путем внесения права на имущественный пай в размере 42.000 рублей и земельной доли в размере 5,38 га.

В соответствии с Положением «О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий» и пунктом 1 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства РФ от 1.02.1995 года за № 96, была установлена обязанность внутрихозяйственных комиссий по организации по проведению инвентаризации сельскохозяйственных угодий, уточнению списка лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев, подготовке пакета документов по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли и имущественные права. Следствием указанных действий является оформление, регистрация и выдача свидетельств о праве на имущественные паи и организация выдачи свидетельств о праве собственности на земельные доли, подготовленных районными комитетами по земельным ресурсам для каждого участника сельскохозяйственной организации (члена производственного кооператива).

В соответствии с положениями пункта 16 названного
выше Положения, утвержденного Постановлением Правительства за № 708 от 4.09.1992 года, владелец земельной доли вправе получить ее при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив, продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

Пунктом 15 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи определен порядок оформления внесения земельной доли в уставной капитал организации –посредством заключения учредительных договоров.

Согласно положениям пункта 20 Рекомендаций, при внесении земельных долей в уставной капитал сельскохозяйственной коммерческой организации этой организации, как юридическому лицу, подлежит выдаче свидетельство на право собственности на земельный участок, площадь которого соответствует внесенным земельным долям, и план этого участка. При этом свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставной капитал указанной организации, теряет юридическую силу.

На основании Указа Президента РФ от 11.12.1993 года за № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость были возложены на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах. Правопреемником указанной структуры с 2001 года является Федеральная Служба земельного кадастра, преобразованная указом Президента РФ от 9.03.2004 года в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Из представленного в материалы дела письма Межрайонного отдела № 2 по Спасскому и Алькеевскому районам Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости за исх. № 261 от 19.12.2005 года, направленного в адрес заявителя, следует, что во исполнение Указа Президента РТ
от 10.05.1993 года «О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий агропромышленного комплекса РТ» и на основании Решения Президиума Спасского райсовета от 19.07.1996 года за № 26 выдавались «свидетельства о праве собственности на земельную долю». В судебном заседании представитель заявителя факт получения членами СХПК свидетельств о праве собственности на земельную долю подтвердил.

В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 24.07.2002 года за № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями от 7.07.2003 года, 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 года, 7 марта и 18 июля 2005 года) документами, удостоверяющими право на земельную долю являются Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года за № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии –выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исполнительным комитетом Спасского муниципального района РТ письмом вх. № 3936 от 15.05.2006 года в материалы дела представлена информация о проведении в 2004 году инвентаризации земельных паев жителей села Куралово, по результатам которой размер паевого фонда СХПК «Волга» был установлен -1.550 га, в том числе пашни -1.550 га, при общей численности действительных земельных паев жителей с. Куралово -288 человек. Земельный участок является общей долевой собственностью владельцев земельных паев. Результаты инвентаризации утверждены Постановлением главы Администрации Спасского района за № 161 от 1.04.2004 года. При этом собственники земельных долей в Исполнительный комитет о выделении земельных долей (в натуре) не обращались.

Таким образом, при наличии выданных свидетельств о праве собственности на земельные доли отдельным физическим лицам, являющимся владельцами земельных долей, обращение в уполномоченный орган –Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости (в лице межрайонного отдела № 2 по Спасскому и Алькеевскому районам), заявителем, обосновывающим свое право на испрашиваемый земельный участок свидетельством за № 18 о праве постоянного (бессрочного) пользования, выданным преобразованному совхозу «Волга», суд находит неправомерным. Как следствие, требование о признании действия уполномоченного органа незаконными также является несостоятельным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 17 ФЗ «О землеустройстве», Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8.04.1996 года, межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

· определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;

· закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

· изготовление карты (плана) объекта землеустройства (Приказ Роскомзема от 12.07.1996 года за № 69 «О принятии к руководству Инструкции по межеванию земель»).

Согласно Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8.04.1996 года «межевание земель» выполняют институты и предприятия РосНИИземпроекта, Росземкадастрсъемки, другие организации Росземкадастра, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ. При этом выполнение работ подлежит осуществлению в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению проектов территориального землеустройства в случае перераспределения сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями и (или) находящихся в общей долевой собственности, утвержденными Росземкадастром от 26.01.2004 года.

Между тем, «межевание» объектов землеустройства не является функцией Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Указанный орган лишь осуществляет контроль за ведением государственного земельного кадастра. Доказательств обращения заявителя в специализированные организации материалы дела не содержат.

Учитывая вышеизложенное, требование об обязании провести межевание, изготовление кадастрового плана земельного участка и присвоение кадастрового номера испрашиваемому заявителем земельному участку изложено к ненадлежащему лицу, несостоятельно и не подлежит удовлетворению.

Судебные расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 198, 201, 167 –170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива «Волга», село Куралово, Спасский район Республики Татарстан, в доход бюджета 4.000 (четыре тысячи) рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок.

Судья: ___________________Богданова *.*.