Решение от 31.08.2009 №А32-10074/2008. По делу А32-10074/2008. Краснодарский край.
«31» августа 2009 г.Дело № А-32-10074/2008-10/155
г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 24.08.2009
Решение изготовлено в полном объеме 31.08.2009
Арбитражный суд Краснодарского края
в составе судьи Ильенко *.*.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ильенко *.*.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, г. Краснодар
к ОАО «РЖД», г. Москва
о взыскании задолженность по договору аренды в размере 643 569 руб. 47 коп.
при участии:
от ТУФА по УГИ по КК: Новикова *.*. - ведущий специалист по доверенности от 19.01.2009;
от ОАО «РЖД»: Бачериков *.*. - представитель по доверенности от 10.11.2008.
Установил:
Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю обратилось с иском к ОАО «РЖД» о взыскании с него в доход федерального бюджета задолженности по договору аренды земельного участка № 7700000204 от 03.10.2005 в размере 643 569 руб. 47 коп., в том числе задолженности по арендной плате в размере 516 566 руб. 87 коп. и задолженности по пени – 127 002 руб. 60 коп.
Определением суда от 23.09.2008 года производство по делу приостановлено до рассмотрения и вступления в законную силу судебного акта по делу №А-32-8797/2008-39/149.
Определением суда от 16.07.2009 года назначено рассмотрение вопроса о возобновлении производства по делу и предварительное судебное заседание на 24.08.2009 года.
Поскольку судебный акт по делу №А-32-8797/2008-39/149 вступил в законную силу, суд счел возможным производство по делу возобновить в порядке ст. 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При отсутствии возражений сторон по рассмотрению спора по существу, суд счел возможным подготовку дела к судебному разбирательству завершить и перейти к рассмотрению спора по существу заявленных требований.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю и ОАО «РЖД» 03.10.2005 года был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 7700000204, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения, с кадастровым №23:19:00 00 000:0001, находящийся по адресу: Ленинградский район, для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, общей площадью 6 722 200 кв.м.
В соответствии с пунктом 2.1. договора аренды, срок действия договора установлен с 26.09.2005 г. до 26.09.2054 г.
Размер и условия арендной платы установлены пунктом 3 договора, согласно которому размер годовой арендной платы сторонами установлен в сумме 48 030,12 рублей из расчета базовой ставки арендной платы 71,45 руб./га (л.д.9-15).
Утрата с 01.01.2006 юридической силы Федерального Закона «О плате за землю» и введение ставок земельного налога Налоговым кодексом РФ послужили основанием для перерасчета управлением установленной договором размера арендной платы. Отказ общества от оплаты за аренду по новому расчету послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 4 статьи 22 и статьи 65 Земельного кодекса РФ условие договора о размере арендной платы за аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, должно соответствовать нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления имуществом железнодорожного транспорта» Правительство Российской Федерации должно регламентировать порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью.
Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29.04.2006 № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги». В пункте 4 указанного Постановления поручено Минэкономразвития и торговли утвердить ставки арендной платы за земельные участки в 2-х недельный срок, исходя из необходимости сохранения размера арендных платежей, уплаченных обществом «Российские железные дороги» в 2005 году. Ставки вышестоящим госорганом истца были утверждены только в декабре 2006 года (Приказ Министерства экономического развития и торговли от 04.12.2006 № 396, зарегистрированный в Минюсте РФ 16.01.2007 за № 8750).
Как следует из расчета задолженности, спорный период составляет с 26.09.2005 по 19.05.2008 (л.д.8), т.е. период в котором ставки арендной платы не были утверждены вышестоящим госорганом истца. В спорный период было дано разъяснение от 07.02.2006 за № ДО8-365) вышестоящим органом истца о плате ОАО «РЖД» за земельные участки.
В указанном разъяснении рекомендовано, в том числе и истцу, применять ставки арендной платы установленные в проекте (от 25 декабря 2005года) вышеназванного приказа.
Расчет задолженности по арендной плате произведен истцом в результате применения 25% от ставки земельного налога на основании письма Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 25.05.2007г. № ЛП-05/13702
Суд считает, что условие о включении в плату за использование земли налога на землю противоречит установленному земельным и налоговым кодексами РФ, порядку определения форм и видов платежей за использование земли.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ земельный налог и арендная плата являются самостоятельными видами платы и в рассматриваемом случае не могут применяться одновременно.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, устанавливаются Правительством РФ.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
То есть Налоговый кодекс РФ статьей 388 исключает из налогоплательщиков организации являющиеся арендаторами земельных участков – арендаторы не являются налогоплательщиками (Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды» часть 2 ст. 388 НК РФ)
Учтенная истцом кадастровая стоимость земельного участка необходима в рассматриваемом случае только для определения размера налога на землю, плательщиком которого является собственник земельного участка.
Земельный кодекс РФ устанавливает кадастровую стоимость земельного участка для целей налогообложения, а в соответствии со ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Верховный суд РФ определением от 12.07.2006 г. по делу № 5-Г06-57 указал о нарушении требований Налогового кодекса РФ отнесение к налогоплательщикам земельного налога организации, обладающие земельными участками на праве аренды.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 27.02.2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» ограничены в обороте земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы.
Федеральная налоговая служба РФ письмом от 15.12.2006 г. № ШТ-6-21/1212 «О земельном налоге, налоге на имущество организаций и транспортном налоге» разъясняет: «В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст. 389 части второй НК РФ не признаются объектом налогообложения, в частности, земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ».
Нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения размера арендной платы и методика ее расчета исключают возможность включения в дополнение к арендной плате еще и земельного налога, так как все указанные составляющие включены в единую ставку арендной платы, которые утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 04.12.2006 г. № 396 «Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО «РЖД» по субъектам РФ».
Приказом Минэкономразвития РФ от 22.07.2006 г. № 197 утверждена методика расчета арендной платы исходя из утвержденной арендной ставки, в ней не содержатся такие составляющие расчета как земельный налог и кадастровая стоимость земли.
Согласно ст. 4 ФЗ РФ от 27.02.2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» порядок и условия пользования ОАО «РЖД» земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченными в обороте, а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы определяются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 г. № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД» указанные выше земли подлежат передаче в аренду ОАО «РЖД».
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона от 27.02.03г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством Российской Федерации ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.
Таким образом, из смысла законодательства следует, что плата за аренду земельных участков, предоставленных ОАО «РЖД» должна рассчитываться с учетом ее «льготного» Ф.И.О. от ставки, применяемой к «прочим земельным участкам».
Так ставки арендной платы рассчитываются исходя из среднего показателя кадастровой стоимости земель не промышленности, а сельскохозяйственного назначения и необходимости сохранения размера арендных платежей, уплаченных ответчиком в 2005 году. Как следует из разъяснения № ДО8-365, применение таких ставок позволят избежать значительного повышения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные ОАО «РЖД», и, соответственно, необходимости пересмотра тарифов на железнодорожные перевозки.
Заявленный же истцом расчет размера арендной платы произведен без учета специального нормативного акта - Постановления №264 Правительства РФ, действовавшего в спорный период, и установившего пределы размера ставки арендной платы за земельные участки, арендуемые ответчиком.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 146 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Производство по делу № А-32-10074/2008-10/155 возобновить.
Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, г. Краснодар в удовлетворении заявленных требований- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в установленном законом порядке.
Судья *.*. Ильенко